Перейти к основному содержанию

Из 30 тысяч – уже 11...

О том, как отечественный оборонпром справляется без российских комплектующих
22 июля, 11:46
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Украинские чиновники сообщают о снижении зависимости нашего оборонно-промышленного комплекса от российских комплектующих. Ранее в госконцерне «Укроборонпром» отчитались, что из 30 тысяч номенклатурных единиц, которые нужно заменить, 11 тысяч Украина уже производит самостоятельно. «События прошлого года заставили нас активно начать процесс импортозамещения. 35% комплектующих, которые ранее поставлялись из России, производится уже непосредственно «Укроборонпромом», остальное мы предлагаем производить силами других предприятий Украины — это около 20 тысяч наименований, которыми будет оснащена наше оружие и техника», — заявил генеральный директор концерна Роман Романов. Недавно же заместитель гендиректора «Укроборонпрома» Сергей Панькас оценил зависимость Украины от России в сфере ОПК уже в 30%. С одной стороны, цифры впечатляют, но с другой — эти данные не говорят о том, насколько критичной остается зависимость. Ведь номенклатурная единица номенклатурной единице рознь, и если одни детали можно заменить аналогами, то с другими дело обстоит сложнее. Раскрывать подробности «Укроборонпром» не спешит, но определенные сведения все-таки дает. Так, Сергей Панькас сообщил о том, что из России мы получали определенные сплавы металлов и теперь пытаемся «перекрыться поставками из других стран, лояльно настроенных к Украине».

Понятно, что более сильные позиции в этом смысле Украина имеет в танкостроении, где цикл производства практически замкнутый. И более слабые, к примеру, в авиации, поскольку ни истребителей, ни штурмовиков, ни бомбардировщиков наша страна не создает. И даже в строительстве военно-транспортных самолетов не все так гладко. Авиаконструктор Сергей Меренков, которого в прошлом году Минпромполитики Украины назначило исполнять обязанности гендиректора ГП «Антонов», негативно оценивал принятие на вооружение самолета Ан-70. По его словам, воздушные силы Украины берут на вооружение самолет, «в котором более 90% комплектующих и почти 100% материалов, из которых он сделан — российские», и даже двигатели Д-27, которые стоят на Ан-70, не совсем украинские. «Уникальны винтовентиляторы, но они из подмосковного Ступино, откуда и их регуляторы, 14000-сильные редукторы — из Москвы, управление и топливная автоматика — из Уфы и Омска. Запорожскими (производства «Мотор-Сич». — Ред.) остаются газогенераторы и часть агрегатной «обвязки», но металл на 100% российский», — говорил он. «Авионика — из Санкт-Петербурга и Москвы, воздушные системы — из Москвы и Нижнего Новгорода, комплекс связи — из Нижнего Новгорода и Новосибирска, электрооборудование — из Москвы, Кирова и Саратова...» — перечислял Меренков. Справедливости ради следует подчеркнуть: часть российских комплектующих в этом самолете однозначно можно заменить, к примеру, европейскими аналогами. Собственно, военно-транспортный Ан-178 уже планируется переоснастить полностью западным оборудованием и двигателем General Electric CF34-10 или Pratt Whitney PW1500, чтобы полностью заменить российские комплектующие. Хотя, конечно, это большой объем работы и необходимость новых испытаний.

Российские детали на комплектующие других иностранных компаний уже заменил «Кременчугский автомобильный завод», на базе машин которого производится военная техника. Скажем, двигатели он имеет возможность покупать даже у нескольких производителей — «Минского моторного завода», а также у компаний Deutz, Cummins, Daimler, Fiat и др. Электрооборудование КрАЗ закупает в Польше и Беларуси, а подшипники — в Польше, Турции и Индии. А вот автомобильную сталь ранее поставлял «Новолипецкий меткомбинат», сейчас же — отечественный завод «Запорожсталь». Правда, на вооружении украинской армии находится значительное количество техники, которая построена на базе российских автомобильных заводов — КАМАЗ, УРАЛ и т. д. Отказываться от нее нельзя, приходится только ремонтировать, используя имеющийся запас деталей, и модернизировать. В общем-то, непосредственно комплектующие для машин нельзя назвать продукцией ОПК, хотя они и используются для производства военной техники.

То, что украинскому ОПК все еще необходимо заменить десятки тысяч единиц деталей, агрегатов и т. д., не означает, что техника из-за этого уже беспомощно замерла. Самостоятельное производство части вооружений, например, еще предстоит освоить, но критической нехватки пока нет. К примеру, это касается производства снарядов. Несколько месяцев назад «Укроборонпром» заявил, что года за два в Украине будет построен современный завод по производству снарядов и патронов. Мощности по производству необходимых нам снарядов и ракет для реактивной артиллерии находятся в России. Но при этом пока мы используем складские запасы, оставшиеся с советских времен, и запасы эти довольно внушительны. Другое дело, что если в мирное время запасы такие были даже в тягость, то в военное они интенсивно используются. «Укроборонпром» подчеркивает, что работать в этом случае приходится на перспективу. Как отмечал руководитель госконцерна Роман Романов, на решение повлиял также захват террористами Луганского патронного завода и донецкого химического предприятия.

Да, подобный путь — сложный и дорогой, но пройти его Украине по силам. В конце концов, раньше у нас не было собственного производства пушек, но освоить его пришлось как раз из-за критической зависимости от северного соседа. В 1996 году Пакистан подписал с Украиной контракт на поставку 320 основных боевых танков украинского производства Т-84. Желая сорвать экспортный контакт, Москва официально отказалась комплектовать эти танки своими пушками, производящимися на объединении «Мотовилихинские заводы». Но в результате Украина начала собственное производство, создав 125-мм танковую пушку КБА-3. К вопросу о том, возможно ли рассчитывать на успех, если нет глубокого опыта: взяв за основу советскую 2А46 и немецкую 120-мм пушку Rh-120, украинским конструкторам удалось создать собственную качественную пушку, которая оказалась не хуже аналогов. Стволы стали производить на «Сумском заводе им. Фрунзе», который специализировался на оборудовании для нефтегазового комплекса, а полностью пушки собирают на Харьковском заводе им. В. Малышева.

Впрочем, вряд ли мы можем утверждать, что Украина самостоятельно запустит, к примеру, производство военных самолетов, кроме уже производящихся военно-транспортных. Конечно, украинские конструкторы говорят о том, что потенциал есть. «Если говорить о боевой авиации, то лидерство в этом сегменте на высоком уровне удерживают США, Россия, Европа. Лучше, чем их истребитель или штурмовик, мы не сделаем. Однако на уровне, достаточно близком, на уровне других стран, мы могли бы делать», — говорил в одном из интервью тогдашний президент ГП «Антонов» Дмитрий Кива. Но все понимают, что цена запуска такого производства чрезвычайно высока, да и темпы производства явно будут низкими, исходя даже из имеющегося опыта «Антонова». На сегодняшний день ставка делается на модернизацию существующего авиапарка. Но можем утверждать, что потенциал украинского ОПК на самом деле высок, и большую часть задач по замещению российских комплектующих собственными силами выполнить он способен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать