Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прецедентный демонтаж. Произойдет?

Ответ «День» искал вместе с общественной активисткой во время прогулки между Десятинным переулком и улицей Гончара
12 августа, 18:26
НА ПЕЙЗАЖНОЙ АЛЛЕЕ, КРОМЕ ОРИГИНАЛЬНЫХ МОЗАИЧНЫХ СКУЛЬПТУР, ВНИМАНИЕ ПРИВЛЕКАЕТ БОКОВАЯ СТЕНА НЕДОСТРОЯ: ВЕРХУШКУ С НЕЗАСТЕКЛЕННЫМИ ОКНАМИ ДОЛЖНЫ СНЕСТИ

— Скажите, вы материалы привезли или вывозите? — спрашиваем вместе с активисткой и руководительницей ОО «Андреевско-Пейзажной инициативы» Мариной Соловьевой у водителя грузовика, который стоит плотно к строительству на Десятинном переулке, 3—5. Этот адрес известен многим киевлянам. Именно здесь по решению Киеврады в июне начался демонтаж двух верхних этажей, ведь такая высотность нового сооружения в буферной зоне «Софии Киевской» — вопиющее нарушение украинского законодательства и норм ЮНЕСКО. И именно с этого объекта начали свою прогулку-инспекцию от Десятинного переулка до улицы Гончара, 17—23, где расположена еще одна скандальная недостроенная высотка. На первом объекте проверяли, как продолжается снесение лишних метров, а на другом раздумывали, что нужно сделать, чтобы такая же атмосфера воцарилась и там.

ПО СЛОВАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВИСТКИ МАРИНЫ СОЛОВЬЕВОЙ, О ХОДЕ ДЕМОНТАЖЕЙ УКРАИНА ДОЛЖНА ОТЧИТАТЬСЯ ПЕРЕД ЮНЕСКО ДО 1 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА

— Я не знаю, я водитель, спросите у прораба, — немного сердито ответил нам мужчина, хотя за открытым брезентом кузова были хорошо видны заржавевшие трубы, явно не новые.

— А прораба нет, где-то на территории, — включился в разговор охранник. По его словам, ему все равно, что здесь происходит, да и, по его словам, таки демонтаж. Работа на строительстве кипит, хотя и немного в обратном направлении. Ведь до первого сентября компания-застройщик «Інтергал-Буд» должна выполнить свои обязательства, закрепленные в меморандуме между ним, КГГА и общественными активистами: разобрать верхнюю часть сооружения до уровня 27 метров.

ГДЕ БЫЛ КОГДА-ТО ДВОРЕЦ — ТЕПЕРЬ ПАХНЕТ БЕТОНОМ

Сам Десятинный переулок — миниатюрный, проезжая часть заставлена автомобилями, здесь пахнет влагой и бетоном. А должна бы ощущаться  атмосфера Истории. В нескольких десятках метров отсюда — Андреевская церковь, рядом место, где была Десятинная церковь, а именно строительство началось практически на фундаменте дворца князя Владимира. Собственно, на месте нового комплекса раньше стояли два домика, в одном из них проживала семья протоиерея Андреевской церкви Павла Подвысоцкого. Оба были памятниками истории и архитектуры. Однако после того, как дома выкупила себе УПЦ КП, не осталось ни памятных табличек, ни самих памятников.

— В течение десяти лет Киевский патриархат ничего не делал с теми домиками, довел до руин, так что их только можно было уничтожить. Потом КП обратился в Киевраду и попросил дать землю около этих домиков, чтобы их обслуживать, еще и вычеркнули их из реестра памятников. И в 2012 году приехали строители. Снесли и начали рыть котлован, сразу же, без изменения целевого назначения земельного участка. Я подчеркиваю, что земля предоставлялась для обслуживания этих домов, а не для строительства жилищного или офисного комплекса. После этого община активно отстаивала эту территорию. Ставили палатки, вывешивали плакат Иисуса, обращались в суды, но строительство все равно начали, — под строительный грохот напоминает историю конфликта Марина Соловьева.

СТРОЙКА НА ГОНЧАРА СТОИТ ГРУСТНАЯ И ЗАБРОШЕННАЯ, РАДУЮТ ГЛАЗ РАЗВЕ ЧТО ЗАБОРЫ, РАЗРИСОВАННЫЕ ЗАБАВНЫМИ ГРИМАСАМИ

Девять этажей нового комплекса выросли, как грибы после дождя. За серым брезентом теперь прячется фасад дома, оттуда доносятся стук, грохот, рабочих почти не видно. Лишь у ворот, через которые въезжает и выезжает строительная техника, есть небольшое оживление. Строители подправляют зеленый забор, который как будто уже устал закрываться туда-сюда. В паспорте объекта читаем, что должно было появиться шесть этажей (а получилось девять!), это должно было быть помещение для патриархата, в частности и что-то наподобие дома для работы с молодежью.

ЮНЕСКО НАСТАИВАЕТ

Но в эту версию никто уже не верит, потому что патриархат владеет лишь 30% объекта, ключевые обязанности и функции распоряжаться им имеет «Інтергал-Буд». Который, кстати, на демонтаж пошел с невероятным скрипом. Когда в Киевраде принималось это решение, сопротивление оказывала и церковь. Однако теперь защитники центра города имеют еще один аргумент в свою пользу, почти железный. За демонтаж, кроме киевских депутатов, выступает и ЮНЕСКО. Недавно закончилась 39-я сессия организации в Бонне, в резолюции относительно Украины ЮНЕСКО указала на необходимость демонтажа всех строительств в буферной зоне Софии. И эти изменения мировое сообщество внесло  в документ несколько неожиданно и не планово.

— Мы встретились с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, привезли письмо от мэра Кличко, параллельно мы представили свой отчет от общественности, потому что его должна готовить Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО при МИД, которая всегда пишет, что у нас все хорошо. И в итоге резолюция была изменена по нашей просьбе, такого еще не было, — рассказывает юристка. Поэтому слова о демонтаже появились лишь благодаря усилиям общественных активистов.

РАЗОБРАТЬ «ВЫСОТУ»

С самого Десятинного переулка весь масштаб сооружения трудно охватить, потому что смотришь на  него снизу вверх с расстояния двух-трех метров, а вот если вглянуть на боковые и задние стены из прилегающей к переулку Пейзажной аллеи, то открывается весь масштаб большого дома. О его вкусах и архитектурном совершенстве трудно судить, но комплекс громоздкий и немаленький. Марина Соловьева обращает наше внимание на квадратные отверстия под окнами верхнего этажа. Они свежие, потому что еще за день до встречи их не было.

— А я здесь пробегаю часто, я здесь живу, в 25-й школе учились мои дети, это все наше и родное. Это все близкое, поэтому я занималась и Пейзажной аллеей, и Гончара, 1—3, 5—7, где сейчас сквер Интеллигенции, это именно мой двор, именно с этого началась моя борьба за сохранение культурного наследия и борьба с незаконными застройками, — говорит Соловьева.

О победах и планах Марина Соловьева рассказывает по дороге от Десятинного переулка, по Пейзажной аллее до улицы Гончара, и понимаем, что буквально за каждый квадратный метр этой территории активистам приходилось бороться  на бюрократически-строительной войне. Одна Пейзажка чего стоит, ее создание и сохранение с появления 12-этажного монстра стала уже легендой. Заодно стимулом для последующей борьбы и появления новых планов, как рассказала активистка, является совместно с Институтом археологии подготовленный проект восстановления фундаментов Десятинной церкви. Уже есть поддержка Киеврады, Минкультуры и меценатов.

НЕДОСТРОЕННАЯ «РОСКОШЬ»

И, конечно, как только завершатся все перипетии на Десятинном переулке, 3—5, активисты возьмутся за Гончара,17—23. От одного объекта до другого идти каких-то 10—15 минут. А вот чтобы перенести прецедентный опыт демонтажа на этот объект и ему подобные, понадобятся годы. Юристка считает, что, прежде всего, стоит выбирать в Киевраду таких депутатов, которые тщательным образом будут смотреть, за что голосуют. От себя добавим — придерживаться закона абсолютно всем, чтобы больше не застывала во времени недостроенная «роскошь», как на Гончара.

Квадратные метры жилья в этом районе стоят немало, но никакой пользы ни городу, ни инвестору это не принесло. Как раз наоборот: замысел ООО «Инвестиционно-строительной группы» — построить почти вплотную к стенам Софии элитное жилье с красивым названием «Фреско София» — потерпел поражение. Как только в 2008 году началось его строительство, параллельно развернулась информационная кампания о его опасности для заповедника.

— Сначала было постановление суда о запрещении строительства, оно — то останавливалось, то опять возобновлялось. Здесь все время стояли палатки, было огромное сопротивление. Минкульт наложил штраф на 170 тысяч гривен, что здесь строят незаконно, компания в суде пыталась это оспорить, — продолжает Марина Соловьева. — Это повлияло и визуально на это место, и на саму Софию, потому что у сооружения  два этажа вниз, а грунтовые воды на территории заповедника из-за этого поднимаются, уже пришлось восстанавливать мозаику. София выстояла тысячу лет, а сегодня руками строителей мы ее уничтожаем.

БЕЗ СРЕДСТВ БУДЕТ ТОЛЬКО ТИШИНА

По причине такой репутации новостройки никто будущие квартиры так и не раскупил. Компания взяла под строительство огромный кредит на 40 миллионов долларов, но вернуть его не смогла. Следовательно, средств нет ни на продолжение строительства, ни на демонтаж. А если выполнять рекомендации ЮНЕСКО, то снести нужно три-четыре верхних этажа.

По словам Соловьевой, с одной стороны, бороться здесь проще, потому что необязательно давить на столичных депутатов, чтобы проголосовали за снесение лишних этажей, для этого достаточно резолюции ЮНЕСКО. А с другой стороны,  где брать средства для этой нудной, но необходимой работы?

Поэтому за строительным бетонным ограждением — тишина. Забор частично превратился в доску объявлений — висят оборванные немного ветром, а немного людьми объявления об услугах уборки, продаже бумаги. Из-за забора выглядывают молоденькие деревца, которые успели вырасти  за семь лет конфликта, на одном из будущих подъездов выросли ветви хмеля, а наверху над сооружением возвышаются два строительных крана, опустили свои «гусаки» на крышу и как будто замерли в ожидании, что в их кабину вот-вот зайдет рабочий. Но здесь не с кем поговорить о ходе строительства, нет сварливых водителей и охранников. Есть только какая-то особая атмосфера центра города, искаженная кирпичной девятиэтажной безвкусицей.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать