Путешествие через века
Народному музею имени Ульяны Кравченко в городе Николаеве на Львовщине передали ее личные вещи, перевезенные из Перемышля
Районный центр Николаев на Львовщине, или как его еще называют Николаев на Днестре, гордится тем, что здесь родилась первая галицкая украиноязычная поэтесса и писательница, выдающаяся общественная деятельница, педагог и близкая приятельница Ивана Франко Ульяна Кравченко. Настоящая ее фамилия и имя Юлия-Мария Шнайдер (отец был немцем, мать происходила из украинской семьи священников Лопушанских из-под Сколе). Слово «шнайдер» в переводе на украинский значит «кравець».
В местном музее имени Ульяны Кравченко и еще одного выдающегося деятеля Николаевщины — тоже писателя, поэта, священника и общественного деятеля Николая Устияновича есть немало личных вещей Ульяны Кравченко: семейный образ, перед которым она молилась, гуцульский коврик, грамота посвящения Сердцу Исуса, что свидетельствует о большой религиозности этой женщины, ее вышитые блузки, украшенное вышивкой платье, в котором она сдавала матуру (выпускной экзамен) в учительской семинарии), рушником с инициалами «УК»... Ульяна Кравченко родилась в 1860 году, в 1947-м умерла, значит некоторым вещам уже более ста лет, а они выглядят как новые.
На прошлой неделе коллекция Народного музея в Николаеве пополнилась еще несколькими личными вещами Ульяны Кравченко, в частности, ее вышитыми блузками, вышитым фартуком, еще одним рушником и образцами вышивок, которые, по-видимому, тоже должны были украсить повседневные вещи писательницы или ее детей. Это настоящее сокровище передала музею львовянка Любовь Стасюк, преподаватель Львовской музыкальной школы №5.
Как рассказала пани Стасюк, ее бабушка Процив София жила в Перемышле на улице Парковой, 5, а под № 9 было жилье Ульяны Кравченко и ее младшей дочери Нуси. «С 1956 года, как только открылись границы, мы стали часто ездить к бабушке в Перемышль, — рассказывает Любовь Стасюк. — Пани Нуся каждое воскресенье приходила к нам на обед. Потом она уже была такая старенькая, что уже мои дети ее к нам приводили по воскресеньям... Однажды пани Нуся дала мне с сестрой книгу Ульяны Кравченко «Хризантемы», — чтобы мы читали, а что нам, детям, летом хотелось читать какую-то учебную литературу! Так должны были выкручиваться: сестра читала одну страницу, я — вторую, и так что-то отвечали пани Нуси, потому что она в следующее воскресенье спрашивала нас о прочитанном.
Я часто бывала в доме Ульяны Кравченко. Припоминаю, там было соломенное кресло-качалка, которое нам, детям, очень нравилось и мы на нем качались. Перед смертью пани Нуся передала нам все личные вещи своей мамы, а затем мы забрали и мебель, ту, что у них была: кресло-каталку, кровати. Кресло вскоре рассыпалось, потому что оно было из соломы, а качались на нем все дети нашей улицы. Кровати мы передали в василианский монастырь, потому что перевезти их в Украину из-за разных таможенных преград нам не удалось. Моя мама Ярослава Фиголь еще лет тридцать назад привезла из Перемышля те вещи Ульяны Кравченко, которые можно было перевезти, и передала в музей в Николаеве, но у нас еще остался небольшой мешочек с ее вещами, уже не такими праздничными, может, более будничными, но все они украшены нашей украинской вышивкой. Мы с сестрой решили передать их в музей».
Выпуск газеты №:
№82, (2015)Section
Почта «Дня»