«Газпром ведет себя как гопник». Европа ему подыгрывает
Газовые переговоры в Брюсселе оказались чрезвычайно сложными, длительными и... безрезультативными, — источник «Дня»
На протяжении 10 часов стороны пытались достичь какого-то общего знаменателя в решении энергетического конфликта. И, как стало известно «Дню», так ничего и не достигли.
Несмотря на то, что еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер вышел к прессе с заявлением, что итогами газовых переговоров в Брюсселе являются договоренности, что Украина купит у «Газпрома» четыре миллиарда кубометров газа до конца года и оплатит долги, несмотря на текущий процесс в Стокгольмском арбитраже, украинская сторона — ни НАК «Нафтогаз», ни представители правительства эту информацию не подтвердили. Более того, из достоверных источников, приближенных к переговорному процессу, «Дню» стало известно, что украинская сторона не собирается отступать от своих первичных условий и настаивает на том, чтобы переписать контракт с «Газпромом».
«На переговорах в Брюсселе все выглядело так, что европейцы ссорятся с россиянами. Украинская сторона в это время тихонько отсиделась в стороне. По большому счету, никто ни о чем не договорился, а Эттингер выходит и делает заявление о каких-то договоренностях», — рассказывает источник «Дня».
ФОТО РЕЙТЕР
Европейский Союз, по словам нашего собеседника, всячески склоняет Украину «усмирить» свой норов и пойти на уступки. В частности, как рассказали «Дню», сама фрау Меркель звонила Арсению Яценюку, чтобы убедить его, что не стоит быть таким категоричным в газовом вопросе с РФ, потому что нужно как можно быстрее разобраться в этом конфликте, чтобы в Европе был газ. У нашего собеседника есть два варианта объяснения такого поведения канцлера: или европейцы из страха замерзнуть зимой Украину просто «сливают» не думая о последствиях на перспективу, или же придумали какую-то хитрую игру, чтобы обмануть Кремль, имитируя, что идут на уступки и делают так, как хочет Путин.
Украине же, по большому счету, при условии наличия проплаченых уже поставок газа из Словакии, а также мазута и африканского угля, первые 85 тысяч тонн которого, как заявил вчера премьер-министр Украины, уже прошли Босфор, — новое соглашение с Кремлем не так критически нужно, замечает наш эксперт. Мол, потребности внутреннего потребителя, в условиях умеренно холодной зимы, мы в состоянии обеспечить.
Эти договоренности, по большому счету, критически нужны Европе, чтобы иметь гарантии того, что Россия не отколет «фокус» с перекрытием вентиля, ссылаясь, будто бы, на незаконность реверса.
А еще, учитывая экономическую ситуацию в России, договоренности, которые разморозят поставки в Украину, критически необходимы самому Газпрому. И об этом уже говорят эксперты в самой же России. Газовая война с Украиной удовольствие не из дешевых для российского газового монополиста. Он уже потерял 6,5 миллиарда долларов с тех пор как перекрыл Украине вентиль, и продолжает, по подсчетам российских экспертов, ежедневно терять по 50-60 миллионов долларов. «То, что сейчас российская сторона делает на газовых переговорах с украинцами и европейцами, — это игра с нулевой суммой. Для наших пойти на какие-либо уступки — значит, почувствовать себя лузерами, лохами. И самое странное для них, что украинская сторона предлагает в настоящий момент как раз вариант «win — win». Как здесь согласиться? Разве можно уступить «киевской фашистской хунте»?» — комментирует в интервью российскому агенту Росбалт.Бизнес партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, украинцы предлагают подписать новый контракт на условиях, похожих на те, которые «Газпром» в настоящий момент применяет к своим клиентам в Западной Европе. «Если принять это предложение, то будут счастливы и российская экономика, которая получает прибыль от продажи газа Украине (а то ведь сейчас «Газпром» по политическим причинам угробил свой крупнейший рынок в Европе), и Украина — она не замерзает, и европейцы — они получают гарантированный газ. А наша сторона настаивает на старом, штопаном-перештопаном контракте, где уже половина пунктов не выполняется давным-давно, настаивает на цене $ 485 и на скидочке, которую захотят — дадут, а захотят — не дадут, до $ 385. Это — вариант, когда все в минусе», — говорит Крутихин. Украинская сторона, по словам российского эксперта, оказывается, более современно и нормально оценивает, как развивается рынок. «А «Газпром» в этой ситуации выступает в роли тупого гопника из подворотни, который выжимает себе же во вред какие-то одномоментные прибыли, вместо того, чтобы на долгосрочной основе оформить сотрудничество», — говорит Крутихин. — ... Они смотрят на послезавтра с большой неохотой. Никакой стратегии там нет. Я как-то выступал на одном мероприятии и сказал: если считать манию величия и ксенофобию стратегией, тогда у нас есть стратегия в нефтегазовой отрасли. А так никакой стратегии нет...»
УКРАИНСКУЮ ПОЗИЦИЮ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ОСЛАБЛЯЕТ... ПРЕЗИДЕНТ
Но и в украинской стороне, к сожалению, не все так гладко, как хотелось бы, замечают эксперты. Ведь в последние дни четко проявилась большая конфронтация в позиции по газовому вопросу правительства и Президента. И позавчерашний звонок Порошенко Путину «сделанный — как пишет сайт Президента — в связи с энергетическими консультациями в Брюсселе», — это только подтверждает.
«То, что Порошенко начал по телефону вести переговоры по газу с российским Президентом, — это нехороший сигнал. Он залез в сферу не своей компетенции», — замечает практикующий юрист и директор юридической компании Lions Litigate Станислав Батрин. Впрочем, эксперт не может объяснить: какая такая проблема заставила Президента вмешаться и что мешает Яценюку с Порошенко выступать единым фронтом?
С самого начала прихода новой власти в Украине газовый вопрос был в компетенции правительства, в частности самого премьер-министра и министра энергетики.
А последние неделю-две мы вдруг стали свидетелями повышенной активности Президента в этом вопросе.
Хотя, когда Порошенко, придя на пост главы государства, сделал заявление, что время положить конец плохой традиции, когда газ является президентским бизнесом. Президент тогда сказал, что газ является таким же товаром и цена на него не должна быть предметом переговоров глав государств. И здесь вдруг такое резкое изменение позиции.
Но основное то, что, как стало известно «Дню» из достоверных источников во власти, вмешательство Президента теперь не изменило позицию украинской стороны в переговорном процессе. И по состоянию на вчерашнее утро окончательная позиция была такова, что наша сторона не отступит от озвученных ранее условий: либо мы окончательно согласуем с «Газпромом» решение проблемы в виде письменного дополнения к договору, либо не будем с россиянами ничего согласовывать и будем ждать арбитража.
Выпуск газеты №:
№198, (2014)Section
Экономика