«Универсальный коммуникационный солдат»
Виктор Коваленко — о подготовке пресс-офицеров для украинской армии![](/sites/default/files/main/articles/10042015/tim_7470.jpg)
Виктор Коваленко — профессиональный журналист, в совершенстве знает английский. В 1994 году он окончил КНУ им. Шевченко. Почти 20 лет работал в разных СМИ, международных пиар-агентствах, занимался переводческой деятельностью. 25 августа лейтенант Коваленко был мобилизован. Три месяца проходил обучение в качестве командира мотопехотного взвода. В ноябре попал в 40-й отдельный мотопехотный батальон на должность офицера по гражданско-военным отношениям. С ним прошел Дебальцево, где батальон держал оборону до 18 февраля. Под Дебальцево подразделение Виктора Коваленко понесло ощутимые потери — сегодня известно о 26 погибших и 35 раненых, шестеро военнослужащих пребывают в плену.
Уже месяц батальон находится на переподготовке на полигоне «Широкий лан» в Николаевской области, а Виктор Коваленко был назначен исполняющим обязанности заместителя командира по работе с личным составом (предыдущий замполит попал в плен). Однако сейчас пан Виктор ожидает нового назначения. В марте он прошел пятидневный тренинг, который организовало Министерство обороны на базе Военного института КНУ им. Шевченко в Киеве. Из его участников командование планирует создать сеть пресс-офицеров, прикрепленных за конкретными подразделениями. Они будут распространять информацию об армии, налаживать контакты с гражданскими журналистами. В Минобороны, очевидно, не могли не заметить «Дебальцевский дневник», который Виктор Коваленко опубликовал в Сети на украинском и английском языках, поэтому среди прочих его заявка на участие в программе была удовлетворена. Всего же поступило свыше 60 резюме, из которых отобрали 26 человек. Основной критерий — наличие журналистского опыта. Неважно — два года или 15, в цене прежде всего умение писать, снимать и т. п. Пятидневный тренинг — только первый этап, своеобразный пробный камень. В будущем должны состояться другие, в которых примет участие и нынешний набор, и их преемники — командование намеревается увеличить штат пресс-офицеров по крайней мере до 40 человек. Интересующиеся могут найти необходимую информацию и контакты в Управлении прессы и информации Министерства обороны. «День» же спросил у Виктора Коваленко о его впечатлениях от учебы, а также о том, какими он видит перспективы информационной работы в Вооруженных силах Украины.
— Пан Виктор, как вы попали на тренинг для будущих пресс-офицеров. Какой практический результат получили?
— Журналистской деятельностью в своем батальоне я занимался и раньше — по собственной инициативе. Преимущественно по вечерам, в свободное от основных обязанностей время. У меня много незавершенных статей и интервью о Дебальцеве. Доработать их просто не хватает времени. Надеюсь, как пресс-офицер я буду иметь для этого больше возможностей.
Во время тренинга к нам приходило много лекторов — бывшие и нынешние сотрудники пресс-службы Минобороны, военные корреспонденты гражданских СМИ, продюсеры, пиарщики. Все они делились собственным виденьем функций и роли пресс-офицера. Мне понравилось, ведь удалось познакомиться с десятками интересных людей — мобилизованными коллегами из всей Украины. Это — талантливые журналисты, умения которых до сих пор не находили правильного приложения в армии.
С моей же точки зрения, пресс-офицер — это универсальный коммуникационный солдат, не только военный журналист, который пишет об армии, но и звено, соединяющее прессу и общество с Вооруженными силами. Главная цель этого проекта — эффективное противодействие российской пропаганде. К сожалению, о вооруженном конфликте на Востоке сегодня пишут преимущественно гражданские журналисты. Армия же не продуцирует соответствующего информационного контента о себе. Это — большой минус. Ведь мы имеем дело с мощной российской пропагандистской машиной, предлагающей собственную точку зрения на все события. Наши же Вооруженные силы в ответ часто просто молчат. А когда армия не объясняет собственные действия, в обществе появляется недовольство, растет недоверие к высшему руководству. Так, например, до сих пор не было обнародовано официальное толкование, чем, собственно, был наш выход из Дебальцева — организованным отступлением, успешной операцией по выведению войск или чем-то другим... Центральная телерадиостудия Минобороны и пресс-служба дают сегодня обобщенную информацию обо всех Вооруженных силах. Пресс-офицеры же будут продуцировать дополнительный контент на своем уровне как для Киева, так и для местной прессы и журналистов.
— Пресс-службы силовых ведомств сегодня стоят перед дилеммой: как сообщить правду, даже самую горькую, но не спровоцировать панику. Для себя вы нашли ответ на этот вопрос?
— Надо искать баланс. Перед тем, как распространять какую-то информацию, стоит взвесить — принесет она обществу больше пользы или вреда. Это — самый главный критерий. Конечно, есть определенный перечень тайных сведений, которые нельзя сообщать. Но, кроме этого, есть еще много другой информации, которую мы должны уметь превратить в наши козыри. Уверен, что баланс можно найти — было бы желание. У меня и моих коллег есть большое желание начать работу. Считаю, что оно поможет нам стать активным звеном, которое, с одной стороны, не будет давать отмалчиваться и «засыпать» Генштабу, а с другой — интенсивно будет информировать общество о деятельности армии.
— Какими качествами должен обладать пресс-офицер?
— Пресс-офицер обязан уметь пользоваться видеоаппаратурой, фотографировать, записывать интервью, применять все современные коммуникационные технологии — компьютер, Интернет, социальные сети. Он должен сам на месте обрабатывать видео и фотографии, быстро писать статьи и оперативно распространять все это среди читателей, зрителей и других журналистов. Ребята, с которыми я проходил подготовительные курсы, имеют все необходимые навыки. Единственная проблема — не у всех есть нужное оборудование (компьютеры, фотокамеры, которые снимают видео, интернет-модемы). Надеюсь, с этим помогут спонсоры и волонтеры. Еще одно важное качество пресс-офицера — это умение общаться с другими военнослужащими — как с солдатами, так и с генералами.
— Чего, с вашей точки зрения, сегодня не хватает гражданским СМИ в контексте освещения боевых действий?
— На Западе существует понятие embedded journalist (англ. «прикрепленный журналист»). Речь идет о журналисте, который на определенный период становится в строй вместе с военными и имеет возможность почувствовать изнутри, что такое тяжелая солдатская жизнь. Он подписывает контракт с министерством обороны, в котором предусмотрено страхование и много других условий. Преимущество такой формы сотрудничества СМИ и армии в том, что медийщики получают возможность по-настоящему познать правду войны. Когда журналист приезжает на один день, снимает репортаж и сразу едет, это невозможно — у него просто нет доступа ко всем тем словам, переживаниям. Солдаты и офицеры раскрываются на войне совсем по-новому. Она создает условия, в которых можно в совершенстве познать душу каждого человека. В гражданской жизни никогда не узнаешь, кто может стать героем. На войне же они встречаются — например, обычный, казалось бы, рядовой человек, не кадровый военный подбивает сразу четыре танка. Форма embedded journalist дает СМИ доступ к такому преисполненному эмоциями материалу.
Выпуск газеты №:
№63, (2015)Section
Медиа