Перейти к основному содержанию

«Нужна модернизация... ментальности и знаний»

Немецкий бизнес — о влиянии конфликта на Донбассе на торговлю с Украиной
28 мая, 12:23
АЛЕКСАНДР МАРКУС

Кризис в Украине нанес ощутимый удар немецкой экономике. Традиционно она направлена на экспорт, а уменьшение внешнеторгового оборота с Восточной Европой на целых 9 миллиардов евро привело к явному нарушению баланса в торговле Германии с Востоком. В то время, как торговля с Россией в глубоком кризисе из-за санкций Запада против Москвы, девальвация гривни, политическая нестабильность и общий кризис стали краеугольными камнями в уменьшении объемов торговли с Украиной. Хотя в общем ситуация кажется плохой, все же заметны некоторые позитивные моменты и перспективы.

•  Несомненно, украинская экономика сейчас пребывает в глубоком кризисе. В общем росте 2014 года наблюдается спад приблизительно в 6,8%, а ожидания на 2015 год еще более неутешительны: экономика может упасть еще на 8,5%. И в балансе торговли с Германией это заметно. По сравнению с 2013 годом экспорт из Германии в Украину в 2014-ом сократился на 33,1% (с 5,3 миллиарда евро до 3,6 миллиарда). За 2015 год статистика оказалась еще хуже: по сравнению с февралем 2014 года, в феврале этого года уменьшение немецкого экспорта составило 37%, согласно статистике Федерального офиса статистики Германии. «Мы заметили драматичное сокращение нашего экспорта в Украину», — подытоживает председатель делегации немецкой экономики в Украине Александр Маркус. По его словам, одна только девальвация гривни сократила платежеспособность населения приблизительно на 40%. А импортированные с запада товары становятся недоступны для все большего количества украинцев.

•  Для Германии рынок в Украине — не самый высокий приоритет. Сегодня здесь активно работает около 2500 компаний, утверждает Маркус. Да и вообще, потери в Украине не составляют большую трагедию для немецкой внешней торговли, но, к величайшему сожалению, заметны. Особенно из-за того, что с 2004 года развитие торговли между нашими двумя странами в целом выросло. С того времени, как мировой кризис 2008 года проявил свое негативное влияние на двустороннюю торговлю, ситуация остается непрочной, но наблюдалась тенденция к постепенному улучшению.

•  В то время, как украинский экспорт в Германию и в самом деле не смог сравниться с рекордом 2011 года около 1,9 миллиарда евро, стоимость импортированных товаров из Германии выросла, что свидетельствовало о медленном росте платежеспособности украинцев, пока сначала события конца 2013 года не остановили эту тенденцию, а события 2014 года не привели к ее уменьшению. Большой спад наблюдается практически в каждом секторе, но больше всего он заметен в экспорте в Украину автомобилей (-52,9%), продуктов из металла (-40,1%) и оборудования (-37,5%). По определенным причинам только табачные изделия из Германии имеют все больший спрос в Украине (он вырос на 9,8%).

•  Основные причины существующих проблем в торговле с Украиной, конечно же, кроются в политическом кризисе и конфликте с Россией. Впрочем, его влияние на торговлю Германии с Россией еще хуже: хотя потери экспорта в Россию в 2014 году достигли лишь уровня -18,1%, в денежном эквиваленте это составляет 6,5 миллиарда евро. Таким образом, санкции Европейского Союза против России в целом создают намного большие убытки для Германии. Среди большинства немецких компаний, которые работают на территории России (а их более 6000), идея продолжения санкций не пользуются большой популярностью. В исследовании Восточного комитета немецкой экономики, опубликованном в этом году, 42% немецких компаний, которые работают в России, считают санкции несоответствующим способом разрешения конфликта. Поддержали санкции всего около одной четвертой из всех участников исследования.

