Мама и сын
27 августа исполнилось бы 103 года Марии Григорьевне Крупнык-Ступка
Существует такое утверждение, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Женщина, которая дала жизнь талантливому украинцу Богдану Ступке является ярким тому подтверждением. Отдавая дань памяти великого украинского актера, которому 27 августа 2015 г. исполнилось бы 74 года, хочется также вспомнить о его матери, которой в тот же день исполнилось бы 103 года. Мария Григорьевна Крупник-Ступка немного больше месяца не дожила до своего 95-летия и ушла из жизни лишь на 5 лет раньше своего сына. Они родились в один день и умерли с разницей в 2 дня. Всю жизнь она давала ему советы, молилась за него, его семью и, наверное, ее искренняя забота держала его на всех его жизненных дорогах...
Богдан Ступка был единственным и очень долгожданным ребенком в семье Сильвестра Ступки и Марии Крупник-Ступки. Он родился 27 августа 1941 г. в день рождения своей матери Марии, накануне празднования в его родном поселке Куликов около Львова празднуют храмовый праздник — Успение Богородицы. Шла война. Семья несколько лет очень ждала этого ребенка, молилась за его рождение, а поэтому сына назвали Богданом — Богом данным. Родители и семья будущего великого актера были патриотами Украины, глубоко верующими христианами греко-католического обряда. Отец Сильвестр Ступка много лет, фактически до смерти в 1993 г., пел в хоре Преображенского собора во Львове, крестный отец Петр Крупник был дьяком в куликовской церкви Успения Богородицы. В семье царил традиционный для Галичины дух христианской морали и соблюдения соответствующих традиций.
Родители будущего актера полюбили друг друга в куликовской «Просвіті», активными организаторами которой были братья матери — Петр и Павел Крупники. Мария Григорьевна играла в театре «Просвіти» роль матери Маруси Богуславки. Ее брат Павел Крупник был дирижером хора куликовской «Просвіти», которая было центром национально-культурной жизни достаточно развитого ремесленного поселка. Куликов — один из немногих галицких поселков, где преобладали русины (согласно переписи населения 1880 г. — 2000 человек было греко-католиками, то есть русинами, 400 — римо-католиками, то есть поляками и 900 — евреями). Поселок имел цеховой уклад, в 1469 г. получил Магдебургское право. Располагался в 16 км к северу от Львова на пути между Львовом и жемчужиной ренессансной архитектуры королевской резиденцией Яна ІІІ Собеского Жовквой, поселок имел хорошие возможности для развития.
Драматическая судьба Галичины ХХ века оставила отпечаток в биографии семьи Богдана Ступки. Во время Первой мировой войны семья его матери вынуждена была убегать от лихолетья на Переяславщину. В семье было четверо детей — трое парней и одна девушка — мать будущего актера. Именно она ребенком отстояла перед родителями жизнь своего младшего брата Павла, потому что родители хотели оставить младенца, не брать в дальний тяжелый путь. Сила характера, природный ум, чувство собственного достоинства, уважение к людям, исключительная деликатность в разговоре — это еще далеко не все черты, которые были присущи этой очень скромной женщине, всю жизнь имевшей очень большое влияние на своего сына.
О ее таланте найти выход из критической ситуации свидетельствует следующая история. Мария вместе с братом Павлом торговала в кооперативе, который был создан в Куликове и в котором, кстати, также работал старший брат проводника ОУН Евгения Коновальца, происходившего из соседнего села Зашков, куликовский врач Степан Коновалец. Когда в 1939 г. пришла Советская власть, в центре поселка один из особняков, который там стоит до сих пор, занял районный отдел НКВД (г. Куликов был районным центром в 1940—1941 и 1944—1959 годах). Его сотрудники начали часто наведываться в кооператив то за папиросами, то за спичками, брали в долг и не рассчитывались. Сильвестр Ступка, который сам не осмелился перечить людям, которые держали в страхе мирных жителей всей округи, сказал жене, что если так пойдет и дальше, то у них будет серьезная недостача. Мария Григорьевна в следующий раз в такой ситуации в свойственной ей спокойной и деликатной манере сказала следующее: «Пане, як ви зараз не маєте як розрахуватися, то ось я закладаю за вас свої гроші. Прошу повернути їх мені, коли зможете». После этого все, кто торговал в кооперативе, стали делать так же, а сотрудники НКВД действительно начали приносить то, что задолжали.
В результате бомбардировки 1944 г. у семьи Ступок сгорел дом, и они временно жили по соседству с вышеупомянутым домом НКВД. Из этого дома доносились крики людей, а когда туда забирали кого-то из родных или знакомых, то Мария Григорьевна, крадясь, сквозь щели в заборе заглядывала, не поведут ли в туалет, жив ли еще. В своих воспоминаниях Богдан Ступка также вспоминает, что когда мама вечером отправляла его в сарайчик, который был около этого забора, принести какое-нибудь сито для муки, то он бежал со всех ног, немея от страха. «Наш двор был отгорожен забором от двора НКДС, куда свозили и складывали труппы тех, кто погиб во время облав и военных столкновений. Сквозь щели в заборе я видел волосы, руки, уши, носы мертвых и ужасно боялся» (Мельниченко В. Е., Овсянникова А. А. Богдан Ступка. — М.: Агентство печати «Столица», 2011. — С.13).
Однако семья вскоре переехала во Львов. Брат Марии Григорьевны Павел Крупник в послевоенные годы был звездой Львовского оперного театра. В семейном архиве есть фото, где он исполняет главную партию в «Евгении Онегине» вместе со знаменитым Иваном Козловским. Кроме замечательных вокальных данных, он был очень красивым мужчиной, а поэтому пользовался безумным успехом у поклонниц. Неудачная операция гланд оборвала его карьеру оперного певца на взлете славы, и в дальнейшем он работал на административных должностях во Львовском и Киевском оперных театрах. Именно он забрал сестру Марию Григорьевну с мужем и маленьким сыном Богданом во Львов. Они жили сначала в его квартире, и вскоре он посодействовал в устройстве Сильвестра Дмитриевича Ступки в хор Львовского оперного театра, где тот проработал всю свою жизнь.
ДЕД И БАБУШКА БОГДАНА СТУПКИ ПО МАТЕРИ — ГРИГОРИЙ И ПАРАСКЕВИЯ
Заработная плата у Сильвестра Дмитриевича была более чем скромная — немного больше 80 карбованцев. На эти средства во Львове жила его семья, которая состояла из трех человек, кроме того они помогали родителям в Куликове. Также в Куликове был небольшой огород и сад. Мария Григорьевна не ходила на работу по состоянию здоровья, а поэтому она полностью посвятила себя семье. Благодаря ее таланту хозяйки их семья хоть скромно, но всегда очень достойно выглядела. В первую очередь речь идет об атмосфере, которая царила в семье. Мария Григорьевна очень любила и уважала своего мужа. Не было никаких упреков относительно того, что он, скажем, очень скромно зарабатывает, или такого, что она чем-то недовольна. Запомнились слова, которые она любила повторять: «Женщина должна благодарить Бога за мужчину!». Она держала образцовый порядок в доме и еще она фантастически вкусно готовила — умела из ничего сделать что-то! Никто не помнит, чтобы в семье были ссоры. Мария Григорьевна много читала, занималась самообразованием, она имела законченные только 7 классов, учиться дальше в гимназии не было средств. Она хорошо знала Святое Письмо, любила украинскую классическую литературу, искусство. Конечно же семья постоянно посещала Львовский оперный театр.
