«Энергосектор – большой источник коррупции в Украине»
Управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис МАЛИЖ — о реформаторах, реформах и их результатах![](/sites/default/files/main/articles/29012015/sar_9378.jpg)
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ухудшил экономический прогноз развития Украины в 2015 году до -5% ВВП. Об этом говориться в публикации банка под названием «Региональные экономические перспективы». Информация для нас не очень позитивная. Ведь ЕБРР — один из крупнейших международных финансовых инвесторов украинского частного сектор. Кроме того, он реализует совместно с госкомпаниями ряд важнейших проектов в энегосекторе Украины. Поэтому от «настроения» банка во многом зависит и благополучие украинской экономики.
Будут ли деньги для инвестиций в Украину на 2015 год? И не поменяется ли стратегия деятельности банка в связи с усилением военного конфликта на Донбассе? Об этом «Дню» в первом эксклюзивном интервью рассказал новоназначенный управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис МАЛИЖ. Он также руководит деятельностью банка в Украине, Беларуси, Молдове, Армении, Азербайджане, Греции. К работе в Украине Франсис Малиж приступил в сентябре 2014 года и его удел — политические вопросы и стратегия развития банка в регионе. Беседа началась с итогов Давосского форума, в ходе которого должны были встретиться два президента — ЕБРР и Украины.
— К сожалению, встреча не состоялась из-за сокращенного графика пребывания украинского Президента в Давосе. Но мы надеемся организовать ее чуть позже. На форуме наше руководство переговорило с представителями КМУ (министром финансов и экономики), заместителем главы Администрации Президента Дмитрием Шимкивым и с другими друзьями Украины.
ВСТРЕЧА С ПОРОШЕНКО
— О чем хотели поговорить с Порошенко?
— Нас очень интересует его виденье и ощущение развития страны, детали переговоров с МВФ. Также ЕБРР готов обсуждать необходимые реформы, под которые банк готов выделять инвестиции в 2015 году.
— Как оцениваете реформы, предложенные правительством? Что смущает в этом наборе?
— Как правило, банк не дает правительству деньги на имплементацию реформ. Однако в прошлом году акционеры ЕБРР выделили средства на создание фонда, который будет поддерживать реформы в Украине. Банк будет им управлять. На фонд выделено 11 миллионов евро и у акционеров есть план увеличить эту суму до 20 миллионов евро. Из него будет финансироваться Институт бизнесобдусмена. Мы также не осуществляем бюджетную или макрофинансовую поддержку — это прерогатива коллег из МВФ. ЕБРР в основном финансирует проекты частного сектора, а также — госсектора или муниципалитетов. Поэтому, для нас также важно, как будет меняться страна в ходе реформ, станет ли бизнесу жить и работать легче. Нельзя сказать, что у нас отличное от КМУ представление о том, как это делать. Но, по нашему мнению, сегодня есть три ключевых направления, требующие неотложных реформ: банки, энергетический сектор и инвестиционная среда.
БАНКИ
Во время кризиса банковский сектор особенно нуждается в лучшем регулировании и консолидации. Центробанк в прошлом году сделал правильно, начав «чистить» рынок от плохих игроков и вводить временных администраторов в проблемные финучреждения. Но в Украине еще много банков, которые являются таковыми только по названию. Оперативная реформа банковского сектора — одна из важнейших задач. Ведь банки — это сосуды, снабжающие экономику финансовым кислородом. Если они не работают, то экономика стоит. Я бы советовал правительству обратить внимание на ужесточение регулирования операций со связанными лицами (когда банк кредитует компании, находящиеся в собственности бизнес-группы, контролирующей это финучреждение. — Ред.), чем грешат многие украинские бизнес-группы. Конечно, сложно меняться отдельно взятому сектору, когда экономика падает. (По нашим прогнозам, снижение ВВП в 2015 году продолжится — до -5%). Банкам сложно. Ведь параллельно ощущается недостаток эффективного управления рынка со НБУ. А правила работы далеки от совершенства. Нам кажется, что новая команда Нацбанка знает, как исправлять эту ситуацию, и у них есть политической поддержка. Посмотрим.
— А вы поддерживаете нынешнюю политику НБУ в вопросе девальвации гривны?
— Я оцениваю позитивно действия регулятора, которые касаются «очищения» банковского сектора. Плохие банки нужно продолжать ликвидировать. Политические вопросы касательно монетарной политики и девальвации гривны не комментирую.
ЭНЕРГЕТИКА
— Перейдем к вашему виденью реформ в энергосекторе. ЕБРР один из крупнейших инвесторов, финансирующих это направление. Есть ли у вас различия с КМУ в подходах такого реформирования?
— Энергосектор — большой источник неэффективности и коррупции в Украине. Он очень дорого обходятся стране. Например, в 2014 году дефицит НАК «Нафтогаз Украины» превысил размер дефицита бюджета! Чем это обусловлено? Нерыночным тарифообразованием и повальным субсидированием тарифов для всех слоев населения. Так не может быть, особенно в кризисной ситуации. Мы поддерживаем усилия правительства по доведению цены газа для потребителей до экономически обоснованной. При этом субсидироваться будут только малообеспеченные украинцы. В нашем понимании нужно как можно быстрее завершить реорганизацию НАК «Нафтогаз Украины», разделив его на три компании — по добыче, транзиту и продаже газа. Далее — создать независимый регулятор на этом рынке и провести имплементацию третьего энергопакета. Вообще,Украине необходимо значительно быстрее проводить реформы (в том числе в энергосекторе), иначе можно не получить финансовую поддержку международного сообщества. Надо принимать решения быстро.
МИНИСТРУ ЭНЕРГЕТИКИ И УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ ВЛАДИМИРУ ДЕМЧИШИНУ НУЖНО ОПЕРАТИВНО ЗАВЕРШИТЬ РЕФОРМУ «НАФТОГАЗА УКРАИНЫ», ЧТОБЫ УБЕДИТЬ РУКОВОДСТВО ЕБРР И ДАЛЬШЕ ВЫДЕЛЯТЬ ДЕНЬГИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭНЕРГОСЕКТОРА СТРАНЫ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
— Какие проекты в энергетике готов профинансировать в 2015 году ЕБРР?
— В конце 2014 года банк подписал договор о выделении 150 миллионов долларов на модернизацию «Укртрансгазом» газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Однако фактическое выделение средств на этот проект не началось. Выполнения условий предоставления этого кредита — это и есть реформы в секторе. Реструктуризация НАКа — это начало усиления энергобезопасности страны.
— Правильно ли я понимаю, что без реструктуризации компании «Нафтогаз Украины» ЕБРР не будете начинать новые проекты в энергосекторе?
— Не совсем так. Мы работаем по целому ряду проектов и с «Укрэнерго» и «Укргидроэнерго». Однако реформа «Нафтогаза» — это ключ к дальнейшему сотрудничеству и инвестициям банка в отрасль в нефтегазовом секторе. А менять есть что. Сегодня Украина одна из наиболее энергозатратных и энергонеэффективных стран в Европе.
— Рассмотрел совет ЕБРР просьбу Порошенко, озвученную в ноябре 2014года, о возобновлении Украиной в совете директоров банка?
— Идет обсуждение данного вопроса акционерами ЕБРР. В мае на ежегодном собрании акционеров в Грузии будет озвучена их позиция.
— Какие составляющие должны быть главными в наборе реформ украинского правительства для улучшения инвестиционного климата страны?
— Еще коррупция и нечестные судьи в Украине. Это отпугивает инвесторов. Нет гарантии защиты их прав собственности. Поэтому первоочередная задача — реформа правоохранительных органов и судебной системы. Это неотъемлемая часть возврата инвестиций в страну и улучшения инвест-имиджа.
— Поддерживаете создание Антикоррупционного бюро?
— Оно только создается, поэтому судить сложно. Его специализация — контроль госчиновников. ЕБРР со своей стороны тоже запустил обещанный в 2014 году офис бизнесомбудсмена, который будет защищать права инвесторов. Оценивать результаты работы этих двух органов можно в конце года, проанализировав, сколько дел они фактически рассмотрят и доведут до суда. Конечно, мы ожидаем, что они будут сотрудничать.
