От Олексы Довбуша до Фанни Каплан
Три истории съемок самых ожидаемых украинских фильмов в этом годуЧасто говорят, что украинское кино — поляризовано: или авангард и контркультура, или печальный народный эпос. И так будет продолжаться, пока аудитория будет обсуждать всего два фильма нашего производства в год. Однако есть шанс, что ситуация поменяется к лучшему в новых условиях почти полного отказа от российского кинопродукта. По крайней мере, это может стать толчком к увеличению масштабов производства своих фильмов. В этом году Госкино возобновило финансирование по программе создания и распространения национальных фильмов. Первыми средства получили фильмы Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы», Елены Демьяненко «Моя бабушка — Фанни Каплан», Юрия Речинского «К черту», Ивана Сауткина «Максим Оса», а также ряд других проектов. В агентстве надеются, что до конца года получат финансирование еще семь проектов.
А между тем, пока государство «скребет по сусекам», чтобы найти хоть немного денег на возрождение национального кинематографа, инициативные режиссеры сами находят средства и идут снимать кино. Одной из самых громких историй такого плана был фильм «Мина», который был отснят в зоне боевых действий на востоке Украины и творческая команда которого собирала деньги на постпродакшн через краудфандинговую платформу «Велика Ідея».
«День» собрал три разные истории съемок новых украинских фильмов.
«МОЯ БАБУШКА — ФАННИ КАПЛАН»
Одним из самых ожидаемых фильмов, которые готовятся на заказ Госкино, является, бесспорно, лента «Моя бабушка — Фанни Каплан» — хитросплетение современного мира, журналистских расследований и истории любви и борьбы участницы революционного движения, чье имя чаще всего упоминается в контексте покушения на жизнь Ленина. Именно за это ее без суда расстреляли в 1918 году. Съемки начались еще в мае прошлого года и наконец киношные супруги — режиссер Елена Демьяненко и сценарист Дмитрий Томашпольский — заявили об их завершении. Теперь фильму осталось только пройти этап постпродакшна, и можно выходить на большие экраны. Этот фильм из поданных трех ближайший к финишной прямой.
— Режиссер фильма Елена Демьяненко приняла, с моей точки зрения, очень мудрое решение — снять в разных ролях второго плана не профессиональных актеров, а своих коллег — режиссеров. Так, роль Дмитрия Ульянова сыграл в ее фильме Мирослав Слабошпицкий, отца Фанни играет Влад Троицкий, врача Гиршмана — Роман Ширман. А на роли политзаключенных Мальцевской женской каторги Елена решила пригласить преимущественно разных женщин-режиссеров, — рассказывает детали съемок украинская писательница и режиссер Ирина ЦИЛЫК, которая тоже снималась в фильме «Моя бабушка — Фанни Каплан». — Я понимаю, чем она руководствовалась: маленькие эпизодические роли требуют скорее точных типажей, харизматичных образов, за которыми просматривается «Я» их владелиц...
На каждой съемочной площадке всегда существует свой специфический микроклимат. У Елены Демьяненко атмосфера на съемках приязненная, очень женская по своей энергетике, что и не удивительно. Мне как режиссеру очень интересно было наблюдать за тем перерождением, которое происходило каждое утро со всеми героинями: приезжают современные веселые девочки, снимают свои шорты-майки-украшения-помады, одеваются в костюмы из другой эпохи, прячут смартфоны за голенища своих сапожков, распрямляют спины, и вот — перед тобой уже женщины 1907 года, каждая со своей непростой и сломанной обстоятельствами биографией. Это та простая магия, которая завораживает меня в кино едва ли не больше всего.
В одном эпизоде мне пришлось надевать тулуп, валенки и сыграть закоченевшую посреди свирепой сибирской зимы каторжанку. И все это в плюс 30, вы понимаете. Едва не растаяла снегурочка, таща сани с дровами посреди заносов из искусственного снега. В другом же эпизоде, напротив, пришлось сниматься в одной тоненькой нижней сорочке и при этом принимать участие в драке — там каторжанки, выбегая полуголыми из бани, бьют вместе зека. Одним словом, полезно лишний раз побывать в актерской шкуре и почувствовать на себе, что такое режиссерские прихоти.
Есть нечто причудливое в реалиях нынешнего украинского кино, когда Крым снимается в Одессе, Питер — в Киеве, Сибирь — на ДВРЗ, а заключенные сибирской каторги разговаривают между собой на украинском языке. Но кино — это мир, в котором найдется место для любых условностей и историй, если эти истории рассказаны талантливо, конечно.
«ГНЕЗДО ГОРЛИЦЫ»
Уже год продолжаются съемки фильма «Гнездо горлицы», который тоже давно ждет украинская аудитория. Его премьера была запланирована еще весной этого года, но в силу обстоятельств (по большей части из-за отсутствия финансирования) она так и не состоялась. «Гнездо горлицы» — это фильм о заробитчанке Дарье режиссера Тараса Ткаченко. В основе фильма одноименный роман черновицкого писателя Василия Мельника, дипломанта «Коронации слова-2012». В ленте рассказывается о судьбе женщины, которая вынуждена покинуть родительский дом и отправиться на заработки за границу. Локаций съемок несколько — Вижница, Черновцы, украинские Карпаты и Генуя (побережье Италии). Роль главной героини Дарьи, что сама из Буковины, исполняет украинская актриса Римма Зюбина, которая, к слову, родом из Закарпатья.
«Когда приехала на съемочную площадку, ждала меня там «баба Настя», которая сдавала нам домики для съемки. И сразу ко мне: «Даринка, ну чисто тобі Даринка», — вспоминает Римма Зюбина. — Не было дня, чтобы она не приходила на площадку: снимаем мы или не снимаем, в кадр заходит, расцелует, спрашивает: «Як ся маєш?». Сама она несколько раз сценарий фильма прочитала и со мной о моей героине разговаривала».
Партнером Римме Зюбиной, исполнителем одной из главных ролей — мужа Дарьи, был актер Виталий Линецкий, который трагически погиб летом прошлого года. Из-за этого создатели фильма вынуждены были переписать финальную кульминационную сцену. «Без Виталия невозможно было снять никак, это должны были быть его глаза, его эмоции, психотип рассчитан на него. Недаром именно он играл эту роль», — говорит актриса.
По словам главной героини, две недели проживания съемочной группы в Вижнице создали невероятную атмосферу. «Мы все были, как одна семья. Идем завтракать — говорим о предстоящем дне съемок, обедаем — о кино, и на ужине, и после ужина, и даже ночью — все время о кино... Обидно только, что наш фильм уже больше года «заморожен», но единственное радует, что я снова смогу вернуться в атмосферу этой невероятной съемочной группы через год или два», — делится Римма Зюбина.
Почему фильм называется «Гнездо горлицы»? По сценарию, на деньги, которые Дарья посылает из Италии, ее муж дома строит частный особняк для зеленого туризма под названием «Гнездо горлицы». Тема заработка близка едва ли не каждому украинцу, и эта тема, к сожалению, является неизменно актуальной уже на протяжении многих лет.
«Мама за рубежом, ее дочь — беременна и не знает, как сказать об этом отцу, а, возвращаясь домой, чтобы решить ситуацию, заробитчанка Дарья понимает, что беременна сама — от итальянца, — частично раскрывает сюжет Римма. — В нашем обществе такая история, как в «Гнезде горлицы» — это скандал, а в действительности Бог зародил еще одну жизнь. У нас есть очень много документальных фильмов такой тематики об абсолютно реальных людях. И все говорят о том, что это было необходимо — отснять именно такое игровое кино».
Сейчас актеры добиваются (не без проблем) виз в Италию, где должны снять еще два сезона — лето и осень, потом — еще часть съемок в Карпатах. Поэтому на быструю премьеру рассчитывать не приходится. К сожалению, часто у украинских фильмов судьба такая же долгая и многострадальная, как и в сюжетах их историй.
«ОЛЕКСА ДОВБУШ — ЛЕГЕНДА КАРПАТ»
А между тем цикл съемок украинского кино пополняется новинками. На смену фильмам «Моя бабушка — Фанни Каплан» и «Гнездо горлицы», которые сейчас на завершающем этапе продакшна, пришла лента «Олекса Довбуш — легенда Карпат». Сегодня на Закарпатье снимают фильм, который раскроет одну из самых таинственных и интересных страниц нашей истории. Лента о «карпатском Робине Гуде» даст возможность киноманам осуществить экскурс в XVIII ст. и раскроет подробности из жизни и деятельности вожака освободительного движения опришков.
Олекса Довбуш — легендарная фигура, окутанная мифами. Смельчак, который пытался восстановить социальную справедливость и защищал простых людей от своеволия господ. Роль народного мстителя в фильме исполнит лидер группы «Друга ріка» Валерий Харчишин. В ленте увидим и других музыкантов группы. Именно группе «Друга ріка» доверили и музыкальное сопровождение кинокартины. Их песня «Хто, якщо не ти?», которая входит в новый альбом группы Supernation, станет главным саундтреком к фильму.
Продюсерский центр «Магнат-Медиа», который занимается съемками, планирует отснять 4-5 серий. По словам киношников, на телеэкранах история о народном мстителе появится в 2016 году. Фильм снимают за деньги меценатов и спонсоров. Режиссером и сопродюсером фильма стал черновицкий предприниматель Сергей СКОБУН. Пан Скобун рассказал «Дню» о ходе съемок, как появилась идея фильма и насколько привлекательным для украинских зрителей является образ «карпатского Робина Гуда».
— Идея фильма появилась во время раскопок фундамента одного из зданий в центре Черновцов, — раскрывает секреты Сергей Скобун. — Мы нашли архаичный предмет, который, по оценкам специалистов, является достопримечательностью XVIII века и, возможно, принадлежал самому Олексе Довбушу. Изучая эту находку, мы ознакомились с информацией о жизни и судьбе этого человека и решили эту историю экранизировать. А Валерий Харчишин — харизматичный, привлекательный и несет в себе и своем творчестве украинский идеологический дух. Он идеально подходил на эту роль.
Съемочный процесс проходит синхронно и весело. Актеры с легкостью перевоплощаются в свои образы, как только надевают костюмы. В боевых сценах оружие в руках придает им воинственный дух. Однако случаются и кровоподтеки и порезы. Так, в одной из сцен ударом меча был травмирован главный герой. Но это не уменьшило его желания сниматься дальше, а даже наоборот. А как-то на съемочной площадке мы увидели немолодого человека, который определенное время наблюдал за нами. Позже, проходя мимо, пожелал нам доброго здоровья и исчез за холмом. После его отхода небо перестало капризничать (перед этим погода менялась каждые полчаса). Или это просто совпадение, или таинственные знания нашего путника, мы так и не знаем. Но, несмотря ни на что, творческий коллектив настроен на продуктивную работу. Нас всех заряжает энергия Карпатских гор. Если же говорить шире — Украине и украинскому обществу нужны герои, знаковые люди, с которых могут брать пример украинцы, черты характера которых будут образцом, а жизненные принципы будут вызывать уважение и смогут формировать национальный дух.
Выпуск газеты №:
№130, (2015)Section
Медиа