Перейти к основному содержанию

Нация, которая появляется в борьбе

День Соборности Украины: победы, трагедии, цена единения
21 января, 19:08
ГРАВЮРА «БИТВА ПРИ ХОТИНІ» ІЗ АЛЬБОМА «З УКРАЇНСЬКОЇ СТАРОВИНИ», 1991 р.

В истории случается нередко и так, что какой-то праздник, какая-то знаменательная дата, которая казалась кому-то лишь «данью ритуалу», застывшей, традицией, возможно, даже архаической — вдруг приобретает живое, вдохновляющее содержание, новую духовную высоту, зовёт людей на подвиг, даже на смерть. День Соборности Украины, который с недавних пор на государственном уровне отмечается 22 января — убедительное свидетельство этого. Бывший День Злуки, который первые два десятилетия после завоевания Украиной Независимости ещё не приобрёл официального статуса и отношение к которому, откровенно говоря, не было аж таким однозначным в целой Украине — превратился, изменив название, в День Соборности, в нациеобразовывающий, даже нациеобъединяющтий символ. Почему? Потому что идеалы национального сплочения, всенародного единства — от Карпат до донецких степей, лежащие в его основе, оплачены кровью. Они отстаиваются в борьбе, завоёвываются ужасными жертвами. Как тогда, в январе 1919-го, когда объединились Украинская Народная Республика и Западноукраинская Народная Республика, так и сейчас. Вот что означает для украинцев День Соборности в январе 2015 года.

Для перспективы утверждения действительно неделимой, суверенной, европейской, социально справедливой Украины, как кажется, намного более важным является не пересказывать «по новому кругу» содержание событий 1919, взгляды и действия Михаила Грушевского, Симона Петлюры, Владимира Винниченко, Евгена Петрушевича, а задуматься над «простым», однако определяющим для нас вопросом: «А что, собственно, объединяет нацию» (жестокая, сокрушительная война на Донбассе, сверхтяжёлое испытание российской агрессией просто-таки вынуждают думать об этом!). Конечно же, единого варианта ответа здесь быть не может, и всё же попробуем поразмышлять вместе.

Почему случилась трагедия на Востоке Украины? Несомненно, подрывная, подлая работа мастеров «спецопераций» из РФ (идеологических, очевидно, прежде всего) создала необходимые предпосылки для масштабного кровопролития в Донецкой и Луганской областях. И наши враги делали и будут делать всё от них зависящее, чтобы эта война забирала всё больше человеческих жизней и отнимала всё больше нашей территории (при молчаливом попустительстве определённой части европейских высокопоставленных должностных лиц, что они, вопреки нашим наивным предыдущим представлениям, далеко не всегда проявляют стремление к солидарности с Украиной в эти трагические месяцы, способность «понять» и «услышать» «другого»). Это действительно так. Однако, если мы не хотим уподобляться страусу, который прячет голову в песок, убегая таким образом от «неудобных» фактов, то должны признать: не менее важной причиной Украинской трагедии 2014 года была внутренняя «изношенность», политическая и моральная ошибочность, вообще — о гнилости того государства, той системы, которая досталась нам в наследие от УССР. Она, несмотря на 23 года демагогической болтовни о «реформах», совершенно не была реформирована («элита» и не собиралась этого делать — потому что её это государство и эта система устраивала, а действительно существенно реформировать эту ржавую конструкцию, исчерпавшую свой ресурс, противоречило бы её, «элиты», интересам). Это государство не вызывало (и на Востоке, и на Западе, и в Центре, и на Юге) никакого доверия у своих граждан — потому что постоянно врало устами своих высших чиновников, цинично презирало достоинство, безопасность, здоровье, да и саму жизнь граждан. Революция Достоинства одержит окончательную победу лишь тогда, когда будет системно и необратимо изменена внутренняя сущность такого государства.

Другое дело, что отвращение к обнаглевшим господствующим феодальным кланам, которые почему-то поверили, что «схватили Бога за бороду» (особенно обнаглели они на Донбассе — именно там действительно удалось ещё раньше создать «новую историческую общность людей — советский народ») — это отвращение было ловко использовано российскими провокаторами. Однако закрывать глаза на суровые факты нельзя.

И вот в чём дело: разве не извечное, жизнеутверждающе человеческое стремление к свободе (политической, духовной, национальной, свободе самореализации) не является тем, что объединяет всех граждан Украины, на каком бы языке они ни разговаривали, какому бы Богу ни молились, где бы они ни жили? Есть все основания думать, что это именно так!

* * *

И последнее. Проблема реальной соборности Украины, на основе общих ценностей и идеалов, равно как и проблема национальной идентификации и выбора цивилизованного пути (европейского или «евразийского») — это поразительный пример того, как на протяжении даже не десятилетий, а веков этот проклятый «заколдованный круг» не выпускает нацию из своих тисков. Казалось бы, есть убедительные исторические примеры, которые проливают «свет» на причины недоброй «исторической традиции» наших трагедий, конфликтов, неудач; и почти 400 лет расстояния во времени не мешает нам помнить, как казацкое войско Сагайдачного, по сути, спасло под Хотином (1621 год) всю Европу от вторжения Османской империи. А вот знает ли об этом Европа? Знает ли она о том, что нашей нации уже не раз и не два приходится становиться щитом (ценой страшных жертв!) между восточным агрессивным авторитаризмом — от нашествия Батыя в 1240 году до настоящего времени — и западной цивилизацией. Той цивилизацией, которая и сейчас не готова признать Украину своей неотъемлемой составляющей.

Но у нас есть определенный выбор. Соборность, то есть единство в свободе, в уважении прав каждой свободной человеческой личности, в модернизации социума не на принципах византийско-татарского «Русского мира», а на принципах цивилизации III тысячелетия. Кто из граждан Украины будет отрицать это?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать