Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Антропология империи

Фолиант «Історія європейської цивілізації. Рим» — новый взгляд итальянских ученых на древность
12 августа, 16:32
ГЕММА АВГУСТА — КАМЕЯ ИЗ САРДОНИКСА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕН РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР ОКТАВИАН АВГУСТ (63 ДО Н. Э. — 14 Н. Э.) В ОКРУЖЕНИИ БОГОВ И АЛЛЕГОРИЙ

В начале 1990-х Сергей Плачинда опубликовал «Словник давньоукраїнської міфології», куда вошли около двух сотен слов, связанных с мифами и легендами дохристианской эпохи. Буква «Е» в словаре была представлена, как ни странно, лишь одним словом «Етруски». Из авторского текста выплывало, что этруски — это те же русины, русы, якобы принадлежавшие к древнеукраинскому племени, которое переселилось с Прикарпатья и Галичины в Северную Италию и образовало государство... Этрурию за 1300 лет до н. э.! Убедиться в этом появилась возможность совсем недавно, когда харьковское издательство «Фоліо» выпустило объемное (1101 страница!) научное издание «»Історія європейської цивілізації. Рим» под редакцией известного итальянского писателя, философа и лингвиста Умберто Эко (в оригинале: L’Antichita-Roma а cura di Umberto Eco). Перевод с итальянского этого энциклопедического фолианта осуществили пятеро переводчиков: Л. Цыпоренко, Г. Рудницкая, Е. Гавенко, Л. Найденова и Ю. Григоренко.

Предисловие к главе «Історія» написал профессор Сиенского университета Марко Бетталли, который сразу указал на один из аспектов дискуссии, которая продолжается уже несколько веков в научной среде Италии. Речь идет о том, что до сих пор окончательно не сформировано мнение относительно даты основания Рима. Одни ученые считают, что это произошло в IV веке до н. э., другие — что в середине VIII веке до н. э. И тем, и другим, по мнению Марко Бетталли, не хватает убедительности в суждениях из-за отсутствия археологических источников. Поэтому легенда об основании Рима в 753 году до н. э. братьями Ромулом и Ремом, внуками царя Нумитора, так и остается лишь легендой до тех пор, пока не найдется важный артефакт, который документально подтвердит или, напротив, будет отрицать ее право на существование.

К главе «Філософія» Умберто Эко написал не только вступление, но еще и три статьи: «Філософія та релігійний синкретизм», «Гностика» и «Герметичний корпус».

Достаточно характерной является вторая статья, в которой автор освещает зарождение гностицизма как философского течения в ІІ и ІІІ веке, пользуясь при этом учением античных философов-идеалистов. Гностика рассматривала Вселенную как театр борьбы двух сил — Добра и Зла, которые возникли при сотворении мира, а человека представляли узником материальной реальности.

В  главе  «Міф і релігія» больше всего представлено научных исследований Франчески Пресенди  — профессора Лозаннского университета. По мнению ученого, древние римляне искренне верили в то, что благодаря благосклонности богов Римское государство достигло могущества и необозримого величия. Превратившись из самого обычного поселения в болотистой местности, расположенного на семи холмах, в огромную империю площадью 5 млн кв. километров с населением 60—70 млн человек, ее территория протянулась от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. И как только боги сменили милость на гнев, империя постепенно, на протяжении веков, начала распадаться. Франческа Пресенди в статье «Боги та богині в Римі», выражает интересное предположение, считая, что одной из причин упадка могло быть отсутствие религиозной доктрины, которое бы цементировало мультиэтническое и мультикультурное римское общество. Ведь даже Библию первыми перевели не римляне, а греки.

В главе «Образотворче мистецтво» помещена обстоятельная статья «Завойована Греція: колекціонування та мародерство» профессора Сиенского университета Джузеппе Пуччи, в которой исследуется не только процесс проникновения греческих произведений искусства на территорию Римской империи после экспансии афинян, но и дальнейшее их влияние на развитие культуры в древнем Риме. В грабеже рукотворных шедевров греческого искусства, как считает автор, больше всего «прославились» императоры Луций Корнелий Сулла и Октавиан Август, римский полководец Гней Помпей Великий, наместник провинции Сицилии Гай Лициний Верреса, который лично похитил из разрушенных святилищ скульптуры Дианы, Меркурия, Аполлона и Сапфо Силанионской. Их не остановило даже предостережения тех сограждан, которые утверждали, что такими поступками можно прогневить греческих богов.

Многие итальянские историки приходят к выводу, что с колонизации Греции фактически начинается упадок греческого искусства, поскольку древние римляне им лишь пользовались, а не развивали. Единственное исключение составляло архитектурное дело, которое представило миру новые образцы изобразительной культуры. Речь идет, в частности, о храме Нептуна в Цирке Фламиния (сохранился до нашего времени!), храм Юпитера Капитолийского (разрушенный во время пожара), знаменитый каменный театр Помпея на Марсовом Поле в Риме (построенный в честь победы над царем Понтийского царства Митридатом VI), Триумфальная арка Тита в Риме (построенная в память взятия Иерусалима), известный Амфитеатр Флавиев — Колизей.

Представление о римской/латинской литературе будет неполным, если не вспомнить имена Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация, Плавта, Катулла, Сенеки, Лукреция. Самым загадочным среди них является Тит Лукреций Кара — автор произведения в шести томах «Природа вещей». Профессор Донателла Пулига, которая также преподает в Сиенском университете на факультете латинского языка и литературы, посвятила этому таинственному основателю дидактической лирики, научное исследование «»Лукрецій: філософська школа у вигляді поезії».

Несмотря на то, что «Природа вещей» состоит из 7415 стихотворений, ни одно из них не проливает свет на биографию поэта, однако четко прослеживается его концепция восприятия внешнего мира и видения роли и места в нем человека. Сторонник учения афинского философа Эпикура, Лукреций был убежден, что жизнь человека лишь тогда становится счастливой, когда исчезает страх перед смертью, а знания приобретаются благодаря усвоению уроков природы. Дальше — больше. Форма существования homo sapiens согласно Лукрецию, как утверждает исследовательница, «...починається з великого гімну Венері, космічній силі генерації істот, і фігури епікурейського задоволення, тієї, хто вселяє бажання життя і штовхає кожний вид розмножуватися — на противагу війні і смерті, яких символізує Марс». О такой концепции бытия можно лишь мечтать, особенно в нынешние беспокойные времена.

Разделив главу «Наука і техніка» на отдельные направления: «Математика у греко-римську епоху», «Астрономія», «Природа, магія та алхімія», «Наука і техніка в Римі», «Медицина», авторы многочисленных статей аргументировано доказывают, что Римская империя оставила после себя революционные технологии, характерные для конкретного исторического периода, в частности, в архитектуре, сельском хозяйстве, военном деле, машиностроении, металлургии. В этой же главе помещена небольшая статья профессора Римского университета Ла Сапиенца Валентины Гадзанига — «Авл Корнелій Цельс» — о последователе знаменитого Гиппократа, слава о котором дошла до наших дней благодаря его трактату «О медицине» в 8 книгах с описанием разнообразных внутренних болезней и методики их лечения, хирургических инструментов, которые широко применялись в медицинской практике Древнего Рима.

Самой короткой по содержанию является глава «Музыка». Однако по количеству малоизвестных фактов об этом важном виде древней культуры она является достаточно заметной. Показательной может быть статья «Музичні інструменти в римському світі: ознаки античної органології» музыкального продюсера Итальянской национальной радиокомпании Эмилиано Ли Кастро, который утверждает, что в имперском Риме І века все без исключения музыкальные инструменты были не римского происхождения! Они попали в метрополию в результате захватнических войн против Этрурии (музыкальные инструменты: тибий и литуус), Греции (лира и кифара), Египта (систра), стран Ближнего Востока (цимбалы и тимпан). Но пройдет и века и Италия, как наследница древнеримского наследства, одна из первых стран на европейском континенте, создаст неповторимую музыкальную культуру, которой будет увлекаться весь мир.

Украинская версия «Історії європейської цивілізації. Рим» под редакцией Умберто Эко оказалась достаточно удачной, поскольку издание подобного содержания на отечественном книжном рынке в настоящее время — большая редкость.

Иллюстрация из книги «Історії європейської цивілізації. Рим»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать