Диалог с... цветами
Осенняя хандра? Отправляйтесь на выставку Николая Гроха «Отражение светлой души» в галерее AVS-artОсеннюю пасмурную погоду и минорное настроение легко можно превратить в фейерверк радости: на протяжении ноября галерея AVS-art знакомит зрителей с творчеством заслуженного художника Украины Николая Гроха.
Главная тема выставки — торжественный гимн королевству цветов. Здесь мы увидим мастерски написанные акварели с роскошными и таинственными ирисами в сочетании с насыщенными летним солнцем фруктами. Натюрморты излучают свет и радость, акварельные мазки нанесены легко и прозрачно, сочно и реалистически точно изображены цветы, отчасти похожие на россыпи драгоценных камней. Живописать цветы так деликатно, нежно и романтично способен только тот мастер, кто истинно молод душой. Николай Грох, по его же собственному признанию, всегда разговаривает с цветами во время сеанса живописи. Он относится к творчеству философски: неспешно следит за процессом раскрытия тугого бутона, его трансформацией в прелестный цветок, а затем и за медленным увяданием. Автор осознает свою модель-цветок как крошечный, но чрезвычайно емкий микромир: сразу же возникают ассоциации и параллели с миром людей... Стремясь раскрыть тайну красоты, художник продумывает свою картину как разворачивающуюся перед зрителями театральную постановку, где движение, свет и цвет, дополнительные аксессуары служат одной цели — раскрыть прелесть хрупкого цветка.
Организаторы выставки рассказывают, что в поисках максимальной выразительности Николай Грох много экспериментирует: объединяет акварель c акварельными карандашами, восковой и масляной пастелью, покрывает бумагу белилами, присыпают влажную поверхность солями и процарапывает контуры формы. Композиция выстраивается в процессе движении: динамика поворотов головок цветов, линий складок драпировок устроена специально так, чтобы внутри картины была настоящая жизнь: чувствовалось время, стремительная скорость роста цветка, его расцвета и увядания. «Отражение светлой души» — очень удачное название для выставки, которая оставляет у зрителей чудесное и радостное впечатление, шедевральность картин безусловна, ведь натюрморты с пышными ирисами, гладиолусами, пионами и розами, а иной раз и с куклами — излюбленный жанр опытного и уважаемого маэстро.
«НАТЮРМОРТ С НЕМЕЦКОЙ КУКЛОЙ И ГРАНАТАМИ»
Примечательно и то, что в залах галереи представлена также малая графика Николая Гроха — первичные наброски и форэскизы. Встретить такие наброски (почти интимные, ведь художник их делает для себя, а вовсе не для того, чтобы они попали на наши глаза) — большая редкость. Однако, по мнению галеристов, именно в этих работах зафиксированы «графические мысли, которые проявляют душевные движения и субъективные рассуждения автора».
Рассуждая об отражении своего внутреннего мира в творчестве, мастер считает: «Художник всегда пишет свой портрет. Даже если это пейзаж или натюрморт, внимательному зрителю не слишком сложно понять, каким человеком является автор. Художник в своем творчестве не может обманывать».
Николай Грох шел в искусство не самым легким путем. Он родился в Ленинграде в 1936 году, детство провел на полесском хуторе Петривск в Киевской области. Увлечение искусством совпало с послевоенным временем, Николай вспоминает, что желание рисовать было огромным, а вот художественных материалов — бумаги, холстов, красок — не было совсем. Первыми шагами в творчество стали портреты погибших односельчан, нарисованные с пожелтевших фотографий на обрывках старых газет, а первыми материалами — уголь и бумага, в которую были завернуты мины. Самым волнующим событием юности стало поступление в училище на территории Лавры. Именно здесь под звон церковных колоколов, в холодном студенческом общежитии, незаметно прошли пять лет учебы. «Лавра для меня — не просто святое место... это совершенно особенное явление в моей судьбе», — говорит художник. В 1957 году Николай закончил отделение художественного текстиля училища прикладного искусства, где преподавали выдающиеся мастера (Сергей Колос, Ангелина Вовк, Татьяна Флору, Евгений Святский, Сергей Нечипоренко). После армии в 1960 году он поступил в Киевский государственный художественный институт на графический факультет. Вечерняя форма обучения позволяла параллельно работать в Художественном фонде Украины, а позже и в издательстве «Мистецтво».
За свой более чем полувековой стаж мастер занимался не только живописью, но и станковой графикой, иллюстрировал книги, создал серию замечательных пастелей «По украинским местам» и множество виртуозных офортов на темы украинских песен. Юным талантам Николай Грох хорошо известен как основатель и руководитель художественной студии при Центральном доме художника в Киеве.
Фото картин предоставлены галереей
Выпуск газеты №:
№214, (2014)Section
В конце «Дня»