Ступки жили в маленькой однокомнатной квартире в историческом центре Львова, которую не без усилий получила для семьи Мария Григорьевна. Рядом была одна из лучших в городе школа № 28, где в основном учились дети львовской интеллигенции и которую успешно окончил Богдан. В их маленькую квартиру на улице Немировича-Данченко всю жизнь стремились люди. У Ступок всегда собиралось хорошее интеллигентное общество. Многое из того, что нельзя было узнать из официальных источников, черпали в разговорах близких по духу людей. В семье была своя трагическая история. В 1950 г. под репрессии попал старший брат Марии Григорьевны Петр Крупник, которого вместе с женой и двумя детьми отправили в г. Ачинск Красноярского края, конфисковав все имущество. Там на кирпичном заводе трагически погибла 19-летняя дочь Петра Крупника. Когда же эта семья после смерти И. Сталина и амнистии вернулась домой — не прописывали, сына не брали в школу, были проблемы с трудоустройством и жильем. Таких историй было множество — все это были знакомые, родственники, друзья.
Брат Марии Григорьевны Петр Крупник в конце 1960-х был привлечен к криминальной ответственности за то, что его заподозрили в вывешивании сине-желтого флага над куликовским поселковым советом, а впоследствии нашли другие основания обвинить в «антисоветской агитации и пропаганде». Он еще в то время говорил, что СССР — это империя, которая распадется и будет государство Украина, но до того он не дожил всего 3 года. Молодым парнем он вопреки воле родителей присоединился к Сечевым Стрельцам, и когда их разбили польские военные под Золотой Липой на Тернопольщине, вернулся домой. Он, как уже отмечалось ранее, был крестным отцом Богдана Ступки. В Сечевых Стрельцах был также дядя Марии Григорьевны Степан Крупник, который осел в с. Квитки Киевской губернии, женился там на сестре классика украинской музыки Кирилла Стеценко. Одна из дочерей от этого брака Елена Степановна Крупник-Григорович работала в Одесском театре оперетты. Богдан Ступка был знаком с ней и гордился, что он роднится с семьей выдающегося композитора Кирилла Стеценко.
Мать на протяжении всей жизни имела большое влияние на Богдана. Он прислушивался к ее тихому и мудрому совету, даже тогда, когда шутил или бунтовал против чего-либо. Мария Григорьевна настояла на бракосочетании Богдана Ступки с его женой Ларисой. Вместе с мужем Сильвестром Дмитриевичем до седьмого класса они воспитывали внука Остапа, который жил с ними во Львове, в то время как родители с 1978 г. проживали в Киеве.
После смерти мужа Мария Григорьевна 14 лет одна прожила в своей маленькой квартире. Когда Богдан Ступка — уже известный актер — приезжал из Киева во Львов, преимущественно на Рождество, Пасху, или день рождения, который у них с мамой совпадал, то все знакомые и родственники старались наперегонки пригласить его к себе в гости. Мама всегда терпеливо ждала, когда он придет к ней. Никогда ни на что не жаловалась и любила повторять: «Як так добре Богдану, то так добре і мені». Мария Григорьевна жила скромно, экономно, боялась потратить средства сына, потому что всю жизнь жила очень расчетливо, но при этом ей всегда на все хватало. Кроме хорошей атмосферы в этом доме была очень вкусная еда и нередко уже 90-летняя женщина пекла на заказ своих гостей для их семей сырник или пасху, потому что таких нигде не купишь. Передавала такие передачи в Киев для сына и его семьи. Она не любила позировать перед камерой, не злоупотребляла возможностями своего сына, но очень радовалась его успехам и переживала, чтобы не было у него неудач.
Мария Григорьевна прожила долгую и достойную жизнь. Те, кто знал ее, соглашаются, что они с мужем создала образцовую семью, где царила христианская мораль, здоровый патриотизм, взаимоуважение и любовь. Возможно, именно поэтому в этой семье родилась и сформировалась украинская звезда Богдан Ступка, который всегда подчеркивал, что он является украинским актером, который снимался в польских, русских, французских фильмах. Он ставил своей целью прославить нашу культуру в мире, и ему едва ли не первому из современных украинцев в таком объеме в очень сложных обстоятельствах удалось это успешно осуществить.
Выпуск газеты №:
№154, (2015)Section
Культура