Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Стабильность» против новаторства

Коллектив Черкасского драмтеатра проголосовал за увольнение и.о. художественного руководителя Сергея Проскурни. В чем конфликт — попробовал разобраться «День»
24 июля, 10:12

Почему областные театры не хотят перемен, а предпочитают работать по-старому, а творческие коллективы уютно себя чувствуют в провинциальном «болоте», почему актеры «съедают» режиссеров-экспериментаторов? Ведь конфликт в Черкассах совсем неодиночный случай и такие «войны» можно увидеть в разных театральных коллективах нашей страны. Стабильность или новаторство? Как это соединить? Почему проекты С. Проскурни (его премьеры и акции драматургическо-режиссерской лаборатории в Черкасском театре вызвали резонанс у публики и в город приезжали ведущие критики и театроведы) воспринимают в штыки актеры? Сегодня большинство актеров заявляют, что отказываются быть «орудиями для сомнительных пиар-акций С. Проскурни». 21 июля состоялось собрание в театре, где присутствовала большая часть сотрудников — 78 человек. Председатель профкома Наталья Вигран объяснила, что собрание легитимно, хотя Сергей Проскурня отсутствовал. Каковы претензии к художественному руководителю?

— Проскурня пришел в наш театр, где уже сложились свои традиции. Он начал ставить экспериментальные спектакли. Сколотил «могучую кучку». Ставит за два дня, — цитирует слова актрисы Светланы МОСКАЛЕНКО gazeta.ua.       — В массовых сценах занимает весь коллектив театра, а на гонорар приглашает своих друзей. А мы тогда кто здесь? На побегушках? Если ты не доверяешь нашему театральному составу, то не можешь быть художественным руководителем. Потом пошли разговоры, что не нужна в театре «Кайдашева сім’я», «Сватання на Гончарівці», «За двома зайцями». Это спектакли, которые собирают зрителя и самый большой доход. Пусть пан Проскурня создает свой экспериментальный театр, свою труппу и забирает своих сторонников. А не ломает через колено наш театр.


СЕРГЕЙ ПРОСКУРНЯ / РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

По мнению актрисы Наталии МАМАЛЫГИ, виноваты в конфликте и коллектив, своей инерцией, и двое его руководителей — художественный руководитель и директор театра. Эту версию подтвердил и режиссер Лесь ПАВЛЮТИН: «Между Проскурней и Осиповым есть противоречия. Они работают в разных направлениях и тормозят друг друга... Я считаю, что Сергей Проскурня лучше сможет руководить театром. Он имеет незаурядный кругозор и художественный авторитет. Считаю, что ситуация спровоцирована извне, поскольку Сергей Вячеславович был среди тех, кто подавал иск относительно строительства за театром многоэтажки. А все обвинения в его адрес традиционны, но вся вина не может быть на одном человеке.

После тайного голосования объявили решение собрания об увольнении С. Проскурни: «за» проголосовало 59 человек, «против» — 11, «воздержались» — 8. Кстати, Сергей Проскурня не хочет комментировать ситуацию, а, с нашей точки зрения, «претензии» актеров являются лучшей «рецензией»  на его трехлетнее художественное руководство. Потому что за это время о спектаклях и режиссерской лаборатории Черкасского театра узнали в Украине. В его постановках засветились такие мастера сцены, как Петр Панчук, Евгений Нищук, Лидия Данильчук, Олег Драч и другие, а почитатели театра с нетерпением ждали анонсированного совместного проекта Григория Гладия (Канада) и украинских мастеров, чтобы Черкасский край стал театрально-туристической Меккой...

— Ситуация заострилась, коллектив оценил работу Проскурни негативно. У меня к нему нет никаких претензий, кроме тех, что должен быть на рабочем месте постоянно, а не в пятницу и выходные. Потому что в остальные дни он в Киеве. Творческому коллективу не нравится стиль работы режиссера... Вопрос об увольнении Сергея Проскурни будет решаться на уровне областного совета. Там должны оценить нашу ситуацию и сделать выводы. Окончательное решение будет принято после отпуска коллектива. Сбор труппы состоится 23 августа. К тому моменту должны быть расставлены все точки над «і», — объяснил директор театра Владимир ОСИПОВ.

— Конфликт в Черкассах — это отголосок нашей театральной системы, которая не меняется годами! — считает театровед Анна ЛИПКОВСКАЯ. — С одной стороны, коллектив театра не имеет никаких прав избирать творческого лидера, а с другой — художественный руководитель не имеет достаточных полномочий, чтобы реализовывать свои творческие идеи. Таким образом, это ситуация вообще по Украине и той системе, которая ныне существует. Сергей Проскурня — человек креативный, творческий. Он сумел подогреть к театру интерес публики, а еще создал драматургическо-режиссерскую лабораторию при Черкасском театре, которая существовала параллельно с основным репертуаром, а не заменяла собой спектакли афиши. А что касается современной драматургии, то, как говорят, «что имеет, то имеем!», и какие у нас молодые режиссеры, было видно по работам в лаборатории. Экспериментаторство и творческие поиски: что-то было интересным, а что-то нет. Я могу понять актеров-черкащан, которым обидно, что на главные роли Проскурня приглашает известных мастеров — Панчука, Драча и других, но это нормальная ситуация. Это европейская практика, когда актеры играют в разных театрах и приглашаются на конкретные роли. Я думаю, что надо вытравливать из себя провинциальность и не решать какие-то локальные проблемы, а думать о зрителях и заинтересовывать их новыми авторскими и режиссерскими находками. Если Сергея Проскурню «съедят», то театр опять откатится назад, а вперед можно идти только ища новое, но базируясь на лучших творческих достижениях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать