Забота «по-кремлевски»
Крымским портам приходится бороться за грузы даже между собойТо, что аннексия Крыма принесет портам полуострова множество проблем, было прогнозируемо изначально. Но российские чиновники стали уверять, что все не так плохо, обещали загрузку и т.д. В частности, ставка делалась на то, что со временем в крымские гавани будет заходить все больше иностранных судов. Мол, европейские запреты далеко не так страшны, как может показаться, и постепенно их перестанет остерегаться все большее число собственников судов и капитанов. Так что то, что в сентябре круизный лайнер Ocean Majesty с немецкими туристами посетил Ялту, в Министерстве курортов и туризма Крыма даже назвали «прорывом». Хотя российские же эксперты объяснили, что немецкая турфирма заключила все договора по этому путешествию еще до введения санкций ЕС, и именно это позволило их исполнить, не нарушив европейское законодательство.
♦ Недавно СМИ процитировали руководителя отдела прессы и информации Представительства Евросоюза в Украине Юргиса Вилчинскаса, который сообщил, что целевые ограничительные меры Евросоюза распространяются только на Севастопольский морской торговый порт, Керченский морской торговый порт и Керченскую паромную переправу. С 25 июля 2014 года физическим и юридическим лицам Евросоюза запрещена оплата портовых сборов этим хозяйствующим субъектам. А соблюдение режима транспортной блокады Крыма и все меры по отношению к транспортным компаниям-нарушителям принимаются на уровне государств-членов Евросоюза. Но уточнил, что после того, как Генассамблея ООН приняла резолюцию о непризнании аннексии Крыма Россией, ни одна транспортная компания мира не имеет права направлять самолеты и суда на территорию аннексированного полуострова.
Теперь же сообщается, что Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заблокирует крымские порты, которые не подпали под санкции ЕС. Официальным письмом оно проинформировало об исключении портов Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты и Евпатории из перечня уполномоченных портов международных медико-санитарных правил. «Все документы морских судов — медицинские документы (санитарные свидетельства, свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля, свидетельства о прохождении судном санитарного контроля), которые оформляются санитарно-карантинными службами портов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии, Керчи, после 15 мая 2014 года считаются недействительными и подлежат изъятию», — поясняет редактор издания BlackSeaNews Андрей Клименко.
♦ «На самом деле санкции обойти вроде бы и не так сложно: если ты доставляешь груз из Крыма, и следующим портом захода будет турецкий порт, то перед этим вы заходите в порт российский — Сочи и т.д. Но эти ограничения влияют на морские страховые компании. Иностранные страховые компании уже отказываются страховать суда, которые заходят в порты аннексированного Крыма», — комментирует «Дню» Андрей Клименко.
Это при том, что есть и другие механизмы воздействия на судовладельцев. «После закрытия крымских портов они перестали соответствовать требованиям Международного Кодекса охраны судов и портовых средств, а их свидетельства о соответствии утратили силу. Заход судна в такой порт ставит под вопрос соответствие самого судна требованиям Кодекса ОСПС. Кодекс предусматривает, что в этом случае государство следующего порта захода может применить к судну корректирующие меры, от расширенной инспекции до задержания или запрета захода в порт», — говорит партнер Международной юридической службы Interlegal и председатель Морского института Украины Артур Ницевич.
♦ В любом случае, влияние санкций ощутимо. «Мы посещали Ростов-на-Дону по вопросу привлечения заходов в порты контейнеровозов. Нам было однозначно сказано: пока санкции не снимут, никакие контейнеры в Крым не повезем», — говорил в октябре российским журналистам замдиректора по коммерческой работе ГУП РК «Крымские морские порты» Владимир Картышев. И отмечал, что обратной загрузки контейнеров с полуострова нет, что делает бизнес перевозчиков нерентабельным.
«За последний месяц, с середины ноября до середины декабря, через Босфор в порты Крыма прошло лишь 12 судов, и это очень низкий показатель. Мы также наблюдаем тенденцию: все больше в крымские порты заходят российские суда. Причем они довольно старые — 70-х годов постройки, так что, по всей вероятности, хозяева собираются в скором времени их или продать, или отправить на металлолом», — рассказывает Клименко.
♦ Все это только усугубит положение крымских портов, грузопоток в которых упал в разы. К примеру, как сообщил Севастопольстат, объем обработки грузов в торговом и рыбном портах и на промышленных морских причалах Севастополя за 11 месяцев 2014 года сократился на 62,4% к уровню января — октября 2013 года — до 2 млн 152,6 тыс. тонн. Было обработано 221 судно, из которых 118 единиц — зарубежные и иностранный фрахт. В основном речь идет о грузах, которые были перевалены до аннексии полуострова. Но и после отделения Крыма от Украины в его порты осуществляются судозаходы. Сюда завозятся продукты питания, стройматериалы, а отсюда — зерно, металлолом, топливо и т.д. Правда, крымское правительство ограничило вывоз отдельных социально значимых продовольственных товаров с территории полуострова до 1 апреля 2015 года. Есть информация, что компании, имеющие мощности для хранения, скупают зерно, пользуясь падением курса рубля, чтобы потом экспортировать его по более высоким ценам. В основном же зерно крымских фермеров уходило на экспорт через украинские порты, сертифицированное как украинское, — так удается обойти европейские санкции. Это при том, что когда Крым входил в состав Украины, через порты полуострова на экспорт шло не только местное зерно, но и зерно с материка. Кроме того, утрачены грузы с металлургических комбинатов.
♦ Крымским портам приходиться бороться за грузы даже между собой. Так, осенью руководство Феодосийского морского торгового порта просило власти Крыма посодействовать возобновлению работы предприятия. Начальник порта Игорь Андриянов отмечал, что на нефтебазе, которая давала до 70% дохода, «трудности», а тут еще и два парома, которые ходили в порт с мая по октябрь, перебросили на Керчь — там Единая транспортная дирекция договорилась о снижении портовых сборов. Хотя Феодосия — порт незамерзающий, а из-за отсутствия подходного канала дешевле лоцманская проводка.
Впрочем, складывается впечатление, что четкого понимая, как именно поступить с крымскими портами, у российских чиновников нет, поскольку каких-то существенных грузов, которые можно было бы вывозить оттуда, нет. А в то же время значительные средства требуются на проекты в других портах региона. Строится «Ростовский универсальный порт», развивается порт Тамань и т.д. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить интеграцию морских портов Крыма в транспортную систему Российской Федерации. Необходимо обеспечить строительство ближних железнодорожных и автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. И хотя есть промежуточное решение строить железнодорожную инфраструктуру, которая будет нужна и для Тамани, и для перехода через Керченский пролив, нет определенности, где следует строить железнодорожные подходы к будущему переходу.
Собственно, еще летом федеральный министр по делам Крыма Олег Савельев выразил мнение, что крымские порты должны оставаться в первую очередь не грузовыми, а иметь «круизно-туристическую ориентацию». И вот с этим как раз и есть самые большие сложности из-за санкций. Так что предпринятые попытки привлечь иностранных туристов за счет, скажем, разрешения посещать им Севастополь без виз, или же создать в Крыму Международный реестр судов, который дал бы судовладельцам льготы, являются малоперспективными.
Выпуск газеты №:
№238, (2014)Section
Экономика