Перейти к основному содержанию

«Шантаж «дефицитом» горючего не пройдет»

Антимонопольный комитет дал нефтетрейдерам месяц на исправление перекосов со сверхдоходами
23 октября, 12:48
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) открыли 77 дел (на 139 региональных рынках) о злоупотреблениях нефтетрейдерами монопольным положением. Об этом вчера сообщил и.о. главы АМКУ Николай Бараш. По его словам, дела касаются следующих игроков: ЧП «Лукойл Украина», ЧП «Окко нефтепродукт», ООО «ВОГ Ритейл», ООО «Золотий екватор» и ООО «Альянс Холдинг». Как уточнил Бараш «Дню», расследование по ним охватывают 40% рынка нефтепродуктов страны. Впрочем, по его словам, это еще не конец. Ведь комитет сейчас изучает в целом три четверти украинского рынка бензинов, и проверка коснется одного из наибольших отечественных производителей нефтепродуктов ПАТ «Укрнафта» и других украинских компаний.

В ходе расследования, говорит и.о. главы АМКУ, выявили три фактора, толкающие цены вверх.

Первый — это завышенная маржа. По словам Бараша, по данным самих компаний, их маржа — 500 гривен на тонну. Но анализ Комитета (на основе данных, предоставленных компаниями) показывает, что благодаря вертикальной интеграции, прибыли производителей бензинов «на пистолете» — 3—4 тысячи гривен на тонне или, даже, больше! В пересчете на 1 литр, говорит он, 4 тысячи на одной тонне — «это еще 3—4 гривны в плюс к тому, за что, как будто бы живут компании». Выходит немало.

Кроме того, по словам Бараша, игра на качестве бензинов (особенно евромарки) дает компаниям еще дополнительный доход.

И третье — деятельность торговых предприятий на АЗС. «Торговая надбавка у них составляет, минимум 50%. Это при том, что освещение, кассир, охрана и много чего другого уже компенсировано стоимостью горючего. И сама по себе АЗС, предоставляя дополнительные услуги, дополнительные затраты не несет», — объясняет и.о. главы АМКУ. Как результат, подытоживает он, происходит «прямое ущемление спроса на рынке горючего». «Классическое злоупотребление монопольным положением...» — подчеркнул Бараш. По его словам, расчеты экспертов АМК свидетельствуют: в третьей декаде 2014 года экономически обоснованная цена литра А-95 бензина в рознице должна была бы составлять 15,13 гривны (вместо этого видим — 16,29 гривны); А-80 соответственно — 13,91 гривны (15,73 гривны); А-92 — 14,52 гривны (15,99 гривны); ГП Евро 5 — 14,46 гривны (16,11 гривны). За отправную точку в исследовании, начатом еще 14 апреля 2014 года, бралась цена А-95 — 19,95 гривны за литр.

И.о. главы АМКУ Николай Бараш добавил, что мировая цена на нефть в последнее время снизилась на 25%, тогда как розничная стоимость горючего на отечественных АЗС осталась на месте, или незначительно снижается. А в ЕС, продолжает он, за этот же период стоимость горючего снизились на 16%! Комитет хотел выяснить, что это за такой украинский феномен, но компании так и не предоставили серьезных обоснований собственного ценообразования на горючее.

Не дали ответа и в их отраслевой ассоциации. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук сообщил, что цену на АЗС никто не завышает, а нормальной работе операторов мешает дефицит валюты и невозможность ее купить по установленному Нацбанком индикативному курсу. «Мы обратились к НБУ и премьер-министру, сообщили о состоянии дел с индикативным курсом и невозможностью выполнения контрактных обязательств», — прибавил он. По его данным, на 16 октября отложенный спрос составил 200 миллионов долларов, что равняется покупке 200 тысяч тонн нефтепродуктов. Косянчук прибавил, что отсутствие топлива на АЗС приведет к остановке техники, которая используется в зоне АТО, и предупредил, что в Украине осталось запаса бензина на неделю работы операторов. «И до конца месяца будем иметь первые проявления дефицита», — сказал Косянчук. А в следующем году вообще, говорит он, страна будет бегать с ведром по спотовому рынку, потому что у производителей бензин не сможет купить.

В ответ на это Бараш прибавил, что очередной «шантаж» нефтетрейдеров не пройдет и придется поделиться сверхдоходами. Ведь, по его оценкам, на каждом литре владельцы АЗС получают в среднем почти 2 гривни «сверх». Если в месяц продается 1 миллиард тонн горючего, то рынок кладет сверхдоходов 2 миллиарда гривен в карман владельцам», — подвел итог он и прибавил, что если за месяц с рынком не найдут общий язык, то нарушителям следует готовиться к значительным штрафам.

Эксперт научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин считает, что государство потеряло контроль над рынком. Поэтому, по его мнению, как можно быстрее следует принять следующие меры: восстановить систему контроля качества нефтепродуктов, определить структуру и источники ее финансирования для проведения этих проверок, установить механизмы и сроки перехода на горючее Евро-4, 5 и 6 и согласовать эту графику с импортерами автомобилей и тому подобное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать