В чем украинский интерес в гагаузском вопросе?
Автономия на юге Молдовы — как «ключ» к стабильности и безопасности в Бессарабии![](/sites/default/files/main/articles/22042015/5.jpg)
На прошлой неделе Автономное территориальное образование Республики Молдова «Гагауз Эри» получило нового главу (башкана) Ирину Влах, за которую на очередных выборах проголосовало 51,01% избирателей. Процесс вступления в должность завершился провозглашением присяги на верность гагаузскому народу на центральной площади города Комрат в рамках инаугурационных мероприятий, в которых приняли участие депутаты местного парламента, Народного собрания Гагаузии, а также наивысшие должностные лица центральных органов власти Республики Молдова, премьер-министр Кирилл Габурич и спикер молдавского парламента Адриан Канду.
Несмотря на региональный характер указанных мероприятий, поразительным было количество присутствующих представителей аккредитованного в Республике Молдова дипломатического корпуса. Для поздравления нового башкана в столицу автономии Комрат прибыли: глава делегации Европейского Союза в Молдове Пиркка Тапиола, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Молдове Фарит Мухаметшин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики в Молдове Мехмет Селим Картал, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Молдове Намик Алиев, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Республики Болгария в Молдове Петар Вылов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Молдове Артур Михальски, Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Молдове Мариус Лазурке, временный Поверенный по делам Республики Беларусь в Молдове Александр Соловьев. Кроме того, в церемонии принесения присяги также принимали участие дипломаты Франции, США, Казахстана, Венгрии, Чехии, Швеции, Испании, ООН, ОБСЕ, а также парламентские делегации Российской Федерации и Турецкой Республики.
Показательно, что от Украины в мероприятиях на официальном уровне принимал участие рядовой сотрудник Посольства Украины в Республике Молдова. После того, как дипломатическая миссия Сергея Пирожкова в соседней стране закончилась (март 2007 — октябрь 2014-го), в Кишиневе пока работает временный Поверенный по делам Украины в Молдове — посол до сих пор не назначен. По собственной инициативе в Комрате также находились депутаты Одесского областного совета Юрий Димчогло и Мария Попова.
Такая плеяда иностранных гостей в очередной раз подчеркнула рост роли Гагаузской автономии в регионе, что стало очевидным с возникновением конфликта на востоке Украины, с обострением противостояния Запада и Российской Федерации, а также с подписанием Республикой Молдова Соглашения об ассоциативном членстве с ЕС, что фактически закрепило приоритеты молдавской внешней политики на будущее. Ключевые игроки на геополитическом «шахматном поле» осознают, что контроль над Гагаузской автономией, где большинство населения выступает за расширение двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией, является своеобразным ключом к стабильности и безопасности на восточных границах Европейского Союза.
Чем именно ценна Гагаузская автономия в современной геополитической ситуации? С одной стороны, сохранение симпатий гагаузских политиков и населения к Евразийскому экономическому союзу способствует руководству Российской Федерации:
• влиять на процесс последующей интеграции Республики Молдова в Европейский Союз путем корректирования уровня напряженности в отношениях между Кишиневом и Комратом;
• созданию предпосылки для последующего прихода к власти в Республике Молдова пророссийски настроенных политических сил через победу на местных выборах, которые запланированы на 14 июня 2015 года;
• не допустить возможного объединения Республики Молдова с Румынией путем приведения в действие отдельных пунктов Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», которыми закреплено право на политическое самоопределение гагаузов в случае угрозы территориальной целостности Республики Молдова (хочется отметить, что в современных геополитических условиях реализация идеи образования Большой Румынии маловероятна. Однако наличие при власти Румынии и Республики Молдова ряда политических сил, ратующих за объединение двух государств, не позволяет полностью исключить данный вопрос из политической дискуссии).
С другой стороны, молдавское и европейское руководство осознают невозможность обеспечения внутриполитической стабильности в Республике Молдова при условии наличия кардинально противоположных позиций Кишинева и Комрата относительно европейских интеграционных процессов. Примером такого развития событий было использование гагаузской элитой консультативного референдума по поддержке интеграции в Таможенный союз (проведен 2 февраля 2014 года) как одного из элементов давления на центральное руководство Республики Молдова. Как следствие — уровень напряженности в отношениях между политиками в Кишиневе и региональной элитой Гагаузии значительно вырос, что, в свою очередь, вызвало обеспокоенность в кабинетах европейских лидеров, не желавших возникновения очередной зоны нестабильности на восточных границах Европейского Союза. Кроме того, европейские политики расценивают убеждение гагаузов в целесообразности поддержания европейского вектора внешней политики Республики Молдова как один из необходимых факторов для снижения геополитического влияния Российской Федерации в данном регионе.
В свою очередь Турецкая Республика также демонстрирует желание сохранить политическое и экономическое влияние на территорию Гагаузской автономии, где проживает около 130 тысяч тюркоязычных гагаузов. В условиях роста геополитической роли Турции в Черноморском регионе и постепенного вхождения Республики Молдова в европейское политическое и экономическое пространство тесные связи с Гагаузской автономией имеют одно из ключевых значений.
Пытаясь решить собственные геополитические задачи, каждый из ключевых игроков данного региона использует собственные механизмы. С одной стороны, Российская Федерация разблокировала поставку товаров гагаузского виноделия на российский рынок, поддерживает постоянные контакты с представителями гагаузской элиты, способствует подписанию договоров о побратимстве между органами власти Гагаузии и представителями отдельных регионов Российской Федерации. В начале избирательной кампании в марте 2015 года между Гагаузией и Московской областью подписан Договор о сотрудничестве в культурной и экономической сферах. В свою очередь Турецкая Республика инвестирует в инфраструктурные проекты и открывает свои предприятия на территории Гагаузии. Кроме того, турецкая власть способствует сохранению и активному использованию гагаузского языка молодежью автономии. Несмотря на довольно сложные связи между Кишиневом и Комратом, центральное руководство Республики Молдова также очевидно перешло к политике конструктивного сотрудничества с Гагаузией, что подтверждает присутствие премьер-министра и спикера парламента Республики Молдова на инаугурационных мероприятиях. Европейский Союз тоже не отстает. Представитель Европейского Союза в Республике Молдова Пиркка Тапиола подтвердил, что европейским сообществом будет инвестировано около 5 миллионов евро в инфраструктурные проекты на территории Гагаузской автономии. Кроме того, в конце 2014 года Гагаузия стала членом программы трансграничного сотрудничества Еврорегион «Сирет-Прут-Днестр». Создается впечатление, что между Республикой Молдова, Российской Федерацией, Турецкой Республикой и Европейским Союзом происходит своего рода соревнование на звание «лучшего друга» гагаузского народа, что также наблюдалось во время инаугурационных мероприятий.
Гагаузские лидеры умело используют особенности геополитической ситуации в регионе и выстраивают прагматичную политику в интересах экономического развития Гагаузской автономии. Сотрудничество осуществляется и с Российской Федерацией, и с Турецкой Республикой, а также с Европейским Союзом. Хотя во время каждой избирательной кампании были слышны лозунги о желании интегрироваться в Евразийский экономический союз и единстве с российским народом. Такие призывы работают исключительно для консолидации электората вокруг кандидатов. Например, во время последней избирательной кампании как бывший депутат от Партии коммунистов РМ Ирина Влах, так и представитель провластных сил, депутат от Демократической партии Молдовы Николай Дудогло, активно демонстрировали наличие поддержки на уровне российского политического руководства и акцентировали внимание на необходимости развивать тесные связи с Российской Федерацией. Они понимали, что в современных электоральных симпатиях фактор близости к Москве играет ключевую роль для получения победы на выборах. Как результат — почти абсолютное большинство населения Гагаузии проголосовало за Ирину Влах. Многие из экспертов ассоциировали будущую победу пророссийского кандидата с последующей эскалацией напряженности в отношениях между Кишиневом и Комратом. Однако после объявления результатов Ирина Влах продемонстрировала готовность выстраивать конструктивную неконфликтную внутреннюю политику с центральным руководством Республики Молдова, а также отметила желание развивать связи с Российской Федерацией и Турецкой Республикой.