ИНВЕСТИЦИИ
— В 2014 году банк инвестировал в Украину рекордную сумму за весь период сотрудничества — 1,2 миллиарда евро. Почему на фоне нарастающего экономического кризиса вы не прекратили вложения. Нарастили их практически в 2,5 раза?
— Изначально планы предыдущего руководства по Украине были вложить 500 миллионов евро в 2014 году. Но прошла революция, сменилась власть, МВФ выделил финансовую поддержку и банк принял решение активизировать сотрудничество с госсектором при условии, что будут хорошие проекты. Так появился договор с «Укртрансгазом». Несмотря на ухудшения доступа к финансированию на внешних рынках, ряд наших клиентов желал развиваться, и мы поддерживали их оборотным капиталом. Кроме того, была реализована программа на суму 150 миллионов евро для решения проблем с ликвидностью у существующих клиентов и для реструктуризации их баланса. Значительные сумы (около 300 миллионов евро) были выделены на поддержку агросектора осуществление торгового кредитования. В 2014 году Украина как никогда ранее нуждалась в финансовой поддержке, и мы пошли навстречу, увеличив объемы кредитования. Мы понимали, что нужно поддержать экономику Украины, чтобы не было коллапса в отдельных отраслях. Наша команда в Киеве очень помогла в плане подбора хороших проектов.
— То есть банк вошел в положение Украины и авансом инвестировал под обещание будущих реформ?
— Мы не дарим деньги, а одалживаем под реализацию прибыльных проектов. Кредиты рано или поздно надо возвращать. ЕБРР помогал стране ранее и сейчас готов сотрудничать с Украиной. Но надо разобраться, что нужно Украине. На мой взгляд, это три вещи: деньги, знания и политическая воля. С деньгами и опытом проведения реформ ЕБРР готов помочь. Но политическая воля — это только 100% желание самой Украины. Позитивные изменения нужны украинцам, а не банку или ЕС.
— Видите вы эту волю у украинского руководства?
— О воле лучше судить по результатам реформ.
— Так оцените их.
— Украинцы должны давать оценку реформы. Чем больше у власти будет желания менять экономику, тем больше финансовой помощи Украина получит от нас и других инвесторов.
— Сохранятся темпы финансирования в 2015 году? Под какие направления?
— Мы приложим все усилия. Лимитов на кредитование Украины в 2015 году у ЕБРР нет. Но конкретно говорить пока сложно. Годовой объем инвестиций зависит от наличия прогресса в уже начатых реформах, итогов решения МВФ по выделению очередного транша кредита и наличия хороших проектов. Информацию о будущих проектах ЕБРР можно получить на сайте банка в разделе «Резюме проектов» примерно за месяц до вынесения их на рассмотрение совета директоров.
— Как вы оцениваете риск дефолта Украины?
— Мы не работаем по сценарию дефолта. На 2015 год у нас план работы в штатном режиме. Естественно, что мы отслеживаем ситуацию и будем реагировать на ее изменения.
— Международное сообщество обсуждает усиление экономических санкций против РФ. Отношение ЕБРР к этому?
— Это вопрос к акционерам банка.
— Но вы же оцениваете риски влияния санкций на российскую экономику и в целом на стран-соседей?
— Санкции влияют негативно. В суме с падением мировых цен на нефть это привело к дальнейшему снижению российской экономики в 2015 году. По нашим прогнозам, снижение будет до 4,8% ВВП. Это, несомненно, повлияет на соседей, например, на Азербайджан, Армению, Молдавию и Украину много жителей, которых работают в РФ и высылают деньги семьям. Нестабильная российская экономика — это как бомба замедленного действия для всего региона.
— Будет ли банк присоединяться к санкциям? Например, возможен ли вариант сокращения инвестиций в Россию и увеличение на эту сумму финансирования Украины?
— Нет, мы над этим не работаем. Ранее акционеры ЕБРР приняли решение, что пока новых проектов в России не будут начинать. Имеющийся кредитный портфель банка в РФ будет обслуживаться.
— И будет ли банк сотрудничать с Украиной в случае введения военного положения в Донбассе?
— Мы в любом случае будем продолжать работать в Украине. Что касается конкретных шагов, то будем принимать решения по ситуации.
Выпуск газеты №:
№13, (2015)Section
Экономика