Как стать «шерифом»
На Херсонщине реализуют проект занятости демобилизованных участников АТО![](/sites/default/files/main/articles/21072015/8sherif.jpg)
Социализацию безработных военных, вернувшихся с востока, инициировал Херсонский областной центр занятости через специальный проект. Его цель — трудоустроить людей, которые имеют желание и опыт в сфере охраны общественного порядка. Для реализации проекта «Шерифы» привлекли органы местного самоуправления, облгосадминистрацию и милицию.
ТРУДОУСТРОЙСТВО — НЕПОСТОЯННОЕ
Проект предусматривает организацию общественных работ, направленных на предотвращение развития преступности путем информирования населения о недопущении нарушений общественного порядка. Подбору кадров уделяется значительное внимание. Потенциальные участники проходят профессиональные собеседования и обучение. Кроме предоставления базовых знаний о правах и обязанностях общественных «шерифов», их учат, как общаться с людьми и находить пути мирного урегулирования конфликтов, проводятся тренинги при участии психологов и инструкторов из райотделов милиции.
«Подобную работу мы проводили еще в 2011—2012 годах. Теперь ее актуализировали. В первую очередь привлекаем демобилизованных из зоны АТО и внутренне перемещенных лиц, — рассказывает начальник отдела организации предоставления услуг работодателям ХОЦЗ Наталия Португальская. — Люди работают инструкторами, занимаются профилактической работой с населением, проводят лекции и помогают милиции. Работы организуются сельскими, поселковыми и городскими советами, с которыми мы заключаем договора. Оплату труда наполовину берут на себя местные советы, другую половину дает Центр занятости. Кроме того, центр продолжает выплачивать этим людям помощь как безработным. Через сеть в районах мы предлагаем на эти должности людей, стоящих у нас на учете. На данный момент по проекту на работу приняли 13 демобилизованных и двух переселенцев».
К сожалению, постоянно трудоустраиваться таким «шерифом» невозможно, ведь законодательством не предусмотрено участие в общественных работах более 180 дней. Впрочем, за это время специалисты Центра занятости «ведут» своих подопечных и продолжают поиски полноценной работы. Идею такого пути трудоустройства от ХОЦЗ поддержал и министр социальной политики Павел Розенко. Во время недавнего визита в Херсон он предложил распространить этот опыт в других регионах.
ЧУВСТВО ПОДДЕРЖКИ
Как рассказывает глава Херсонского отделения Украинского союза психотерапевтов Оксана Кудря, которая часто работает с военными, сегодня вопрос возвращения к нормальной жизни тех, кто побывал на войне, стоит очень остро. «На самом деле помощь нужна многим людям, однако у нас отсутствует культура обращения к психологам, — говорит Оксана Ивановна. — Военные — обычно закрытые люди, а те, кто видел ужасы войны, — еще больше. Поэтому проблема их психического здоровья чрезвычайно актуальна для государства и общества. Крайне важно, чтобы они чувствовали поддержку, свою значимость для общества, а их близкие понимали, как обращаться с родственниками, прошедшими АТО. Так же и с вынужденными переселенцами. В разговорах с этими людьми открывается немало проблем: страх быть непринятым в новой среде, низкая толерантность людей, повышенная агрессия, которая ищет выхода, проблема разности, когда одни идут на войну, а другие живут обычной жизнью, чувство ненужности, вины и прочее. Одним из нормализующих факторов, безусловно, является работа. Если человек после участия в боевых действиях или потерявший свой дом и вынужденный переселяться находит себя в интересном и общественно полезном деле — это помогает уравновесить психическое состояние, наладить связь с социумом, почувствовать свою самодостаточность. И часто после пережитого на войне люди даже меняют профессии, ведь они переосмысливают некоторые ценности. Поэтому любую помощь в занятости и поиске благоприятного места работы для этих людей нужно всячески поддерживать. Впрочем, нужно признать, системно в плане самореализации военных государство работает недостаточно».
«МНЕ НЕ СТЫДНО СМОТРЕТЬ ЛЮДЯМ В ГЛАЗА»
Владимир Комар из села Широкое Скадовского района работает «шерифом» первый месяц. Позапрошлой весной его призвали в войско. Сначала служил на Херсонщине, потом переподготовка в «Десне», а оттуда — в зону АТО, где стал артиллеристом. После демобилизации Владимир вернулся в родное село немного другим человеком. Говорит, на войне многое переосмыслил, стал ценить простые жизненные моменты, над которыми раньше не задумывался. А еще — больше беспокоиться о том, чем живут и что думают люди. Чтобы помогать наводить порядок в селе, записался в проект, который предложили в Центре занятости.
«Каждый месяц в райотделе мне дают план работы. Я веду учет, потом сдаю его в милицию. Преимущественно это инструктажи по безопасности, лекции, беседы с подростками, их родителями, профилактика админнарушений, — рассказывает Владимир Комар. — Вот недавно закрепляли правила пользования газовыми баллончиками с почтальонами. Женщины ездят по селу с деньгами, с ценными вещами, но несерьезно относятся к своей защите. Выезжаю на беседы с детьми, состоящими на дисциплинарном учете в школах. Кроме того, слежу за тем, чтобы несовершеннолетним не продавали алкоголь. А по вечерам выхожу в центр, в места досуга молодежи, смотрю, чтобы не «буянили». Также обращаем внимание на вновь прибывших жителей или просто подозрительных заезжих. У нас все-таки пограничный район, Крым рядом, поэтому всякое может быть. В этом помогают и односельчане. Правда, работаю недолго, и не все еще знают, что можно обращаться ко мне, а не только к участковому».
Несмотря на это, говорит Владимир, маленькие результаты работы уже заметны. Молодежь обращает внимание на его присутствие, ведет себя сдержаннее. «Школьные охранники говорят, что исчез бардак во дворе, мусор стали в урну бросать, а в центре после дискотеки редко драки бывают, меньше бутылок битых на дорогах», — говорит широковский «шериф».
Вообще, в таком проекте Владимир видит больше позитива. Ему нравится работать с людьми, помогать. Да и найти работу в селе не так просто. «Если бы такую должность предлагали не на полгода, а на постоянной основе, я бы остался, — говорит Владимир. — А может, у нас будет новая полиция, как в Киеве, так охотно пошел бы туда. Знаете, я когда вернулся из АТО, некоторое время был, как с другой планеты. Это сложно объяснить. Там — один мир, здесь — другой. Бывает, беседуешь с товарищем, а через несколько часов его уже нет... Хотел даже вернуться сначала, но семья отговорила. Теперь немного отошел, занимаюсь хорошим делом. Единственное, не могу понять безразличие людей ко всему, что у нас происходит. На Донбассе я осознал, что если бы местное население вовремя сказало «нет» тем бандитам, то не было бы беды».
Но и дома не все гладко. В военкомате, где, казалось бы, должны были бы содействовать бойцам, не всегда встретишь понимание. «Мне до сих пор не выдали удостоверение участника боевых действий. Оно уже готово, но областной и районный военкоматы почему-то задерживают, — говорит Владимир. — Когда я пришел спросить, почему всем, кто был со мной, выдали, а мне нет, в районе замкомиссара показал на дело погибшего парня из соседнего села и прибавил: «Радуйся, что живой вернулся». Я то рад, только они здесь при чем? Когда призвали, я взял сумку и пришел. Отслужил год, мне не стыдно смотреть людям в глаза. А вы теперь должны сделать то, что полагается. И без лишних разговоров».
Выпуск газеты №:
№128, (2015)Section
Общество