Встает резонный вопрос о роли и месте Украины на данной «шахматной доске». Особенно с учетом того факта, что Гагаузская автономия Республики Молдова находится на границе Республики Молдова и Украины, а на территории Одесской области проживает около 30 тысяч гагаузов — граждан Украины.
С принятием Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии» (23 декабря 1994 года), которым закреплено право автономии самостоятельно выстраивать внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами и регионами, отношения Украины и Гагаузской автономии определялись исключительно личными контактами представителей местных гагаузских и украинских элит, бизнес-кругов и рядовых граждан в пограничных районах. На региональном уровне органы государственной власти Украины подтверждали желание развивать экономическое и культурное трансграничное сотрудничество в пограничных районах Республики Молдова и Украины. Как следствие, 11 сентября 2011 года между Одесской областной администрацией и Исполнительным комитетом Гагаузии подписан договор о сотрудничестве, а 24 апреля 2012 года похожую договоренность подписали Одесский областной совет и Народное собрание Гагаузии. Кроме того, при содействии депутатов Одесского областного совета между городами Комрат и Болград подписан договор о побратимстве, который предполагает объединение усилий в интересах культурного сотрудничества.
Вместе с тем события вокруг Крыма и Донбасса кардинально повлияли на адекватность восприятия трансграничного сотрудничества между регионами Республики Молдова и Одесской области. Как следствие, оценка развития ситуации в исторической Бессарабии осуществляется исключительно сквозь призму страхов сепаратизма и возможности распространения пророссийских взглядов на украинские территории. Появление в информационном пространстве Украины и Республики Молдова провокационного информационного шума относительно угрозы образования Бессарабской народной республики или Буджакской народной республики только усиливает страхи руководства Украины и не позволяет выработать эффективную внутреннюю и внешнюю политику на данном направлении. Кроме того, отсутствие тесных официальных и неформальных контактов украинской власти с гагаузской элитой ограничивает способность объективно оценивать реальные угрозы национальной безопасности Украины в направлении Гагаузской автономии Республики Молдова.
Возможно, в современных условиях центральному руководству Украины не следует отказываться от развития экономического и культурного сотрудничества с юридически признанными регионами Республики Молдова, что с высокой долей вероятности будет способствовать снижению информационной напряженности в регионе и позволит побороть отдельные страхи?
«ДУМАЮ, ГАГАУЗЫ НЕ НАСТРОЕНЫ НА УЧАСТИЕ В ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ НА ЮГЕ УКРАИНЫ»
Сергей ПИРОЖКОВ, дипломат, экс-посол Украины в Молдове:
— У нас были определенные проблемы относительно Гагаузии. Предшественнику Ирины Влах, Михаилу Формузалу, официальными структурами объявлен запрет на въезд на территорию Украины в течение двух лет, что несколько снизило активность украинской дипломатии на территории Гагаузии. В Гагаузской автономии проживает подавляющее большинство тюркоязычного населения. Поэтому традиционно основной акцент там делают Турция и Азербайджан. Что касается Украины, мы имеем соседнюю территорию Гагаузии, и значительная часть украинцев гагаузского происхождения проживает на территории Одесской области. Я бы не сказал, что Украина проводит какую-то специальную политику по отношению к Гагаузии. Украинская внешняя политика сосредоточивает внимание на развитии в целом отношений с Республикой Молдова. Кроме того, Украина представлена как гарант в приднестровском переговорном процессе в формате «5+2», что также было в приоритетном направлении украинской дипломатии на молдавском направлении.
Несмотря на дипломатию, контакты на уровне гагаузских и украинских бизнесменов постоянно поддерживаются. Сегодня нам важно, чтобы в этом регионе сохранялся мир и покой, особенно с учетом событий на востоке Украины. Я думаю, что гагаузы не настроены на участие в дестабилизации ситуации на юге Украины.
Говоря об опыте Гагаузии относительно урегулирования конфликта между Комратом и Кишиневом, который завершился принятием закона об особом правовом статусе Гагаузии, безусловно, можно учитывать отдельные элементы истории современной Гагаузии во время решения вопроса стабилизации горячей фазы на востоке Украины.
Выпуск газеты №:
№71, (2015)Section
Подробности