Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О бюджетных планах Минфина

Игорь УМАНСКИЙ: «Обслуживать экономику и дальше искусственными методами у нас нет возможности»
17 сентября, 10:54

Сегодня ВР должна проголосовать изменения в бюджет об увеличении почти 80 видов социальных выплат для 12,5 миллионов украинцев. Сюрпризов не ожидается — впереди парламентские выборы. Вряд ли найдутся политические силы во ВРУ, которые захотят выделиться, не проголосовав «за».

Между тем эксперты предупреждают: «аванс социальной щедрости» Минфина не подкреплен реальными доходами экономики и будет оплачиваться за счет инфляционного дохода. Следовательно, существует риск последующего роста цен.

Предусмотрел ли КМУ в своих бюджетных планах этот и другие риски? Об этом «День» спросил первого заместителя министра финансов Украины Игоря Уманского. Правда, о бюджете на 2016 год Игорь Иванович пока что не говорит, мол, слишком много еще в нем неизвестных.

— На последнем заседании Совета реформ при Президенте Украины председатель НБУ Валерия Гонтарева спрашивала у Минфина, что делать с большими остатками на Едином казначейском счете. НБУ побаивается, что в условиях повышения социальных выплат и возвращения вкладов проблемных банков, это может спровоцировать рост инфляции. Вы видите этот риск?

— Для многих может показаться странным или неожиданным то, что я скажу, но сформированная и накопленная сегодня на Казначейских счетах ликвидность — плановая. Если вы возьмете бюджетную роспись на текущий год, утвержденную в январе 2015-го, то увидите две составляющие — доходную и расходную. В доходной есть такая строка бюджетных доходов, как привлечение средств с Казначейского счета. Его используем, когда нам не хватает поступлений по другим статьям бюджета (от приватизации, займов). Если нет нужды тратить эти деньги, то они сохраняются на счете и тогда за этой бюджетной строкой появляется знак минус. За данный период у нас плановая ликвидность минуса — 49 миллиардов гривен. Это именно та сумма, которую я запланировал и записал в бюджетную роспись еще в январе. Поэтому идем по плану. Отклонение может быть не больше 2—3%. Я не знаю, почему НБУ не обращает внимания на то, каким способом планировали и использовали эту ликвидность.

— В четверг парламент будет голосовать за увеличение социальных выплат на этот год. Реальные экономические резервы для этого есть, или это просто «инфляционная намазка перед выборами», как говорят эксперты?

— Я не вижу риска роста инфляции из-за повышения соцстандартов. Почему? За это время инфляционная составляющая и уровень реальной заработной платы уменьшились значительно больше, чем это было в базовом сценарии развития экономики. Поэтому повышение социальных стандартов — это исправление ситуации и повышение покупательной способности населения. Отчего это важно? Ограниченная покупательная способность населения становится причиной экономического упадка, который в свою очередь тормозит экономку. Обслуживать экономику и дальше искусственными методами у нас нет возможности. Сейчас нужно возрождать платежеспособный спрос и внутреннее потребление. Без этого восстановление экономики не произойдет. Поэтому, когда говорят, что повышение зарплат и пенсий из бюджета — это деньги исключительно на проедание... Повышение социальных стандартов — это глоток свежего воздуха для экономики.

— А почему тогда социальные стандарты повышают не с декабря, как закладывалось раньше в бюджете, а с 1 сентября? Из-за приближения местных выборов?

— Мы рассматривали вариант, чтобы даже с августа внести эти изменения в бюджет. Но без решения Верховной Рады сделать это невозможно. Вопрос созыва внеочередной сессии в августе поднимался, но не нашел логического завершения.

— В недавнем интервью «Дню» бывший председатель НБУ Владимир Стельмах заявил, что падение экономики — это результат избыточного фискального давления на экономику Минфина и НБУ. Лишним было вводить дополнительные налоги и импортный сбор. Какие шаги сейчас будет предпринимать Минфин, чтобы снять вес этого давления?

— Теперь мы исправляем эту ситуацию, которая возникла при правительстве Азарова, когда на девять основных субсчетов размыли уплату налога на прибыль. Как результат, авансовые платежи, платежи по дивидендам разносили по разным счетам, что создавало проблемы для бизнеса. В настоящий момент мы разрушаем эту схему, объединив эти счета. Также готовим обновленный вариант Налогового кодекса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать