Перейти к основному содержанию

В чем украинский интерес в гагаузском вопросе?

Автономия на юге Молдовы — как «ключ» к стабильности и безопасности в Бессарабии
23 апреля, 10:17
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

На прошлой неделе Автономное территориальное образование Республики Молдова «Гагауз Эри» получило нового главу (башкана) Ирину Влах, за которую на очередных выборах проголосовало 51,01% избирателей. Процесс вступления в должность завершился провозглашением присяги на верность гагаузскому народу на центральной площади города Комрат в рамках инаугурационных мероприятий, в которых приняли участие депутаты местного парламента, Народного собрания Гагаузии, а также наивысшие должностные лица центральных органов власти Республики Молдова, премьер-министр Кирилл Габурич и спикер молдавского парламента Адриан Канду.

Несмотря на региональный характер указанных мероприятий, поразительным было количество присутствующих представителей аккредитованного в Республике Молдова дипломатического корпуса. Для поздравления нового башкана в столицу автономии Комрат прибыли: глава делегации Европейского Союза в Молдове Пиркка Тапиола, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Молдове Фарит Мухаметшин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики в Молдове Мехмет Селим Картал, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Молдове Намик Алиев, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Республики Болгария в Молдове Петар Вылов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Молдове Артур Михальски, Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Молдове Мариус Лазурке, временный Поверенный по делам Республики Беларусь в Молдове Александр Соловьев. Кроме того, в церемонии принесения присяги также принимали участие дипломаты Франции, США, Казахстана, Венгрии, Чехии, Швеции, Испании, ООН, ОБСЕ, а также парламентские делегации Российской Федерации и Турецкой Республики.

Показательно, что от Украины в мероприятиях на официальном уровне принимал участие рядовой сотрудник Посольства Украины в Республике Молдова. После того, как дипломатическая миссия Сергея Пирожкова в соседней стране закончилась (март 2007 — октябрь 2014-го), в Кишиневе пока работает временный Поверенный по делам Украины в Молдове — посол до сих пор не назначен. По собственной инициативе в Комрате также находились депутаты Одесского областного совета Юрий Димчогло и Мария Попова.

Такая плеяда иностранных гостей в очередной раз подчеркнула рост роли Гагаузской автономии в регионе, что стало очевидным с возникновением конфликта на востоке Украины, с обострением противостояния Запада и Российской Федерации, а также с подписанием Республикой Молдова Соглашения об ассоциативном членстве с ЕС, что фактически закрепило приоритеты молдавской внешней политики на будущее. Ключевые игроки на геополитическом «шахматном поле» осознают, что контроль над Гагаузской автономией, где большинство населения выступает за расширение двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией, является своеобразным ключом к стабильности и безопасности на восточных границах Европейского Союза.

Чем именно ценна Гагаузская автономия в современной геополитической ситуации? С одной стороны, сохранение симпатий гагаузских политиков и населения к Евразийскому экономическому союзу способствует руководству Российской Федерации:

•  влиять на процесс последующей интеграции Республики Молдова в Европейский Союз путем корректирования уровня напряженности в отношениях между Кишиневом и Комратом;

•  созданию предпосылки для последующего прихода к власти в Республике Молдова пророссийски настроенных политических сил через победу на местных выборах, которые запланированы на 14 июня 2015 года;

•  не допустить возможного объединения Республики Молдова с Румынией путем приведения в действие отдельных пунктов Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», которыми закреплено право на политическое самоопределение гагаузов в случае угрозы территориальной целостности Республики Молдова (хочется отметить, что в современных геополитических условиях реализация идеи образования Большой Румынии маловероятна. Однако наличие при власти Румынии и Республики Молдова ряда политических сил, ратующих за объединение двух государств, не позволяет полностью исключить данный вопрос из политической дискуссии).

С другой стороны, молдавское и европейское руководство осознают невозможность обеспечения внутриполитической стабильности в Республике Молдова при условии наличия кардинально противоположных позиций Кишинева и Комрата относительно европейских интеграционных процессов. Примером такого развития событий было использование гагаузской элитой консультативного референдума по поддержке интеграции в Таможенный союз (проведен 2 февраля 2014 года) как одного из элементов давления на центральное руководство Республики Молдова. Как следствие — уровень напряженности в отношениях между политиками в Кишиневе и региональной элитой Гагаузии значительно вырос, что, в свою очередь, вызвало обеспокоенность в кабинетах европейских лидеров, не желавших возникновения очередной зоны нестабильности на восточных границах Европейского Союза. Кроме того, европейские политики расценивают убеждение гагаузов в целесообразности поддержания европейского вектора внешней политики Республики Молдова как один из необходимых факторов для снижения геополитического влияния Российской Федерации в данном регионе.

В свою очередь Турецкая Республика также демонстрирует желание сохранить политическое и экономическое влияние на территорию Гагаузской автономии, где проживает около 130 тысяч тюркоязычных гагаузов. В условиях роста геополитической роли Турции в Черноморском регионе и постепенного вхождения Республики Молдова в европейское политическое и экономическое пространство тесные связи с Гагаузской автономией имеют одно из ключевых значений.

Пытаясь решить собственные геополитические задачи, каждый из ключевых игроков данного региона использует собственные механизмы. С одной стороны, Российская Федерация разблокировала поставку товаров гагаузского виноделия на российский рынок, поддерживает постоянные контакты с представителями гагаузской элиты, способствует подписанию договоров о побратимстве между органами власти Гагаузии и представителями отдельных регионов Российской Федерации. В начале избирательной кампании в марте 2015 года между Гагаузией и Московской областью подписан Договор о сотрудничестве в культурной и экономической сферах. В свою очередь Турецкая Республика инвестирует в инфраструктурные проекты и открывает свои предприятия на территории Гагаузии. Кроме того, турецкая власть способствует сохранению и активному использованию гагаузского языка молодежью автономии. Несмотря на довольно сложные связи между Кишиневом и Комратом, центральное руководство Республики Молдова также очевидно перешло к политике конструктивного сотрудничества с Гагаузией, что подтверждает присутствие премьер-министра и спикера парламента Республики Молдова на инаугурационных мероприятиях. Европейский Союз тоже не отстает. Представитель Европейского Союза в Республике Молдова Пиркка Тапиола подтвердил, что европейским сообществом будет инвестировано около 5 миллионов евро в инфраструктурные проекты на территории Гагаузской автономии. Кроме того, в конце 2014 года Гагаузия стала членом программы трансграничного сотрудничества Еврорегион «Сирет-Прут-Днестр». Создается впечатление, что между Республикой Молдова, Российской Федерацией, Турецкой Республикой и Европейским Союзом происходит своего рода соревнование на звание «лучшего друга» гагаузского народа, что также наблюдалось во время инаугурационных мероприятий.

Гагаузские лидеры умело используют особенности геополитической ситуации в регионе и выстраивают прагматичную политику в интересах экономического развития Гагаузской автономии. Сотрудничество осуществляется и с Российской Федерацией, и с Турецкой Республикой, а также с Европейским Союзом. Хотя во время каждой избирательной кампании были слышны лозунги о желании интегрироваться в Евразийский экономический союз и единстве с российским народом. Такие призывы работают исключительно для консолидации электората вокруг кандидатов. Например, во время последней избирательной кампании как бывший депутат от Партии коммунистов РМ Ирина Влах, так и представитель провластных сил, депутат от Демократической партии Молдовы Николай Дудогло, активно демонстрировали наличие поддержки на уровне российского политического руководства и акцентировали внимание на необходимости развивать тесные связи с Российской Федерацией. Они понимали, что в современных электоральных симпатиях фактор близости к Москве играет ключевую роль для получения победы на выборах. Как результат — почти абсолютное большинство населения Гагаузии проголосовало за Ирину Влах. Многие из экспертов ассоциировали будущую победу пророссийского кандидата с последующей эскалацией напряженности в отношениях между Кишиневом и Комратом. Однако после объявления результатов Ирина Влах продемонстрировала готовность выстраивать конструктивную неконфликтную внутреннюю политику с центральным руководством Республики Молдова, а также отметила желание развивать связи с Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

Встает резонный вопрос о роли и месте Украины на данной «шахматной доске». Особенно с учетом того факта, что Гагаузская автономия Республики Молдова находится на границе Республики Молдова и Украины, а на территории Одесской области проживает около 30 тысяч гагаузов — граждан Украины.

