Последний рейс «Нахимова»
Кировоградец Олег Тыченко вспомнил подробности трагедии 1986 годаПеред началом киносеансов в кинотеатрах в советские времена прокручивали ролик об отдыхе на борту парохода «Адмирал Нахимов», благодаря которому любители морских путешествий буквально штурмовали туристические агентства в надежде приобрести путевку. Такую путевку летом 1986 года купили родители и для кировоградца Олега Тыченко. Он как раз окончил школу и родители таким образом решили поощрить сына. Перед этим дважды на пароходе отдыхал его старший брат.
«В Одессу добирался на поезде, — вспоминает Олег Александрович, в настоящее время заведующий лабораторией в Кировоградском техническом университете. — Вечером зашли на пароход и нас разместили по каютам. Со мной в каюте был 21-летний Александр из «Друкмаша» и военный с сыном-семиклассником. В порт Новороссийска прибыли 31 августа в два часа дня по расписанию. По пути заходили в Ялту. Впереди ждали — Сочи, Батуми и возвращение в Одессу, где и должен был закончиться этот круиз, последний в сезоне».
Ровно в 22:00 к лайнеру подошел буксир, убрали трап. Но только корабль начал движение, как прозвучала команда «стоп» — наверх подняли мужчину в форме с женой и двумя детьми. Через 10 минут пассажирское судно продолжило маневр. Это был генерал-майор Крикунов — начальник управления КГБ по Одессе и Одесской области.
Сияя огнями, лайнер покинул Новороссийск. На корабле звучала музыка, начались танцы. Еще в порту капитану сообщили, что в Новороссийск приближается судно «Петр Васев». Около мыса Дообский их курсы должны были пересечься. По международным морским правилам первым уступить дорогу должен был «Адмирал Нахимов», но на этот раз диспетчеры предложили капитану «Петра Васева» пропустить пассажирский лайнер, на что он согласился.
«Я стоял с двумя братьями из Онуфриевки, с которыми подружился во время путешествия, на верхней палубе, — продолжает вспоминать Тыченко. — Море было тихое. Одни пассажиры были на танцах, другие смотрели кинофильм, в зале был праздник для ветеранов. Вдруг эту тишину пронзили два удара. Не понимая, что случилось, я прошел в направлении, откуда шел звук, и увидел, как от парохода отдаляется судно. На палубы стали высыпать из кают пассажиры, также не понимая, что произошло. По узким коридорам пассажиры метались в поисках выхода. Они бежали к ограждениям и падали вниз, разбиваясь о борт. Через какое-то мгновение пароход накренился, прыгнул в воду и я. При этом часть корабля, который сделал наклон набок во время движения на дно, зацепила меня за рубашку, и несколько секунд я был на привязи. Когда отцепился, понял, что спасусь, оглянулся и увидел, как корабль пошел на дно».
Лайнер затонул за 8 минут на глубину 47 м, забрав с собой людей, которые не успели покинуть его. Всплыть на поверхность кому-то еще удавалось, а вот вынырнуть из воды, пробившись сквозь месиво тел, на которые вылились литры мазута, краски, масла, сделать целебный глоток воздуха — на это хватало сил немногим. Тонули даже те, кто был в спасательных жилетах, потому что надевал их неправильно — обратной стороной. У кого-то сдавали нервы, начиная отчаянно барахтаться в воде, они бессмысленно растрачивали силы и в итоге тоже шли ко дну. Кто-то тонул, захлебнувшись краской и мазутом. Как потом узнает Олег, утонул и его напарник по каюте из «Друкмаша», перворазрядник по плаванию. Пассажиры, которые еще оставались на плаву, в надежде смотрели на огни Новороссийска, откуда для них могло прийти спасение. В ту ночь подняли из воды 820 человек.
«Я ухватился за трос надувной лодки, — говорит Тыченко. — Потом мы собрали вместе с десяток таких лодок. Среди спасенных на них увидел старшего брата-онуфриевца. Он сокрушался, где его младший брат. Потом нас подобрал катер пограничников и отвез к причалу Морвокзала. Всюду слышались крики и плач. Люди всматривались в лица, пытаясь отыскать мужа, жену, детей, но такое счастье выпадало не многим. На причале встретились братья-онуфриевцы. Военный из моей каюты также спасся с сыном.
Нас разместили в нескольких гостиницах Новороссийска. Утром сказали написать телеграммы родственникам. У меня до сих пор сохранилась телеграмма, которую я отправил родителям в Кировоград: «У меня все в порядке. Не волнуйтесь. Скоро буду. Олег». Через час ее принесли на нашу квартиру на улицу Беляева. Но родители ее увидели, только когда пришли с работы. Отец как раз вышел играть в домино во двор, когда по радио передали первую информацию о гибели парохода «Адмирал Нахимов». «Так там мой сын!» — побледнел отец».
Официальной версией быстрого затопления корабля стали открытые двери, которые отделяют друг от друга отсеки. Сухогруз мог протаранить не более двух отсеков. В 1912 году, когда затонул легендарный «Титаник», приняли закон: каждое судно при строительстве должно иметь двухотсечный стандарт, что означает — оставаться на плаву при затоплении двух отсеков. Именно так был построен и пароход Berlin. Однако когда через 30 лет он стал пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов», его сделали одноотсечным. И такое судно продолжало регулярно осуществлять рейсы из года в год.
Была и другая версия крушения: рейс был задержан из-за генерала КГБ. Если бы не это опоздание, курсы кораблей никогда бы были не пересеклись.
Уже 25 лет лайнер «Адмирал Нахимов» лежит на дне Черного моря недалеко от мыса Дообский. Ежегодно 31 августа на место катастрофы приезжают те, кто выжил, и те, кто навсегда потерял своих близких. Их объединяет одно: боль потерь и воспоминания, которые рвут душу, от которых негде и некуда спрятаться.
Тыченко говорит, что пассажиром «Адмирала Нахимова» была 30-летняя женщина из его многоэтажки. Ее он если и видел на корабле, то не знал, кто это. После трагедии, в которой женщина погибла, ее мать узнала об Олеге и по несколько раз в день на протяжении нескольких лет приходила к его квартире, постоянно расспрашивая, не видел ли он ее дочь, не знает ли, что с ней случилось.
Были среди пассажиров и три девушки из Кировограда. Они жили в одном дворе. Спаслась лишь одна из них. Потом родители подружек своими вопросами как так произошло, что она спаслась, а они нет, довели женщину до больницы.
Любое событие, а тем более трагическое, имеет предвестников. К сожалению, их содержание люди понимают только тогда, когда пришла беда. Так было и с гибелью пассажиров «Адмирала Нахимова».
«Я этим словам долго не придавал значения, — говорит Олег Тыченко. — Когда мы поднимались в Одесском порту на лайнер, кто-то из пенсионеров, очевидно моряк, сказал, увидев на рее птицу, — это не к добру!»
Из 1243 человек, которые были на борту «Адмирала Нахимова» (897 пассажиров и 346 членов экипажа), погибли 423. Из них 19 из Кировоградской области: семья Видоменко — Виталий Иванович с женой Марией и сыном Виталием, Елена Игнатенко, Татьяна Ирха, Александр Ковтюх, Владимир и Нина Кондрашовы, Людмила и Лилия Котовшук, Наталия Леканова, Людмила Манакова, Людмила Маркитан, Наталья Недонас, Григорий Немно, Анатолий и Вячеслав Старосельские... Светлая им память...
Выпуск газеты №:
№154, (2015)Section
Почта «Дня»