Перейти к основному содержанию

Под флагом Коминтерна: логика адептов «третьей силы»

15 августа, 11:41
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Они все одинаковые... Олигархические кланы — и власть, и оппозиция... Антинародные силы... Одинаково чуждые нашим интересам... Оппозиция гадкая, а власть не страшная, она смешная. Число избирателей, которые против всех, против власти и против оппозиции, непрестанно растет, и это правильно... Всем политикам дадим под зад, пора выйти на арену альтернативной «третьей силе». Неформальная партия, которая и против тех, и против других, набирает силу, она — самая мощная в Украине.

И так далее, и все такое прочее.

Очень долго я не мог вспомнить, что же мне это напоминает. Причем не только по логике мышления, но и по способу выражения мыслей. Агрессивность, пренебрежительность, безапелляционность, стопроцентная убежденность в своей правоте, неумение (и нежелание) видеть элементарные факты и тому подобное... И вот все стало на свои места. Сначала в смысле общей привязки к типу мировоззрения и логике мышления, а затем — и в смысле конкретного текста.

Желающим рекомендую книгу Г. Минского «Под знаком революционного подъема. Выборы и классовая борьба в Германии». Что интересно: текст написан в 1932 году, а издан в начале февраля 1933-го. Прямо-таки репортаж с места событий, построенный на железной логике сталинского Коминтерна, а в то же время — перекликается с днем сегодняшним...

Основная идея текста — что власть монополистической буржуазии в Германии держится благодаря двум силам, которые почти не отличаются одна от другой, хотя одна из них и ведет постоянно речь о защите интересов тружеников. Одна сила — это национал-социалисты, они же национал-фашисты. Другая — социал-демократы, они же социал-фашисты. Причем вторая сила более опасна, поскольку вводит в заблуждение трудовой народ и препятствует действиям альтернативной «третьей силы», а именно немецких большевиков-коммунистов, «кормя рабочих надеждами на победу социал-демократии при выборах в рейхстаг и неминуемое поражение фашизма» (цитирую на колоритном языке оригинала).

Следовательно, главная задача коммунистов как «третьей силы» — бороться с фальшивой оппозицией к власти монополистического капитала. И они это успешно делают: «Крупные успехи компартии на выборах 6 ноября именно объясняются тем, что ей удалось развернуть стачечную борьбу масс против воли реформистов, добиться в этих забастовках значительных успехов, показать массам предательскую роль социал-демократии и реформистских профсоюзов, ослабить их влияние на рабочие массы и укреплять единый фронт снизу... Во многих промышленных районах компартия одержала верх над социал-демократией, которая в прошлом своей политикой сумела привязать значительную часть германского рабочего класса к капиталистической системе. Социал-демократические рабочие, верившие до сих пор своим вождям... все больше теряют свои иллюзии, убеждаются в предательстве со стороны социал-фашистских вождей и реформистских профбюрократов их интересов». Однако в этой борьбе нельзя ослаблять усилия — ненастоящая оппозиция должна быть выброшена на свалку истории, это главная задача сторонников коммунистической альтернативы: «Цифры говорят о том, что социал-фашистская партия теряет свое влияние в рабочих массах. Но ослабление социал-демократии никоим образом не уменьшает ее роли как главной социальной опоры буржуазии. Наоборот, именно потому, что партия Гитлера в настоящее время теряет своих приверженцев из рядов трудящихся, теперь особенно возрастает значение социал-демократии для фашистской политики финансового капитала. Борьба за разоблачение социал-фашизма, борьба за полное освобождение трудящихся масс из-под влияния социал-фашистских вождей остается по-прежнему, коренной задачей, стоящей перед компартией».

Ну, а нацисты, как уже говорилось, не страшны, в их рядах начался кризис, а Гитлер превращается в ничто: «...Обманутые Гитлером массы начинают отходить вот него. Закат партии национал-социалистов начался. В рядах самой партии, среди штурмовиков происходит брожение, в самом руководстве происходят трения...» Конец уже Гитлеру, одним словом.

@TT Напомню, написано это в последние дни 1932 года, а, возможно, и в первые дни года 1933-го. Именно тогда «закат партии национал-социалистов начался»!

А потому главный удар следует направить против «ненастоящей оппозиции», при этом проведя очистку рядов рядовых рабочих и профсоюзников, которые пока что верят в идеи социал-демократии, от противных социал-фашистов, так как из всего выходит, «что последние были и остаются главной социальной опорой буржуазии, что «оппозиционность» вождей социал-фашистской партии к правительству фон-Папена была липовая, что социал-фашистские вожди, несмотря на то, что фон-Папен прогнал Брауна, Зеверинга, Гржезинского и других с насиженных мест министров, полицай-президентов, регирунгс-президентов и т. п., продолжают служит интересам господствующей буржуазии». И что важно: нельзя верить ни одному заявлению «фальшивой оппозиции», каким бы радикальным это заявление не казалось: «Под давлением роста революционного подъема масс, под давлением радикализации масс и отхода рабочих от социал-фашистской партии, руководители последней вынуждены были отказаться от приглашения фон-Папена вступить в переговоры, но это был очередной «левый» маневр...» А в действительности «социал-фашистские вожди и профсоюзные бюрократы предавали бастующих,... социал-фашисты скрыто поддерживали все мероприятия правительства крупных помещиков и банкиров». Понимаете? Скрыто! То есть декларируют и делают вроде бы правильные вещи, но в действительности это все обман трудящихся масс и прислужничество врагам трудящегося народа. Ведь «рост революционного движения в Германии является главной опасностью для буржуазии и, чтобы бороться с этой опасностью, мобилизуются и концентрируются все силы фашизма — от национал-социалистов до социал-демократов и реформистских профсоюзов».

И вообще — что власть, что оппозиция, что нацисты, что социал-демократы — это одна компания: «социал-фашистская партия плотно прикреплена к колеснице капитала, что она способствует укреплению фашистской диктатуры. Поэтому борьба компартии против национал-фашизма является одновременно и борьбой против социал-фашизма, точно так же как борьба против социал-фашизма, разоблачение всех маневров его руководства, «левых» фраз социал-фашистских вождей бьют по национал-фашизму. Социал-демократия и партия Гитлера пополняют друг вторая в деле служения капиталу».

При этом оказывается, что во всех бедах виновны социал-демократы: именно они расчистили путь всевластию монополий: «Монополистический капитал, становясь на путь открытой фашистской диктатуры, расчищенный социал-фашистами, пытается политическим и экономическим террором, ограблением трудящихся масс найти капиталистический выход из кризиса, пытается при содействии социал-фашизма и национал-фашизма подставить скрепы под рушащееся капиталистическое здание и предотвратить пролетарскую революцию». Но «третья сила» непременно — и достаточно быстро — преодолеет всех! «Фашистская диктатура в Германии пробует укрепить свои позиции. Она собирается, опираясь на национал-социалистов и социал-демократов, повести дальнейшее наступление на рабочий класс и расправиться с его авангардом — компартией. Но фашистская диктатура не сможет удержаться, если компартия, развертывая классовые бои, объединит вокруг себя основные массы трудящихся. Компартия идет сейчас по этому пути. Лагерь революции крепнет. Революционный подъем масс увеличивается. Впереди крупные революционные бои. Рабочий класс Германии выйдет из этих боев победителем».

Вот такой радикально-оптимистический вывод делает Г. Минский в конце своей книги. И вдруг. «Когда книга была уже готова к печати, произошла отставка правительства генерала Шлейхера, было образовано правительство открытой фашистской диктатуры, правительство Гитлера — Папена — Гугенберга и был распущен рейхстаг, избранный только в ноябре прошлого года». Но кто такой Гитлер? Это достаточно мелкий политик, не так ли? А вот Гугенберг — это председатель, это настоящий лидер правительства. «...Посадив Гитлера, Фрика и Геринга в министерские кресла, монополистический капитал, однако, создал такое соотношение сил в правительстве, при котором Гитлер не мог бы сделать «глупость, прыжок в неизвестность». В этом отношении заслуживает особого внимания тот факт, что руководство двумя важнейшими хозяйственными министерствами: продовольствия и народного хозяйства сосредоточено в руках председателя партии националистов, инициатора программы «концентрации национальных сил» и одного из крупнейших промышленников Германии Гугенберга. Гугенберг будет центральной фигурой в кабинете Гитлера. Вон своего рода «диктатор хозяйства». Гугенберг сыграл главную роль при формировании кабинета».

Вот такой уровень анализа на основе коминтерновской логики.

И окончательный вывод — оптимистический: Силы германского пролетариата крепнут, с каждым днем растет влияние компартии, единственной партии, ведущей пролетариат к решающим боям за свержение капитализма. Никакой режим кровавого террора, никакая лобовая атака буржуазии не смогут приостановить подымающуюся революционную волну. На «подвиги» правительства Гитлера, на услужничество этому фашистскому правительству со стороны социал-фашистских вождей пролетариат Германии ответит новым сплочением своих рядов вокруг компартии для борьбы под знаменем Коминтерна за свержение буржуазии, за германский Октябрь».

Напомню, это написано и напечатано как раз в канун поджога рейхстага...

Теперь же сами подставьте в коминтерновскую схему фамилии отечественных политиков, названия партий, даты и типичные выражения сегодняшнего сленга — и сами делайте выводы о живучести и победности той логики, которую через ряд поколений сумел заложить у председателя адептов «третьей силы» и «настоящей оппозиции» товарищ Сталин вместе со своей командой. И о последствиях, к которым уже привело и будет приводить дальше применение этой логики также стоило бы задуматься. Так как вполне вероятно, что кто-то уже планирует «поджог Рейхстага по-украински» с непременными практическими оргвыводами из этого.

А между тем на выборах 6 ноября 1932 года социал-демократы, центристы и коммунисты вместе получили свыше 52% голосов избирателей и соответствующее количество депутатских мандатов (а если бы шли в рядах общего антифашистского фронта, этих голосов было бы еще больше). Вполне можно было сформировать антифашистское правительство и проводить свою политику. Вспомним: Германия уже начала медленно выходить из тяжелого социально-экономического кризиса, который и обусловил существенную радикализацию настроений избирателей. Поэтому и с имеющимися лидерами социал-демократов и либералов (они действительно были не слишком яркими фигурами) как-то можно было бы действовать, и страна бы помалу «выползла» из опасной зоны. А там, смотри, и настоящие демократические лидеры из нового поколения подросли бы и начали действовать (во время захвата власти нацистами будущему лауреату Нобелевской премии мира социал-демократу Вилли Брандту, не исполнилось и 20 лет...). Однако высокомерие «третьей силы» («они все одинаковы!») и направленность главного острия ее удара против «ненастоящей оппозиции», то есть «социал-фашизма», сделали свое дело. Последствия этого хорошо известны. Но, как видим, не осмыслены до сих пор.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать