Киотские деньги «заморозили»
Министерство экологии оправдывается: пошли на такой шаг, чтобы сделать невозможным разворовывание средств через фиктивные фирмы и старые теневые схемы
Министр экологии и природных ресурсов Андрей Мохник решил еще раз объяснить журналистам и общественности, что же в действительности происходит с киотскими средствами, почему гибридные авто для МВД закуплены, вагоны метро модернизируются, а школы, больницы и детские сады пока что не утепляются именно за счет «зеленых» инвестиций. Масла в огонь подлило и расследование журналиста «Громадського телебачення» Дмитрия Гнапа, суть которого сводится к тому, что относительно новый министр и руководитель Государственного агентства экологических инвестиций Роман Марголич пользуются теневыми схемами отмывания денег, созданными еще командой Януковича. Обвинения сыплются в адрес фирмы «Интертехэнерго», которая якобы фиктивная, но вместе с тем ей позволили выиграть тендер на реализацию проектов относительно утепления социальных объектов.
Однако в министерстве рассказывают, что компанию заподозрили в махинациях, и в настоящее время ее деятельность изучает Генпрокуратура, сотрудничество с ней прекращено и ни единой копейки на ее счет не перечислено. В материале Гнапа отмечается, что даже несмотря на разрыв сотрудничества с министерством, компания смогла отсудить якобы потраченные собственные средства на утепление объектов в Крыму. Речь идет о 47 миллионах гривен. Версия министра — 20 октября был суд, и по его решению компании отказано в удовлетворении иска на эту сумму.
— С «Инертехэнерго» ранее были заключены договоры, но Государственное агентство экологических инвестиций их расторгло, поскольку там работают теневые схемы. В апреле фирма «Интертехэнерго» принесла документы, что они проводили работы в Крыму, оплачивать эти работы мы не могли, потому что территория оккупирована, а проверку осуществить невозможно. Они подали в суд, и я отмечу, что бывший руководитель «Госэкоинвеста» Татьяна Сербина два суда проиграла. Тогда мы совместно с министром финансов направили в ГПУ обращение, чтобы она вмешалась в это дело. Теперь будет рассмотрение в Апелляционном суде, чтобы не допустить разворовывания
56 миллионов гривен «Интертехэнерго» по другим договорам. Второе дело о 47 миллионах гривен в суде первой инстанции уже выиграно, к сожалению, в расследовании «Громадського телебачення» этого не прозвучало. Из этого расследования выпали подписи тех людей, которые работали над тем, чтобы схемы времен Януковича функционировали и в дальнейшем, а эти люди уже уволены со своих должностей, — рассказал Андрей Мохник и заверил, что расследовать киотские дела непросто, к этому подключены Генпрокуратура, Контрольно-ревизионное управление, фискальная и налоговые службы.
На чьей стороне правда, сложно сказать, потому что каждый отстаивает свою точку зрения. Просто вопрос киотских денег стал актуальным и острым для общества именно из-за того, что эти средства по большей части оседали в чьих-то карманах, а реализованные проекты были некачественными. Экологические организации даже собирали информацию о качестве проведенных ремонтов на социальных объектах. И ужаснулись от того, что стало хуже, чем было. Припоминается, «День» год назад общался с главным врачом одной из больниц, которой повезло попасть в список «зеленых» проектов, и услышал, что в помещениях стало холоднее, чем до ремонта, откосы на окнах не доделаны, штукатурка осыпается, и требовать компенсации невозможно
из-за запутанных схем, — кто заказывал и кто выполнял эти работы.
Однако несколько фактов, которые никто не может опровергнуть, все же есть. Из выделенных Японией более чем четырех миллиардов гривен нереализованными на момент прихода Мохника на должность был один миллиард сто миллионов гривен. Из шести больших проектов, о которых договаривалось правительство с японской компанией, решили работать и дальше лишь над двумя — закупить автомобили «Тойота Приус» для МВД, потому что они меньше выбрасывают вредных газов в воздух, а также модернизировать вагоны киевского метрополитена — тоже с целью энергосбережения. Со слов министра, потребность МВД в таких машинах наконец исчерпана. А вот киевский метрополитен хочет еще модернизированных вагонов. Почему не новых, некоторые эксперты удивляются, ведь Крюковский завод, которому делают заказ относительно модернизации, может изготовить и новые вагоны, и это будет дешевле и практичнее. Ведь модернизированные вагоны имеют срок эксплуатации 5-7 лет, а новые — 20.
Но несмотря на это, с тех пор как Мохник занял руководящую должность, было потрачено 295 миллионов гривен на модернизацию вагонов метро и 86 миллионов гривен на современные авто для милиционеров. А заморозить проекты по утеплению в министерстве решили из-за того, что сейчас фискальная служба анализирует работу тех фирм и компаний, которые должны были эти проекты реализовывать. Пока не будут расставлены все точки над «і», утеплять школы и больницы никто не будет, потому что за этим могут стоять фиктивные фирмы, а следовательно — разворовывание денег. Также сейчас расторгаются договоры и проекты, которые планировались в Крыму, Донецкой и Луганской областях. Как только будет создан новый перечень объектов, которые претендуют на утепление за киотские средства, министр обещает вынести этот вопрос на открытое обсуждение.
Но японская сторона в свою очередь ждет отчетов, куда пошли выделенные ею деньги? Поскольку отчитываться не о чем, то правительство в очередной раз договорилось о продлении срока использования «зеленых» инвестиций. Теперь вплоть до декабря 2015 года. А еще есть средства, выделенные Испанией, — тоже за продажу Украиной квот на выбросы парниковых газов. 30 миллионов евро сейчас лежат на счетах казначейства. И когда и на какие проекты будут использованы эти суммы — тоже полная неясность.
КОММЕНТАРИЙ
«ПОЧТИ 700 ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОСТАНУТСЯ БЕЗ УТЕПЛЕНИЯ»
Андрей ЖЕЛЕЗНЫЙ, координатор народного мониторинга «Зеленые инвестиции по-человечески» Национального экологического центра Украины:
- Япония весной в ультимативной форме требовала от Украины завершить все предусмотренные договоренностями проекты, включая утепление заведений бюджетной сферы, или вернуть остаток неизрасходованных средств. Модернизация и развитие общественного транспорта является важным мероприятием по уменьшению выбросов. Но в этом году в июле чиновники планировали использовать свыше 2,4 млрд гривен на реализацию завершения 696 проектов, связанных с утеплением и заменой окон и дверей в школах, детсадах и медицинских заведениях по всей Украине по так называемой схеме зеленых инвестиций. Тем не менее, в официальных сообщениях ничего не сказано, когда, наконец-то, окончательно будут завершены все 696 проектов тепловой санации зданий бюджетной сферы. По информации Государственного агентства экологических инвестиций, окончательно приняты в эксплуатацию и проведен аудит 150 объектов с утеплением. В большинстве случаев работы проведены некачественно и остальные свыше 500 зданий социального значения в этом году останутся на зиму необновленными и неутепленными. Забыть об обещанном утеплении как-то не по-человечески. В этом году начато уголовное производство по фактам нецелевого использования государственных средств подчиненными организациями, которые не выполняли доверенные им проекты. И вместо того, чтобы разоблачить схемы и привлечь всех причастных к уголовной ответственности, правительство перенаправляет остаток средств на другой проект.
Section
Общество