С принятием Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии» (23 декабря 1994 года), которым закреплено право автономии самостоятельно выстраивать внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами и регионами, отношения Украины и Гагаузской автономии определялись исключительно личными контактами представителей местных гагаузских и украинских элит, бизнес-кругов и рядовых граждан в пограничных районах. На региональном уровне органы государственной власти Украины подтверждали желание развивать экономическое и культурное трансграничное сотрудничество в пограничных районах Республики Молдова и Украины. Как следствие, 11 сентября 2011 года между Одесской областной администрацией и Исполнительным комитетом Гагаузии подписан договор о сотрудничестве, а 24 апреля 2012 года похожую договоренность подписали Одесский областной совет и Народное собрание Гагаузии. Кроме того, при содействии депутатов Одесского областного совета между городами Комрат и Болград подписан договор о побратимстве, который предполагает объединение усилий в интересах культурного сотрудничества.

Вместе с тем события вокруг Крыма и Донбасса кардинально повлияли на адекватность восприятия трансграничного сотрудничества между регионами Республики Молдова и Одесской области. Как следствие, оценка развития ситуации в исторической Бессарабии осуществляется исключительно сквозь призму страхов сепаратизма и возможности распространения пророссийских взглядов на украинские территории. Появление в информационном пространстве Украины и Республики Молдова провокационного информационного шума относительно угрозы образования Бессарабской народной республики или Буджакской народной республики только усиливает страхи руководства Украины и не позволяет выработать эффективную внутреннюю и внешнюю политику на данном направлении. Кроме того, отсутствие тесных официальных и неформальных контактов украинской власти с гагаузской элитой ограничивает способность объективно оценивать реальные угрозы национальной безопасности Украины в направлении Гагаузской автономии Республики Молдова.

Возможно, в современных условиях центральному руководству Украины не следует отказываться от развития экономического и культурного сотрудничества с юридически признанными регионами Республики Молдова, что с высокой долей вероятности будет способствовать снижению информационной напряженности в регионе и позволит побороть отдельные страхи?

«ДУМАЮ, ГАГАУЗЫ НЕ НАСТРОЕНЫ НА УЧАСТИЕ В ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ НА ЮГЕ УКРАИНЫ»

Сергей ПИРОЖКОВ, дипломат, экс-посол Украины в Молдове:

— У нас были определенные проблемы относительно Гагаузии. Предшественнику Ирины Влах, Михаилу Формузалу, официальными структурами объявлен запрет на въезд на территорию Украины в течение двух лет, что несколько снизило активность украинской дипломатии на территории Гагаузии. В Гагаузской автономии проживает подавляющее большинство тюркоязычного населения. Поэтому традиционно основной акцент там делают Турция и Азербайджан. Что касается Украины, мы имеем соседнюю территорию Гагаузии, и значительная часть украинцев гагаузского происхождения проживает на территории Одесской области. Я бы не сказал, что Украина проводит какую-то специальную политику по отношению к Гагаузии. Украинская внешняя политика сосредоточивает внимание на развитии в целом отношений с Республикой Молдова. Кроме того, Украина представлена как гарант в приднестровском переговорном процессе в формате «5+2», что также было в приоритетном направлении украинской дипломатии на молдавском направлении.

Несмотря на дипломатию, контакты на уровне гагаузских и украинских бизнесменов постоянно поддерживаются. Сегодня нам важно, чтобы в этом регионе сохранялся мир и покой, особенно с учетом событий на востоке Украины. Я думаю, что гагаузы не настроены на участие в дестабилизации ситуации на юге Украины.

Говоря об опыте Гагаузии относительно урегулирования конфликта между Комратом и Кишиневом, который завершился принятием закона об особом правовом статусе Гагаузии, безусловно, можно учитывать отдельные элементы истории современной Гагаузии во время решения вопроса стабилизации горячей фазы на востоке Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать