Перейти к основному содержанию

«Остановить разрушение Донбасса может только ответственная власть»

Доктор медицинских наук, бывший житель Донецка Анатолий Кандзюба с недавних пор работает в Ужгороде
20 ноября, 11:51

«День» уже неоднократно публиковал мнения «живых» сил Донбасса и Крыма, которые вынуждены были покинуть свои дома (см. интервью с профессором-международником Игорем Тодоровым в № 202 от 29 октября, социологом Татьяной Ересковой в №214 от 14 ноября, активистом Андреем Щекуном в №53 от 25 марта и т.д.). Мы продолжаем давать истории наших соотечественников и вместе с ними искать ответы на вопросы: можно ли было предотвратить катастрофу на Крымском полуострове и востоке страны? Как изменить ситуацию к лучшему?

 

Процесс интеллектуальной эмиграции из Донбасса на большую Украину идет полным ходом. На днях в Ужгороде я познакомился с доктором медицинских наук, до недавнего времени ведущим научным сотрудником Донецкого научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, профессором Донецкого национального медицинского университета Анатолием Ивановичем КАНЗЮБОЙ, который также несколько месяцев назад переехал в Закарпатье.

Пан Анатолий — известный в Украине хирург. На протяжении нескольких десятилетий медицинской практики прооперировал тысячи больных. Работы на Донбассе ему всегда хватало, ведь в этом регионе сконцентрированы самые разнообразные промышленные предприятия, и производственных травм разной степени тяжести там достаточно.

Чтобы на своей малой родине из милости доморощенных «сепаров» самому не стать пациентом хирургов и травматологов, этим летом он принял решение оставить родной дом и перебраться с семьей в Закарпатье.

На протяжении многих лет семья пана Канзюбы проживала в городке Красногоровка, что в 20 километрах на запад от Донецка. В июне, после того как Нацгвардия освободила поселок от «деэнэровщины», между этими населенными пунктами пролегла граница — между территориями, контролируемыми Украиной, и сепаратистами. Курсировать по несколько раз в день, пересекая блокпосты, надоело, да и опасно это было. Решение покинуть родные места давалось непросто. Летом семья пошла в отпуск с надеждой, что обещания новой украинской власти в кратчайшие сроки положить этим безобразиям конец, осуществятся. Потом взяли несколько неоплачиваемых отпусков, но война все не заканчивается.

Обстрелы Красногоровки, невзирая на так называемое перемирие, и в настоящее время ведутся регулярно. Городок серьезно пострадал, много разрушений и поврежденного жилья. Люди между собой почти перестали общаться, боясь преследований. Разговоры преимущественно о том, с какого оружия ведется обстрел, «пронесет» в этот раз или нет.

— Кто берет в руки оружие и идет воевать против своего государства? — спрашиваю у пана Анатолия.

— «Кураторы» процесса в Красногоровку приезжали из Донецка, но было много и своих. По моим наблюдениям, основную массу этих вооруженных людей составляют в настоящее время те, кого зимой этого года возили в Киев как «титушек». Мои соседи — отец и сын, из идейных соображений направились в Славянск воевать за «ДНР», — говорит пан А. Канзюба. — Семья одного врача, которого я знаю много лет, разделилась: жена — за Украину, муж — за Россию. Там много живет людей, у которых Украина не вызывает никаких сантиментов. Вот Донбасс — да, это свое, наше. Такая идеология поддерживалась на протяжении многих лет, и никто не проводил идеологическую работу, что, невзирая на ментальную разницу, мы — граждане одной страны.

Другая причина, которая существенно деформирует мировоззрение, — пространственная замкнутость огромного количества населения. Абсолютное большинство народа дальше Донецка никогда не были. Люди не имеют возможности сравнивать качество жизни у себя, в других регионах Украины и в соседних европейских странах. Единственное, о чем постоянно говорится, так это о хорошей жизни при СССР, когда все тяжело работали, но зарабатывали себе на жизнь, и как плохо стало при Украине. О причинах этих общественных изменений немногие задумываются. Нынешним сторонникам «ДНР» безразлично, что при советском строе были массовые политические репрессии,  депортации в Сибирь, Голодомор, притеснения украинского языка, разрушение веры и храмов, что соседние с Украиной европейские страны, в том числе и страны социалистического лагеря, давно покончили с временами тоталитаризма. Одних все общественные потрясения и деформации в ту эпоху вовсе не коснулись, скорее, наоборот — их предки совершали эти преступления против человечности, другие о них просто не хотят знать.

— Как проходил «референдум»? — спрашиваю Анатолия Ивановича.

— Около школы, где размещался участок, стояли вооруженные юноши в балаклавах. Единицы наших горожан подходили, голосовали. Какими были результаты этого фарса — не интересовался. А вот провести президентские выборы не дали — участок разгромили, бюллетени сожгли.

Судьба ведущего научного учреждения, где на протяжении 22 лет работал А.Канзюба, в настоящее время плачевна. Директора НИИ Владимира Климовицкого, который одновременно является и главным врачом областной больницы, уволили, поскольку он не перешел на сторону «ДНР». После этого он выехал из Донецка. Покинули город и все заведующие отделениями института и ведущие специалисты.

— Очень много медсестер, санитарок, которые ездили на работу из ближних городов и сел, теперь сидят дома. У меня были опасения, что мне не выдадут трудовую книжку, — делится Анатолий Иванович. — Но обошлось — заявление подписали, сделали запись в «Трудовой», и я направился в Закарпатье. В моей квартире теперь проживают наши знакомые, поскольку их дом в частном секторе был поврежден при артобстреле.

— Что может остановить полное разрушение Донбасса? — переспрашивает пан Анатолий. — Только сильная и ответственная власть! Если люди почувствуют, что о них кто-то элементарно заботится, обеспечивает порядок и жизнедеятельность, защищает от вседозволенности неадекватных «пацанов» и их «крестных отцов» — ситуация кардинально изменится. Нужно понимать, что Донбасс считается, прежде всего, с силой. Из этого нужно и выходить, формируя политику. Если назначение председателями ОГА в Донецке и Луганске генералов Кихтенко и Москаля является результатом этого понимания, то есть надежда, что последующие события будут развиваться в правильном русле, — говорит А.Канзюба.

Покинув мятежный и опаленный войной Донбасс, семья пана Анатолия обживается на новом месте. Случилось так, что несколько лет тому назад они купили в Закарпатье небольшой домик в одном из сел края, поскольку намеревались после выхода на пенсию переехать сюда. Жить в Красногоровке, где на протяжении всего лета даже в мирное время нет воды и невыносимо загрязнен воздух, не хотели. Война ускорила этот процесс.

Приехав в Закарпатье, Канзюбы были поражены стремлением многих местных людей помочь им обустроиться на новом месте. Ректор УжНУ В.Смоланка лично помог с трудоустройством — с октября А.Канзюба работает на кафедре общей хирургии УжНУ, читает лекции студентам, большинство из которых, кстати, переехали учиться в Ужгород из Луганска.

— Такой базы и опыта в сфере травматологии, какие были в Донецке, не имел даже Киев. Я лично делал на протяжении года свыше 200 операций разной сложности по протезированию суставов, остеосинтезу при переломе костей, потому я рад, что мои знания и практический опыт теперь пригодятся в Закарпатье, — говорит пан Анатолий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать