Перейти к основному содержанию

Власть «закрывает» украинское... небо?

Бизнес и общественность побаивается, что изменения в законодательстве уничтожат конкуренцию на рынке
26 ноября, 19:13

26 ноября под стенами Государственной авиационной службы Украины общественность требовала изменить правила игры на авиарынке. Организаторы акции — ВОО «Автомайдан» — убеждены: последние действия Госавиаслужбы приведут к тому, что из Украины уйдут лоукосты, а цены на авиаперевозки вырастут в разы, причем качество обслуживания останется не самым лучшим.

«Мы считаем, что конкуренция на рынке для страны, стремящейся к европейским стандартам, — это зеркало реформ, которые в ней совершаются. И когда один монополист делает подконтрольной себе и Госавиаслужбу, причем, представляет одну финансово-промышленную группу, о которой мы все знаем, то это не жизнь «по-новому», и не изменения в стране. Поэтому мы пришли показать, что не согласны с такими изменениями», — объясняет активистка ВОО «Автомайдан» Екатерина БУТКО.

Общественность возмущена обновленным порядком выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, который на прошлой неделе утвердили в Минюсте. Согласно документу, право на эксплуатацию воздушных линий будет предоставлять авиаперевозчикам исключительно Госавиаслужба. Те авиакомпании, которые планируют получить права на эксплуатацию международной регулярной или чартерной воздушной линии, смогут ее получить только в том случае, если конечным контролирующим бенефициаром (владельцем) авиакомпании будет или государство Украина, или ее гражданин. Таким образом, убеждены активисты, на рынке появится один монополист — МАУ.

Между тем и у самого государства появились вопросы к работе МАУ. Как известно, Хозяйственный суд Киева арестовал денежные средства на расчетном счете компании в АО «Банк «Финансы и кредит», а также запретил авиаперевозчику открывать новые текущие счета. Причина — иск заместителя прокурора Киева в интересах государства в лице Государственной авиационной службы Украины. Мол, компания задолжала 5,375 миллиона гривен — обязательный платеж из сборов, полученных от перевозок.

В свою очередь пресс-служба МАУ вчера отвергла все обвинения и опровергла информацию об аресте счетов в банке. В компании заявили, что не признают задолженности, указанной в постановлении Хозяйственного суда, и оспорят это решение в судебном порядке. «На данный момент решение по делу не принято», — отмечают в пресс-службе авиаперевозчика. «За 22 года работы на рынке авиационных перевозок авиакомпания не давала никаких оснований сомневаться в своей надежности и ответственности перед пассажирами, и всегда выполняла свои обязательства перед партнерами и контрагентами. Даже в условиях экономического и политического кризиса МАУ прилагает все возможные усилия для сохранения своей маршрутной сети, выполняет все заявленные рейсы согласно расписанию, а также реализует гибкую и социально-ориентированную ценовую политику, предлагая пассажирам ряд специальных тарифов», — говорится в сообщении ее пресс-службы.

Об опасности создания государством монополиста на авиарынке говорят и его игроки. Более того, предупреждают, что могут покинуть украинское небо. В понедельник об этом заявила венгерско-польская лоукост авиакомпания Wizz Air. «Власть говорит о прозрачных и четких правилах получения назначений, но документ идет вразрез с ними», — отметил генеральный директор компании Wizz Air Акош БУШ. Ведь, по его словам, новый порядок устанавливает более суровые правила и условия для авиаперевозчиков, тогда как авиационная отрасль ожидала, что ограничений станет меньше, и все правила будут унифицированы с правилами ЕС.

Авиапредприниматели и активисты требуют отменить постановление Кабмина №520 «Об утверждении Положения о государственной авиационной службе Украины», а также признать антиконституционным и немедленно отменить приказ Главы Госавиаслужбы Украины №686 от 24.10.2014 «Об утверждении Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий».

«День» обратился в Антимонопольный комитет Украины с вопросом, исследовал ли он вышеупомянутые документы на предмет нарушения правил конкуренции на рынке авиаперевозок. На момент сдачи номера ответа не поступило. О возможных изменениях в авиаотрасли в связи с вступлением в силу нового порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий «День» спросил генерального директора компании «Майстер-Авіа» (оператор аэропорта «Київ-Жуляни») Алексея ЯКОВЦА:

— Глава Госавиаслужбы говорит, что эти положения будут распространены через один год. И те назначения, которые уже закреплены, будут длиться один год. А если через год эти перевозчики не будут летать на внутренних рейсах, то эти назначения будут отменены. Но в Украине практически нет внутреннего рынка авиаперевозок. Даже тому парку внутренних авиасудов, которые имеют эти компании, некуда летать. Ведь перевозчики уже не осуществляют рейсы в Симферополь, Бельбек, Донецк, Луганск и Мариуполь. Тогда возникает вопрос, куда летать той же Wizz Air на «эйрбасах»? То есть эти компании, если они хотят выполнять регулярные или чартерные рейсы в Европу, должны приобрести и самолеты меньшего размера, чтобы удовлетворить тот пассажиропоток в Украине, который может сложиться в будущем году. Что касается МАУ, то у них тоже самолеты большие. У нас всегда был, есть и будет монополист на рынке.

Но в целом, я не вижу перспективы введения в жизнь такого положения. Этот приказ не поддержит отрасль. Также меня тревожит, что внедрение этого приказа приостановит намерения Украины двигаться к открытому небу — общеевропейской программе. Но это рынок. Есть запрос, есть предложение. Пока украинский рядовой пассажир получает 3-4 тысячи гривен в месяц, количество пассажиропотока в Украине не увеличится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать