Опять взялись за Конституцию: зачем?
Николай СИРЫЙ: «Ни при каких обстоятельствах изменения в Основной Закон не могут быть следствием Минских или любых других договоренностей»
6 апреля состоялось первое заседание Конституционной комиссии. Создание подобных органов стало традицией для украинских президентов. При Ющенко такой орган назывался Национальный конституционный совет, а при Януковиче — Конституционная ассамблея. Однако результат работы этих органов оставался лишь на бумаге. Особенно во времена Януковича, когда целью тогдашнего президента по большей части была имитация работы, что создавало видимость демократических процессов.
Не так давно своим указом Президент Петр Порошенко также создал соответствующий орган под названием Конституционная комиссия, и показательно, что произошло это сразу же после последних Минских договоренностей, где Украина обязалась до конца года провести конституционную реформу. На прошлой неделе глава государства очередным своим указом утвердил состав этой комиссии. К сожалению, немногие обратили внимание, но возникла парадоксальная ситуация, когда автор кланово-олигархической системы на сегодняшний день получает все больше официальных статусов. Сейчас бывший президент Кучма не только переговорщик от власти в Минске, но еще и член Конституционной комиссии. Для полного комплекта, Порошенко также призвал Главу ВР Владимира Гройсмана пригласить в состав Конституционной комиссии все фракции ВР, то есть «Оппозиционный блок» в том числе.
Во время своего вчерашнего выступления Президент сделал следующие ключевые заявления: «Роль парламента в наработке нового текста Основного Закона ключевая; я убежден, что переход к парламентско-президентской форме правления есть и останется надежной гарантией европейского, демократического развития Украины; децентрализация при этом не имеет ничего общего с федерализацией, Украина была, есть и, я убежден, будет оставаться унитарным государством, я готов, чтобы мы провели референдум по государственному устройству Украины, если вы будете видеть в этом необходимость; единым государственным языком Украины является и будет оставаться украинский язык; должно быть усовершенствование конституционных принципов правосудия; усовершенствование конституционной регуляции прав, свобод и обязанностей человека и гражданина...»
Сможет ли реализовать поставленные цели созданная Конституционная комиссия? Отвечает кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Николай СИРЫЙ.
— За последний год мы видим уже несколько попыток приблизиться к конституционным изменениям. Определенные шаги были в 2014-ом, и вот теперь консолидированная попытка в 2015-ом. За этот период было дано ряд изменений в действующую Конституцию в порядке внесения изменений, которые находятся в Конституционном суде. То есть идет речь о полномасштабных конституционных процессах. В целом, если попробовать оценить этот процесс, то хотелось бы отдать предпочтение конкретным изменениям в Конституцию. Например, когда идет речь о «снятии неприкосновенности с депутатов и судей», то это конкретные изменения, вокруг которых есть возможность вести дискуссию. Но дискуссий по этому поводу очень мало. Хотя те изменения, которые предложены, с точки зрения качества весьма сомнительны. Попытка масштабно реформировать Конституцию, что закладывается в цель Комиссии, имеет серьезный недостаток — идея реформирования сформирована абстрактно. Все-таки мы живем с новой Конституцией с 1996 года, несмотря на происходившие изменения, и это уже постоянный конституционный процесс. Всегда легче говорить об изменении конкретных положений, институтов, усовершенствовании конкретных конституционно-правовых механизмов. Потому что чем больше абстракции, чем больше общих деклараций, тем хуже может продвигаться конституционный процесс.
— Как прокомментируете состав Конституционной комиссии?
— Любой состав формируется, исходя из политических суждений. То есть, есть профессиональная составляющая, а есть политическая составляющая.
— Несмотря на необходимость конституционных преобразований, Порошенко издал соответствующий указ именно после подписания Минского меморандума-2, один из пунктов которого — проведение конституционной реформы. Власть в России сразу отреагировала одобрительно. Не видите ли вы в этом опасность?
— Во-первых, никакие изменения в Конституции независимого государства не могут происходить под воздействием внешних факторов — это принципиальная позиция. В этой позиции закладывается уважение к народному суверенитету, собственной государственности и самостоятельности — с точки зрения международного права и национального конституционного процесса. Во-вторых, наша страна страдает от агрессии, потому этот факт неприемлем. Наша позиция — это позиция правды и справедливости, следовательно, она должна быть приоритетной в вопросе решения вооруженной агрессии. Конституционные изменения в любом случае не могут быть следствием прямых или непрямых требований агрессора. Это вдвойне недопустимо с морально-этической и государственно-правовой точки зрения. Ни при каких обстоятельствах изменения, которые будут происходить в конституционной основе Украины, не могут быть следствием Минских или любых других договоренностей, связанных с агрессией по отношению к нашему государству.
— Известно, что в Минск в качестве переговорщика был делегирован экс-президент Кучма. В настоящее время мы видим, что он включен в состав Конституционной комиссии. Учитывая «вклад» бывшего президента в создание кланово-олигархической системы, которую не смогли преодолеть два Майдана, как вы относитесь к привлечению Кучмы к важным государственным вопросам?
— Попытку сделать более широкую политическую площадку для подготовки конституционных изменений можно понять. Вместе с тем, нужно учитывать, что Украина прожила особенный, специфический этап своего развития — этап Революции Достоинства — и положила сотни жизней на алтарь ценностей свободы, справедливости, верховенства права. Как по мне, те конституционные комиссии, которые создаются сегодня и будут создаваться завтра, должны были бы отображать именно эту наилучшую позицию украинского народа — позицию тех, кто словом и делом отстаивал демократические ценности в самые сложные времена, а не отсиживался по разным уголкам, ожидая, чем это все закончится. Дух Революции Достоинства должен быть приоритетным в конституционных преобразованиях, в преобразованиях правовой системы, в реформировании судебной системы, правоохранительной системы, в борьбе с коррупцией. Мне кажется, в Украине много достойных и высокопрофессиональных людей, которые себя проявили ярко и достойно в самые сложные исторические периоды. Именно их представительство было бы понятнее для украинского народа и давало бы действительно эффективные и серьезные результаты в работе подобных комиссий и комитетов по совершенствованию правовой системы.
Выпуск газеты №:
№60, (2015)Section
Подробности