•  Несмотря на это, во время обнародования результатов опроса в феврале представители Комитета подчеркнули, что немецкие компании в любом случае будут действовать так, как того требует политика немецкого правительства относительно России. «Решение политики имеет первоочередное значение и является обязательной основой для деятельности на рынках», — подтверждает Александр Маркус надежность немецкого бизнеса во времена конфликта.

•  Наряду со всеми негативными событиями в восточноевропейском бизнесе Маркус видит в Украине определенные способы и возможности трансформации и реконструкции украинской экономики: «Мы считаем, что в будущем в Украине произойдет экономический переход от энергоемкой тяжелой промышленности к легкой промышленности с меньшими затратами энергии: продукты питания и корм, мебель, текстиль, комплектующие к автомобилям — все это успешные модели бизнеса в стране». Таким образом, урегулирование не будет лишним. В связи с девальвацией гривни украинские потребители будут отдавать преимущество более дешевым продуктам отечественных компаний, которые могут начать развиваться, — первые признаки этого уже появились в разных отраслях.

•  Кроме того, девальвация гривни может стимулировать экспортный бизнес. В действительности — в этом и заключается главная разница двустороннего нарушения баланса с Россией — немецкая экономика заметила рост экспорта товаров в Германию из Украины на 3,3%. Поскольку общая ситуация в Украине ухудшилась — ее экспорт снизился на 16,6% — это можно считать выдающимся достижением. Основными товарами, экспортированными из Украины на рынок Германии, были комплектующие к автомобилям, их экспорт в 2014 году вырос на 38%. «В среднем украинский экспорт в Германию демонстрирует изменение тенденций от необработанного сырья до готовых комплектующих», — подчеркивает этот достаточно позитивный момент документ Делегации немецкой экономики в Украине.

•  Для Украины главной целью должно стать создание атмосферы политической стабильности — такова общая точка зрения экспертов. Ведь обесценивание валюты, как правило, приводит к определенным позитивным аспектам, как, например, низкие цены на аренду, которая может создать более привлекательную атмосферу для инвесторов. В Украине пока такого развития событий не наблюдается: по данным Национального банка Украины, прямые инвестиции из других стран в 2014 году составляли около 300 миллионов долларов. «Это непрямое влияние вооруженного конфликта на Донбассе. Нестабильная ситуация смущает иностранные компании», — цитирует немецкое издание Spiegel Online Роберта Кирхнера из Немецкой консультативной группы в Украине.

•  В то время, как мир является приоритетом, Украине приходится бороться с несколькими другими проблемами, чтобы превратить свою экономику в современную, с реальной возможностью успеха. Правительство наконец должно разработать серьезные шаги относительно борьбы с коррупцией и самоуправством в судебной системе. Иностранные компании могут делать ощутимые инвестиции лишь тогда, когда могут быть уверены, что получат надежное решение суда согласно фиксированным законам в случаях правовых дел.

•  С другой стороны, для достижения успеха на европейских рынках, после ожидаемого вступления в силу соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом в 2016 году, украинские компании должны научиться вести бизнес в Евросоюзе: «В Европе другая ментальность в бизнесе, другой способ рекламы продукции. Украинские компании должны создать новые сети и контакты для сбыта продукции», — объясняет пан Александр Маркус. Потребители в ЕС предпочитают другой вид продукции и еще не привыкли к торговой марке «Сделано в Украине». Хоть Украина имела преимущество продвигать свою продукцию в Европе по намного более низким ценам, чем наоборот, во многих отраслях стандарты качества продукции требуют улучшения, чтобы соответствовать европейским требованиям. «В некоторых отраслях украинские продукты уже конкурентоспособны. Теперь нужна модернизация не только структур и оборудования, но и ментальности и знаний», — говорит Маркус. Что касается экономики Германии, то она стремится не только продолжать сотрудничество с Украиной, но и интенсифицировать его. В конце 2015 года, как отмечает эксперт, возможно создание двусторонней Торговой палаты между нашими странами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать