Спасти Днепр
Общественность призывает создать программу восстановления реки и запретить незаконное использование ее ресурсовОбщественность и экологи бьют тревогу: главная артерия Украины, воду которой пьет 2/3 населения, стремительно заиливается, мелеет, ее течение местами останавливается, Днепр не успевает самоочищаться. Специалисты выделяют несколько основных проблем: незаконная добыча песка со дна реки, что составляет десятки миллионов тонн ежегодно, загрязнение отходами и стоками (восемь миллиардов кубов в 2014 году), незаконное строительство на берегах, как следствие — уничтожение биомногообразия акватории Днепра. Сегодня посредине реки в Киеве есть мели глубиной 30—50 см, которые не только угрожают передвижению водного транспорта, но и в целом приводят к остановке течения Днепра. В целом по всему течению реки специалисты Всеукраинской экологической лиги насчитали свыше 180 таких мелей. Следствие — тоннами гибнет рыба.
— Эта проблема является следствием незаконной добычи песка. Моя компетенция не распространяется на незаконное строительство, зато она распространяется на незаконную добычу песка: по непроверенным данным, в настоящее время в Киевской области в год добывают десятки миллионов кубов песка. В основном — незаконно, так как разрешительные документы получить чрезвычайно сложно. Поэтому официально добывает песок очень маленькая часть бизнеса. Предпринимателям выгоднее строить незаконно, но более дешево, потому что штрафы — минимальные (82 гривны — за тонну песка — Авт.), — рассказывает председатель Государственной экологической инспекции Украины Андрей Заика. — Моя миссия — в том, чтобы призвать наших работников выполнять свою работу качественно и проверять соблюдение природоохранного законодательства. Так, недавно сотрудник СБУ сообщил мне, что был задержан инспектор экологической инспекции Киевской области при получении взятки в размене 10 тысяч гривен за содействие незаконной добыче песка около Борисполя на Днепре. Сейчас мы начали реформу экоинспекции, потому что это потенциально мощный орган, который может справиться с проблемами экологии в государстве. Для этого нужно побороть коррупцию и провести реформы.
Экологи призывают власть создать программу восстановления бассейна Днепра, потому что с такими темпами его разрушения через 10 лет придется прилагать очень значительные усилия и средства. При этом, по словам экспертов, реализация программы почти ничего не будет стоить государству.
«Есть несколько требований, которые мы ставим перед правительством. В первую очередь — ограничить выбросы загрязняющих веществ. Согласно официальным данным, в прошлом году из восьми миллиардов кубов выбросов, которые попали в реки Украины, половина была совсем не очищена либо недоочищена. Очистительные сооружения не работают по всему течению Днепра. И в воду, загрязненную стоками, добавляются еще фосфатные остатки моющих средств, которыми мы пользуемся ежедневно. Поэтому, если говорим о целом комплексе мероприятий, должны предусмотреть и остановить слив неочищенных вод в реки Украины, — рассказывает Татьяна Тимочко, председатель Всеукраинской экологической лиги. — Второе требование — принять закон об ограничении использования фосфатных моющих средств и переходе не бесфосфатные. Для государства — ни одной копейки расходов в этом случае не будет. Но нужно ограничить миллиардный бизнес, который продает в Украине фосфатные моющие средства. Однако ситуация такова, что Верховная Рада третий год не хочет голосовать за данный закон. Следующий шаг — ограничить работу всего гидротехнического оборудования в Украине. Особенно акцентирую внимание на контроле за использованием земснарядов, которые выбирают песок из Днепра: необходимо включить все в реестр. Все земснаряды должны быть убраны из русел наших рек: их работа запрещена. Только такие шаги в кратчайшие сроки позволят нам увеличить проточность реки и достаточно быстро очистить воду в Днепре.
Изменение гидрологического режима Днепра происходит постепенно. Возобновить его не удастся очень быстро. Но если мы закроем работу земснарядов, которые находятся, как правило, в прибрежной полосе, то однозначно за год-полтора основное течение реки размоет эти островки и песчаные хвосты. Это абсолютно реальная и достижимая цель. Прекращение деятельности этих земснарядов — задача не только Госэкоинспекции, но и работа всех государственных органов власти (милиции, прокуратуры), в том числе и местных органов власти вдоль всего Днепра. Более того, такое потребительское отношение к Днепру приводит к тому, что мы теряем возможность развивать внутренний речной транспорт, который значительно дешевле других. А здесь даже лодки не могут передвигаться — есть угроза врезаться в песок. Сегодня в Мининфраструктуры разрабатывают законопроект о внутреннем речном транспорте. Мы считаем, что при таких глубинах он невозможен.
Любая деятельность с природными ресурсами может быть организована законным способом. То есть нужно сделать «единое окно» для регистрации бизнеса, его необходимо облагать налогом, он должен платить работникам официальную зарплату, конечно, ограничивая и использование ресурсов. А если кто-то в акватории Днепра очищает таким образом русло (есть проект очистки Днепра и малых рек), то об этом должны знать государственные органы, и работа должна иметь научное обоснование».
КСТАТИ
Уровень воды в Днестровском водохранилище снизился почти на четыре метра
Из-за отсутствия осадков, которых, например, в июле, по данным Черновицкого гидрометеоцентра, на Буковине выпало почти в пять раз меньше нормы, на территории области мелеют реки. «Но если водность горных рек все же остается в разы больше экстремально низких значений, ситуация на Днестре иная и сегодня поступление воды в Днестровское водохранилище является наименьшим за все время его существования», — рассказывает начальник Черновицкого гидрометеоцентра Татьяна Негадайлова. По этой причине уровень воды в водохранилище упал почти на четыре метра.
«Невзирая на критически низкий приход воды в Днестровское водохранилище (за сутки он составляет в среднем всего 80-90 куб.м/с, что втрое ниже нормы), соседей, которые ниже по течению, а это — Молдова и Одесская область, без воды не оставим, — заверяет начальник Днестровско-Прутского бассейнового управления водного хозяйства Ян Дзюба. — Выручают запасы, накопленные в водохранилище весной. Благодаря им удается удерживать сброс воды хотя бы на уровне минимальных значений — 130 кубометров за секунду. Даже немножко больше. Ведь с учетом того, что из-за жары значительное количество воды по дороге испаряется, каждую секунду добавляем еще 10 кубометров».
По словам Яна Дзюбы, запасы воды в хранилище могли быть более высокими, если бы не толстый слой ила на дне. За более чем тридцать лет эксплуатации водохранилище сильно заилилось. Это создает много проблем, и каким образом их решить, пока неизвестно. «С просьбой найти техническую возможность очистить дно обращались к партнерам из Евросоюза. Однако, учитывая большую площадь хранилища (его длина составляет почти полтора километра, а ширина — более чем 200), конкретного ответа пока не имеем. Ведь при очистке дна нужно учесть еще один очень важный аспект. На нем осели тонны опасных веществ, которые в 1980-х годах попали в Днестр во время аварии на химкомбинате Стебника. Сейчас они как бы законсервированы слоем ила, а если их расшевелить, есть риск убить в реке все живое», — подытоживает Дзюба.
Анна ГАРГАЛЯ, Черновцы
Выпуск газеты №:
№144, (2015)Section
Общество