Сыр в коммунальной мышеловке
Эксперты обсуждают, как сделать, чтобы люди поверили в правительственные субсидии
«В чистый четверг очистим тарифы». Под таким лозунгом под Кабмином вчера проходила акция, в ходе которой участники «стирали» платежки за коммунальные услуги. Украинская власть, видимо, встревожена глухим ропотом населения в связи с повышением тарифов на газ, тепло и электроэнергию. Не случайно, премьер-министр Арсений Яценюк поручил в среду на заседании Кабмина вице-премьеру — министру регионального развития и ЖКХ Геннадию Зубко и представителям «Ощадбанка Украины», а также властям на местах разъяснить гражданам финансовые преимущества внедрения программ энергоэффективности. По его словам, они позволяют «купить новые окна, чтобы утеплить дом, квартиру, заменить котел и получить 20% компенсации». Премьер указал, что бюджет компенсирует до 30% (но не больше 10 тысяч гривен на одну семью) на утепление домов.
«Пока что мы сможем ввести эту программу только в ОСББ, — то ли опроверг, до ли дополнил премьера Зубко, — поскольку там есть организованный механизм, есть тот, кто может одолжить эти средства, и есть тот, кто сможет вернуть эти деньги. Поэтому на этот участок мы направляем 40% компенсации стоимости кредита». По прогнозу вице-премьера, воспользоваться этой программой смогут 134 тысячи семей.
• Сделал доброе дело в этом же направлении и Президент Украины Петр Порошенко. В среду он подписал Закон №263-VIII (принят парламентом 18 марта) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения некоторых неприбыльных организаций». Этот документ как манну небесную ждали в ОСМД, поскольку он возвращает им статус неприбыльных организаций, а следовательно, и возможность заниматься уставной деятельностью.
Достаточно ли этих мер, чтобы успокоить население и дать людям возможность подготовиться к стремительному скачку коммунальных тарифов? В экспертном сообществе считают, что чиновникам следовало бы также потрудиться на ниве разъяснения процедуры предоставления и получения субсидий. Пока же в самой экспертной среде нет особого доверия ни к эффективности субсидий, ни к результативности рекламируемых подготовительных работ, направленных на снижение затрат на отопление квартир и домов.
• Известная правозащитница и адвокат Татьяна Монтян уверена, что на самом деле цель программы субсидирования населения состоит, в первую очередь, в том, чтобы получить сведения от людей, которые хотят как-то улучить свое материальное положение, резко ухудшившееся из-за повышения коммунальных тарифов. По словам правозащитницы, поданная ими декларация будет проверяться соответствующими органами. Риски для людей адвокат видит в том, что фискальные органы возьмут на учет все незарегистрированные постройки, которых особенно много в сельской местности. «И вместо субсидий людям может прийти уведомление о каком-нибудь налоге», — предполагает Монтян и сравнивает обещание субсидии с сыром в мышеловке.
• Риски для городского населения она видит в том, что поскольку жилищно-коммунальное хозяйство не реформировано, «все субсидии напрямую пойдут нашим любимым жэкам, коммунальной мафии». По мнению Монтян, «если бы это были монетизированные льготы, люди могли бы подумать, платить ли за услуги, которые не были оказаны. Но в данном случае нет выбора, а субсидии пойдут мафии, если, конечно, кому-то удастся их получить». В этом она сомневается, потому что «бюджет пуст, субсидий брать не откуда». Монтян называет программу субсидирования населения «грандиозной аферой, которая не принесет людям ничего, кроме проблем». Она критикует «знаменитый законопроект №1565, который делает все для окончательного закабаления городского населения управляющими компаниями и разнообразными мошенниками. Если он будет принят во втором чтении, то наше жилищно-коммунальное хозяйство вообще развалится в ближайшее время. А на этом поле будут «пастись» толпы мошенников, после которых реформировать уже нечего».
• Столь же радикально настроен и общественный активист Михаил Шкурин. Он рассказывает, что ему довелось объехать всю Украину, изучая реакцию населения на повышение тарифов, и ни в одном городе не услышал, чтобы на эту тему проводились какие-то общественные слушания, чтобы людям разъясняли смысл повышения тарифов, порядок получения субсидий. И все настаивали на том, что государству, прежде чем повышать тарифы, нужно было повысить зарплаты, пенсии, стипендии и другие социальные выплаты. И только после этого, как считают люди, можно говорить об экономически обоснованных тарифах и требовать от населения своевременной оплаты, запугивая возможностью выселения за неуплату. «Все декларируемые министром юстиции данные, в том числе и о четырех миллионах украинцев, которые получат субсидии, — это чистый, ничем не подтвержденный, пиар», — отмечает активист.
Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК отмечает, что почти все парламентские фракции, входящие в коалицию, поддерживают создание тарифной временной следственной комиссии. Эксперт считает, что одна только подготовка к созданию такой комиссии и согласие на это большинства членов коалиции фактически является признанием того, что при повышении тарифов могло быть совершенно преступление, которое нанесло ущерб интересам государства и его граждан.
«Создание действенной ВСК, — уверен эксперт, — приведет к получению реальных данных от структур, которые имеют непосредственное отношение к предложениям и формированию повышенных тарифов». Прежде всего, ВСК должна получить доступ к внутренней информации НКРЭКУ и «Нафтогаза». В частности, к методике расчетов тарифов, которая и привела к повышение цены на газ собственной украинской добычи для населения в 3—6 раз — до 3600—7200 гривень за 1000 кубометров. Итогом работы ВСК, по мнению Корольчука, может стать пересмотр тарифов в сторону снижения. Но возможен и другой вариант: разработка плана щадящего поэтапного повышения стоимости газа и тепла. Но в этом случае эксперт предсказывает формальный развал коалиции.
• Наметки положительной программы по модернизации жилищно-коммунального хозяйства и снижению соответствующих тарифов изложил директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. Он рассказал, что его партнеры-инвесторы, в том числе и иностранные, попросили изучить ситуацию в ЖКХ нашей страны и сделать взвод о возможности приватизировать жэки. В этом случае инвесторы брались создать, по крайней мере в Киеве, конкурентную среду на этом рынке. Выяснилось, что у жилищных организаций огромные уставные фонды (у одного из жэков они достигали 150 миллионов гривень). Оказывается, райсоветы, которые в столице намерены реанимировать, выделяли жэкам огромные деньги на приобретение саженцев деревьев или мусорных баков. «И как можно приватизировать этот объект, если в балансах голые цифры, а ни баков, ни деревьев уже нет?» — спрашивает исследователь. Он предлагает дисконтировать основные фонды жэков и осуществить в столице несколько пилотных проектов по их приватизации. «Тогда конечный потребитель будет иметь возможность выбрать компанию для предоставления услуг — государственную или частную».
«Верите ли вы в реальность таких проектов», — спросил «День» у Монтян, которая известна еще и как активист ОСМД. «Никто сюда не придет, — ответила она, — до тех пор, пока не формализованы имущественные права в многоквартирных домах и пока в домах нет хозяина — представителя какого-либо товарищества, то ли ОСМД, то ли ЖСК. А эта проблема у нас не решится никогда, потому что в ней — корень всех зол. А если ее все же решить, нам не будут нужны никакие иностранные инвестиции — тогда люди направят деньги, которыми сейчас по своему усмотрению распоряжается коммунальная мафия, люди направят на благоустройство и утепление своих домов». «У нас в доме есть ОСМД, и нам не нужны никакие инвестиции — мы все прекрасно сделали, — сказала Монтян. — У нас не денег нет, у нас нет правил игры».
Выпуск газеты №:
№66, (2015)Section
Экономика