Перейти к основному содержанию

«Мы все равно победим...»

Композитор Кармелла Цепколенко отмечает юбилей и готовится в Одессе к форуму «Два дня и две ночи новой музыка»
13 марта, 12:29

Имя этого талантливого композитора хорошо известно в профессиональных кругах Украины и многих стран. В современной музыкальной культуре она является одним из лидеров новых направлений, связанных с поисками модерного искусства Украины и Европы.

Автор более 100 произведений разных жанров — от оперы и симфонии до инструментальной миниатюры, Кармелла совмещает композиторское творчество с организацией новых форм музыкального процесса в Украине. 21 год в Одессе существует созданный и руководимый ею уникальный международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыка». Во многом, благодаря Кармелле и ее Фестивалю, украинская музыка вошла в современное пространство музыкальной Европы.

К юбилею композитора «День», присоединяясь к поздравлениям, публикует с ней интервью.

«ДУХОВНАЯ НИЩЕТА ВСТУПИЛА В СМЕРТЕЛЬНЫЙ БОЙ СО СТРЕМЛЕНИЕМ К СВОБОДЕ»

— Твой юбилей пришелся на такое сложное для нашей страны время! Ты всегда отличалась сопричастностью к происходящему, находясь на «передовой» культурного фронта. И, как всегда, оптимистична?

— Да, я верю, что Украина выстоит, и никто не сможет разрушить ни ее независимости, ни ее целостности, ни ее культуры. Назад дороги нет, в прошлое вернуться невозможно, как бы этого кому-то ни хотелось! Уверена, что мы все равно победим, но очень хочется, чтобы было как можно меньше человеческих жертв. Ныне в Украине духовная нищета вступила в смертельный бой со стремлением к свободе, с желанием построить общество творческих людей. К грубой силе прибегают тогда, когда на первый план выдвигается злоба, ненависть, а не доброта, любовь и мудрость — то, что составляет суть понятия культуры Человека. Но ужасно, что для того, чтобы изменить сознание непросвещенного человечества, нужно положить тысячи просвещенных человеческих жизней.

На военные конфликты людей толкает отсутствие культуры. Как это всегда бывает, творческое мышление опережает обыденное сознание, и художники зачастую первыми становятся на путь формирования нового сознания. Композиторы ищут эстетические модели, создают новые творческие стили вовсе не потому, что хотят чем-то удивить, а потому, что они уже вступили в новую эру, в которой не существует стандартных форм, привычных стереотипов.

Я «воюю» с косностью, консерватизмом более 20 лет! Моим главным оружием является фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки», который ежегодно проходит в моей родной Одессе. Конечно, очень сложно будет проводить его в теперешней ситуации. Однажды нам хотел помешать исландский вулкан, когда были отменены все рейсы из Европы, но за день до открытия вулкан затих, и все музыканты смогли приехать в Одессу. Очень надеюсь, что на этот раз Фестиваль станет  предвестником затухания вулкана на востоке Украины!

Наш Фестиваль элитарен своим новаторским направлением, смелыми поисками, но это живой творческий организм, который несет идею открытого демократического общества, интеграции украинской культуры в мировое пространство. В первые годы зарубежные исполнители играли только свою музыку. Украинскую музыку они попросту не знали и отождествляли с российской, из которой им были известны лишь три композитора —  Шнитке, Денисов, Губайдуллина. Но картина менялась. Ныне непременным условием Фестиваля является обязательное исполнение зарубежными участниками произведений украинских композиторов. Ежегодно к нам приезжает не менее 10 коллективов и около 50 солистов: таким образом, за 20 фестивальных лет прозвучало огромное количество украинской музыки. Каждый, кто побывал на одесском фестивале, имеет в своем репертуаре образцы современной украинской музыки. А среди них — всемирно известные ансамбли Musik Fabrik, Ансамбль перкуссий Фрайбургского музыкального университета (Германия), Accroche Note, 2E2M (Франция), Winner Collage (Австрия), Ensemble Continuum (США), Ensemblе fuer Neue Musik (Швейцария) и другие. Важно также, что зарубежные музыканты заказывают украинским композиторам произведения специально для Фестиваля. Менялся и слушатель, который с каждым годом был моложе и увеличивался.

— Ты много ездишь, выполняя своеобразную миссию культурной дипломатии. На твой взгляд, какое место занимает современная украинская музыка в европейском пространстве?

—  К сожалению, удельный вес нашей музыки в европейском пространстве ничтожно мал. В нашей стране культуру продолжают финансировать по остаточному принципу, она предоставлена самой себе и складывается из цепи случайностей. А такая важная составляющая культуры, как профессиональное искусство, и вовсе затерялась в массе проблем. Талантливые образцы украинской культуры появляются не благодаря поддержке государства, а вопреки этому!

ФОТО АЛЕКСАНДРА ПЕРЕПЕЛИЦЫ

 

На Западе ситуация принципиально отличается. Там действует те виды финансовой поддержки, которые позволяют благополучно существовать академическому искусству и развивать новые его направления. Широко развито спонсорство и меценатство, во многом благодаря созданию адекватной законодательной и нормативной базы. Постоянно развивается культурная инфраструктура: строятся концертные площадки, покупается инструментарий и так далее. За всю свою жизнь я не припоминаю, чтобы в Украине был построен современный концертный зал. А для запада это норма — даже каждая консерватория имеет зал, оборудованный по новейшей технологии. Композиторы поощряются творческими заказами, их продукцию печатают, исполнители получают поддержку за пропаганду национальной музыки. Отсутствие всего этого и многого другого делает наше искусство неконкурентоспособным и отнюдь не способствует его вхождению в мировой процесс. Мне кажется, что это, по большому счету, никого и не волнует, кроме моих коллег!

«КОМПОЗИТОР — НЕ СОЧИНИТЕЛЬ НОТ, А ТОТ, КТО ПРЕОБРАЗУЕТ ЭНЕРГИЮ ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ»

— Что для тебя главное в композиторском творчестве?

— Возможность сочинять. Ведь существует расхожее мнение — для того, чтобы творить, нужно обязательно страдать и быть, условно говоря, «голодным», то есть жить на грани возможного. Это, конечно, удобное мнение, которое оправдывает отношение правящей элиты к творцам. Но, конечно, это далеко не так. Для того чтобы сочинять, лично я должна находиться в хорошем расположении духа. Если что-то омрачает мою жизнь, способность писать сильно ослабевает. Ведь композитор — не сочинитель нот, а тот, кто преобразует энергию природы в художественные символы и фиксирует их на нотной бумаге. Сама энергия, возможность ее декодирования со временем меняются, что и ведет к созданию новых форм, стилей, смыслов. Символы, которые отражены на бумаге, нуждаются в свою очередь в расшифровке исполнителя, а также слушателя, и лишь затем появляется музыка. В этом смысле композитор больше напоминает мага, который ощущает то, чего не ощущают другие, который дает людям то, в чем они нуждаются. Возможность оперировать этой, неощутимой для других, энергией и составляет главную особенность творчества.

На военные конфликты людей толкает отсутствие культуры. Как это всегда бывает, творческое мышление опережает обыденное сознание, и художники зачастую первыми становятся на путь формирования нового сознания. Композиторы ищут эстетические модели, создают новые творческие стили вовсе не потому, что хотят чем-то удивить, а потому, что они уже вступили в новую эру, в которой не существует стандартных форм, привычных стереотипов

— Твои опусы — отклик, реакция на события?

— Мои произведения — это не отклик на конкретные события. Реальные переживания должны отлежаться, обобщиться, избавиться от связи с непосредственным событием, и только затем они превращаются в музыку. Поэтому мои опусы — это то, что волновало мое воображение раньше, то, что оформилось в художественный образ, избавившись от конкретности и обыденности. Творческий замысел зреет где-то в подсознании, этот процесс нельзя ни ускорить, ни замедлить. Когда замысел созревает, он сам прорывается в готовом виде, и его остается только записать. Чаще всего пишу на заказ: получаю предложение, обдумываю, ищу, изучаю, запускаю процесс и жду. Но иногда возникает потребность просто что-то написать. Так получилось со вторым концертом-Драмой, который как будто предвещал драматические и трагические события 2014-го. Видимо что-то ощущала подсознательно.

— В своем творчестве ты обращаешься к современной украинской поэзии. Какие авторы наиболее близки тебе?

— Я очень люблю поэзию Оксаны Забужко. Не так давно я написала кантату на ее стихи «История ереси», которая уже не раз исполнялась в Украине и за рубежом. Близок моему творческому полю и Юрий Андрухович, с которым нас также связывает давняя дружба. В прошлом году написала кантату на его триптих «Фавстове свято». Она создана по заказу знаменитого Шенбергского центра в Вене. Была приглашена на премьеру, где мое сочинение исполнялось в одном ряду с музыкой Шенберга и современных композиторов Австрии, Германии, Румынии. Думаю, впервые в Вене солистка из Германии пела на украинском языке! (Поэтический перевод на немецкий «бежал» строкой на экране). Откровенно говоря, до слез поразил теплый прием слушателей и исполнителей моего сочинения.

— Какие ближайшие творческие события ожидаешь?

— Насыщенным обещает быть апрель: приглашена в Канаду на премьеру моей новой кантаты для сопрано и камерного оркестра «Три осінні елегії» на стихи Оксаны Забужко. Известный канадский композитор, президент концертной организации NewMusicConzerts Роберт Эйдкин заказал мне сочинение для концерта украинской музыки в Торонто, который состоится 4 апреля.

На 25-26 апреля готовим 21-й фестиваль «2 дня и 2 ночи новой музыки». Надеемся на помощь наших постоянных партнеров — Министерства культуры Украины, одесского городских и областных властей, посольств, Баварского дома Одессы, фонда «Відродження», ряда других зарубежных фондов, которые активно нас поддерживают. Речь идет о небольших суммах, ведь наш Фестиваль некоммерческий, но выполняет важную миссию для Украины!  

И все-таки, главное для меня — создание музыки. Я человек очень организованный, и вся моя жизнь подчинена этой единственной цели.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать