Ток-шоу или «публичная приемная»?
Как министр культуры попробовал себя в роли телеведущего и что из этого вышло
Уже почти месяц телеканал «1+1» анонсировал свой новый проект - ток-шоу «МинКульт». Еженедельно в студии программы сам вице-премьер-министр – министр культуры Украины должен был встречаться с представителями культуры и искусств, «поднимая актуальные темы современности». Создатели проекта обещали «абсолютно новый формат коммуникации между представителями культуры». Наконец в эфире канала появился первый выпуск проекта. Что же предложили зрителям?
Первое впечатление - в студии два гостя (Иван Малкович и Вячеслав Кириленко) без модератора. Но разговор все-таки ведет... сам министр. Тем не менее, в заставке программы «МинКульт» претенциозный мужской голос уверенно диктует: «Министр культуры впервые готов отвечать на вопросы деятелей искусства и экспертов». Как Вячеслав Кириленко должен отвечать на вопрос, когда он сам якобы в роли ведущего? Загадка. Поэтому программа в конце концов напоминает некую публичную приемную Минкульта.
Первое, что всплывает в разговоре, это не состояние книгоиздания в Украине, отсутствие вменяемых книготорговых сетей, не хаотичность и зонированность писательских туров, которая понемногу стала выравниваться в этом году - список можно продолжать. Это, с легкой подачи министра культуры, сравнение с РФ, мол, издали когда-то «Гарри Поттера» раньше россиян - и это сенсация. Но уже через несколько минут Иван Малкович предстает в роли «подсудимого», отбиваясь от упреков, почему книги «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГИ» дорогие и почему издательство покинуло свои социальные проекты. И тут стоило бы задать вопрос - а какие программы поддержки чтения предложил Минкульт?.. Было видно, как трудно чиновнику выступать в роли телеведущего - в разговоре не прослеживалась цельная канва. Поговорили о российском книжном рынке, ввозной пошлине, льготах для украинских издателей (здесь пан Вячеслав выдал «на-гора» шокирующую инсайдерскую информацию, мол, знает таких издателей, которые говорят, что льготы эти им и не очень нужны), электронной книге, но все это - по верхам. Вместо решения или хотя бы обсуждения стратегических вопросов почему-то приступили к точечным решениям, таким, как государственная поддержка (хотя высказано это было в довольно туманно-расплывчатых формулировках) Тараса Компаниченко. Никто не уменьшает веса этого культурного общественного деятеля и выдающегося музыканта, но почему его одного? Тем более в программе упоминание о нем как появилось, так и исчезло неожиданно, совершенно оторвано от предыдущих тем разговора. Завершилось все просьбой к Ивану Малковичу почитать какое-то свое стихотворение, как на праздники в кругу семьи ставят на табуретку одаренных детей и просят показать свои таланты.
Зрители увидели уже привычного Малковича-старшего - мудрого, искреннего, с запалом в глазах, когда это касается украинской книги, а также уже привычного министра - высокопарного чиновника с редкими вкраплениями конкретики. Взаимовыгодного культурного симбиоза не произошло, каждый остался в своем амплуа. В чем же тогда интерес формата этого ток-шоу? Только лицо министра? Тогда такая программа достаточно недолго будет интересовать зрителей, тем более время ее выхода - 23:30. «МинКульту» чрезвычайно нужен беспристрастный ведущий программы, иначе без четко определенных ролей она распадается на куски. Наверное, недаром министры не бывают телеведущими во время своего пребывания в должности, разве «до» - как, например, министр занятости в британском правительстве Эстер Маквей, ранее работавшая над детскими и утренними программами на английских каналах, или «после» - как бывший премьер премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, который на канале своего сына (GDS) должен был вести аналитическую программу «20/30» с «правильными акцентами», по словам самого политика, однако в конечном итоге стал только частым гостем итоговых недельных выпусков.
Правда, есть и одна довольно успешная история программы «Культурная революция» Михаила Швыдкого, который в начале выхода передачи был министром культуры РФ. Вот только свою карьеру Швыдкой начал как театральный критик еще в 70-х и уже почти полвека занимается различными сферами культуры, тогда как Вячеслав Кириленко сразу после окончания университета стал заниматься политикой. В конце концов, Швыдкой мог себе позволить делать авторские передачи в стране с масштабным финансированием киноотрасли, развитым книжным рынком и конкурентной театральной сферой, тонко заигрывая с идеями пропаганды, филигранно оправляя их для псевдоинтеллектуалов. Он не должен был решать в кадре государственные дела, и, возможно, был даже лучшим телеведущим, чем министром. У нас же - совсем другая ситуация.
Возвращаясь к украинскому контексту... Тот же Иван Малкович несколько лет назад был гостем авторского культурологического проекта Ирины Славинской и Виталия Гайдукевича «Игра в слова и не только», выходившего на канале ТВi в лучшие его времена. Выпуск с заранее подготовленными сюжетами, интересным фактами и инфографикой статистики Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей, которую в эфире обсуждали ведущие с гостем. Это было динамично - черта, которой не хватает телевизионному «МинКульту». Тем не менее, у программы есть один «козырь» - у нее фактически нет конкурентов на центральных телеканалах. Противопоставить что-то может только «Первый», у которого целых пять программ, связанных с культурной тематикой - три музыкальные, одна театральная и одна литературная. Но все они - с ограниченными ресурсами: техническими, бюджетными. Поэтому у «МинКульта» фактически есть возможность заполнить эту зияющую нишу на телерынке качественным продуктом, но удастся ли это ему, покажут следующие выпуски.
Интересный момент вспоминает Иван Малкович в своем разговоре с чиновником - о том, как 10 лет назад, тоже на камеру, разговаривал с Игорем Лиховым, тогдашним министром культуры, теперь - заместителем Вячеслава Кириленко, и предлагал тогда ему стратегию возвращения детей-читателей в библиотеки. Эта идея так и остались нереализованной... Меняются министры, но такие заметные фигуры в украинской культуре, как Иван Малкович, остаются. Правда, задают все те же вопросы, на которые не могут получить ответа.
Section
Медиа