Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Героев нельзя забывать»

Сумские журналисты создали Книгу памяти о павших в АТО защитниках Украины
27 марта, 11:40

Недавно представилась возможность ознакомиться с результатами мониторинга региональных  печатных и онлайн-СМИ, который провел Институт демократии имени Филиппа Орлика за январь 2015 года. Название подачи материала говорит само за себя: «Как некоторые региональные СМИ замалчивают войну». Как ни досадно, но в негативном ключе упомянуты и медиа Сумщины. В частности, приводится факт непрофессиональности и циничности подачи информации на сайте «Шостка.info»:  «Киборг из Шостки оборонял Донецкий аэропорт и был ранен. Об этом сообщили на вчерашнем аппаратном совещании в горисполкоме. Примечательно, что нашему земляку, который был ранен, защищая Донецкий аэропорт, 69 лет». То есть, у журналистов «Шостки. info» защитник Родины не заслужил ни имени, ни фамилии, ни уважения, ни поддержки от (не) благодарных земляков, отмечают эксперты.

На этом фоне еще более выразительно предстает ценность издательского проекта «Вічна пам’ять героям», основанного и реализованного в Сумах по инициативе творческого коллектива газеты «Панорама». В Книге памяти — рассказы о более чем 50 ребятах из Сумщины, которые погибли в АТО, защищая Украину. «Мы очень хотим, когда закончится эта проклятая война, сделать большую и величественную Книгу обо всех наших Героях, потому что они достойны этого, — говорит главный редактор «Панорамы», писатель, общественный деятель Евгений Положий. — Но, дай Бог, чтобы в этой Книге не добавлялось больше страниц».

• Чтобы создать книгу-реквием, журналисты объездили, а иногда, и обходили пешком все нужные города и села (иногда приходилось это село искать на карте, ночевать на провинциальных автостанциях). Говорили с родителями, родственниками, учителями, соседями, военными побратимами — словом, со всеми, кого могли найти, кто мог поделиться воспоминаниями о Героях. Ведь важно было избежать формального подхода к этому святому делу.

• Татьяна Голуб, Юлия Левкивская, Владимир Пошва, Татьяна Репина, Алексей Сикорский, Юлия Ярошенко — им приходилось не только всеми правдами и неправдами сначала разыскивать контактную информацию о семьях погибших, договариваться о нелегком разговоре, преодолевать расстояния до незнакомых населенных пунктов, но и выступать в роли психологов, учиться выслушивать полные боли рассказы родных и близких, пропускать эту боль через собственное сердце.

Каждый раз сложно было решиться позвонить по телефону и попросить о разговоре. Родственники погибших реагировали по-разному, но всегда болезненно. Кто-то просто начинал плакать, кто-то просил позвонить по телефону через полчаса, чтобы было время успокоиться.

Татьяне Голуб, среди других, выпало писать о Владимире Дудке — парне из села Хоминцы Роменского района. Он был механиком-водителем РСЗО «Ураган» 27-го Сумского ракетного артполка; умер от смертельных ожогов, полученных во время обстрела базового лагеря сумских артиллеристов российскими «Смерчами». Когда удалось дозвониться до матери погибшего, та вдруг шокировала журналистку вопросом: «О ком именно из моих сыновей вы хотите написать?». Оказалось, что мать за один лишь месяц потеряла не одного, а двух сыновей...

28-летний Владимир 7 сентября должен был приехать из полка в отпуск, но за несколько дней до этого на его 9-ю батарею упал огневой «смерч». В минуту затишья между залпами те, кто выжил, услышали стоны раненых. Владимир Дудка бросился на помощь, изо всех сил разворачивал разбитый блиндаж: «Ребята, держитесь, я быстро!». И тут испепеляющий залп накрыл и его самого. В харьковской реанимации Владимир стоически терпел боль, но спасти его не удалось.

От старшего его брата Юрия мама последнее известие получила всего несколько дней назад. Минометчик 93-й Днепропетровской мехбригады Юрий Дудка пропал без вести в Иловайском котле 29 августа 2014 года. Тоже спасал боевых побратимов. Сначала минометная батарея Юрия прикрывала отступление стрелков, а  когда закончились мины, физически крепкий Юрий между взрывами бросился вытягивать ребят из-под обломков. Впоследствии, говорили очевидцы, Юрий взял машину и вернулся за нашими «200-ми» и «300-ми», собирать их по полю. Совсем рядом прозвучал взрыв, и Юрий Дудка после этого исчез...

Оба брата гренадерского роста — под 2 метра, сильные от сельской работы, с мужественной мужской красотой. В то, что старший погиб, мать не верит до сих пор. Говорит, Юра обязательно вернется после войны, и никто у нее не может отобрать эту веру.

• Журналисты, которые страница к странице составляли Книгу памяти, взяли на себя нелегкую миссию. Как это ни парадоксально, но с женщинами общаться было проще, рассказывает  Татьяна Голуб. «Они плачут, и часто непроизвольно начинаешь плакать и ты. Потом слезы заканчиваются, мать начинает рассказывать о своем сыне. Пытаемся не говорить о нем в прошедшем времени. С отцами сложнее. Папа братьев Юрия и Владимира Дудок, когда мы общались, так и не переступил порог комнаты ребят. Там же на стульях до сих пор стопочками их джинсы, футболки, запах одеколона. Отец говорит, я не могу, здесь ребятами пахнет. А мать мне потом тайком поведала: не разрешает мне плакать, так я когда пойду корову доить, от души наплачусь...».

• Отдельная и страшная трагедия для родных и близких, когда останки бойца так и остаются неопознанными, когда семья не может провести сына, отца, брата в последний путь, прийти на могилу и принести цветы. Ведь официально он считается «без вести пропавшим». Родственники ждут результатов экспертизы и надеются до последнего.  Медицинский сленг по сути своей жесток и официален: «объекты», «материалы», «образцы»... Ведь если перевести на человеческий язык, сжимается сердце, ведь это чьи-то близкие, любимые люди, уничтоженные судьбы. До сих пор не хочет верить в смерть своего мужа жена солдата Николая Колота. До сих пор надеется на возвращение любимого невеста Алексея Калюжного. Оба они значатся среди тех, кто попал под обстрел российских «смерчей» и чьи останки находятся на ДНК-экспертизе.

Журналист Юлия Левкивская рассказывает: «Оказалось, что наша работа была нужной. Со многими родственниками до сих пор поддерживаем контакт. Они часто звонят по телефону, им хочется говорить о своих потерянных близких так, словно они до сих пор в живых. Мы понимаем, что, возможно, мы последние, кто напишет об этих ребятах. Мы хотели, чтобы это не стало просто сухой статистикой...».

• «Вы дали возможность, чтобы о подвиге наших мужей, родителей, братьев знали люди, чтобы их имена не канули в Лету», — эти слова, адресованные создателям книги-реквиема Ольгой Салипой из Ахтырки, которая потеряла на войне своего мужа Сергея, наверное, и можно назвать самым большим признанием значимости их труда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать