«Километры современного арта»
В «Мистецькому Арсеналі» стартовал десятый юбилейный ART KYIV Contemporary, который будет впечатлять качеством, количеством участников и визуальным размахом
Со вчера и до 10 октября в «Мистецькому Арсеналі» будет проходить ежегодный форум художественных проектов ART-KYIV Contemporary. В этом году у проекта солидный юбилей — отмечает десятую годовщину. Организаторы радуются, что смогли нарастить силы мощного художественного форума, в этом году в нем примут участие более 200 художников, которые будут экспериментировать, фиксировать изменения в социуме и культуре средствами искусства. Впервые масштабный проект «переедет» на второй этаж «Мистецького Арсеналу». Поэтому визуальные масштабы тоже обещают впечатлить. Проект DIALOGIA «Украинское искусство времен без названия», спецпроект «Музейное собрание. Украинское современное искусство 1985—2015 гг. из частных коллекций» и Дискуссионная платформа — это три кита нынешнего ART KYIV Contemporary. О юбилейных особенностях и важности творческого форума сегодня — в беседе с генеральным директором музейно-выставочного комплекса «Мистецький Арсенал» Наталией ЗАБОЛОТНОЙ.
20 ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ИСКУССТВА
— В этом году у ART KYIV Contemporary юбилей, как будете отмечать, какие изюминки приготовили для посетителей?
— Эти десять лет мы были вместе с искусством, а искусство вместе с нами. Пребывая в постоянном выставочном процессе, этот юбилей на первый план как бы и не выходил. Но это мощное событие, которое не могло остаться незамеченным. Мы счастливы, что десять лет назад в Украинском доме был дан старт ART KYIV Contemporary, который на сегодня остается единственным постоянным форумом современного искусства. Трудно посчитать, сколько сотен тысяч ценителей искусства посетило мероприятие за это время. Уверена, что для многих из наших гостей десятилетие назад это была первая встреча с современным искусством. И не исключено, что встреча стала любовью с первого взгляда. Сложно посчитать художников, принимавших участие в проекте, среди них были известные мастера, а также сотни молодых художников, для которых ART KYIV Contemporary стал мощным стартом творческой карьеры.
Этот ART KYIV Contemporary, несмотря ни на что, тоже состоится. Уверена, что он поразит многих своим контентом, спецпроектами, в которых задействовано более 200 украинских художников. ART KYIV Contemporary будет состоять из трех больших блоков: спецпроектов, частных коллекций и проекта DIALOGIA «Украинское искусство времен без названия». Над DIALOGIA несколько месяцев работала наша кураторская группа в составе Алисы Ложкиной, Александра Соловьева и Соломии Савчук, а также 40 художников и арт-объединений в режиме work in progress. Могу отметить, что среди художников есть мастодонты украинского арта: Арсен Савадов, Виктор Сидоренко, Илья Чичкан, Тиберий Сильваши, две трети — это молодые художники: группы ЙОД, GAZ, APL 315, Данило Ковач, Андрей Сагайдаковский, который был участником первой Киевской бьеннале.
Для нас всех важно, что ART KYIV Contemporary для многих художников стал большим стимулом и мотиватором. Если для первых проектов художники смотрели, что у них есть в галерее, собственной мастерской, и предоставляли работы для экспонирования, то сейчас они заранее готовят специальные экспозиции, концептуальные проекты. Большой раздел нынешнего ART KYIV Contemporary — это частные коллекции.
— Имеете в виду спецпроект «Музейные собрания»?
— Да, все мы живем большой мечтой, что Украина придет в себя и будет создан музей современного искусства, который должен был заработать еще 10-20 лет назад. Нынешняя экспозиция форума фактически является целостным панорамным взглядом и исторической ретроспективой того, как развивалось современное искусство с конца 80-х годов ХХ ст. до сегодняшнего дня. В рамках ART KYIV Contemporary будет представлено около 150 работ из 40 крупнейших частных коллекций Украины.
АРСЕН САВАДОВ. СУПУТНИК
И третий раздел — это спецпроекты от галерей и художников, их будет около 20. Открывает раздел специальных экспозиций проект «Бирючий — Иршанск. Рекреация», где принимают участие Назар Билык, Никита Кравцов, Стас Волязловский, Николай Маценко, Мирослав Вайда, Максим Мамсиков. Александр Павлов представляет проект «Живопись восстановлена в праве быть», Александра Жумайлова-Дмитровская — проект «Дневник», Алина Максименко — проект «Человеческая ориентология», а также свой интересный проект покажет Малая галерея «Мистецького арсеналу», много лет являющаяся стартом для молодых художников.
ІВАН СВІТЛИЧНИЙ. ЗАЛІЗНИЙ ЧЛЕН ЗАЛІЗНОГО СУСПІЛЬСТВА
Уникальны не только качество всех трех разделов, количество художников, а еще и объем — 20 тысяч квадратных метров, фактически два этажа «Мистецького Арсеналу» на эти три недели станут территорией современного искусства. Хочется верить, что «искусство времен без названия» не только будет идентифицировано, но и получит «государственную прописку».
«КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПОНЯЛИ, ЧТО ВКЛАДЫВАТЬ В НЕГО — ЭТО КАПИТАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДОХОДЫ»
— Как повлиял ART KYIV Contemporary за эти последние годы на арт-пространство столицы, возможно, страны, каким тенденциям положено начало?
— Мы помним тех первых посетителей ART KYIV Contemporary, напуганных современным искусством. Десять лет назад для многих оно было необычным и вызывало минимум удивление и определенное недоразумение. Есть и наш вклад в то, что сегодня десятки тысяч людей не только привыкли, но и полюбили современное искусство. Мы все за это время выросли — и наша команда, и коллекционеры, и художники, и почитатели искусства. Тогда единицы коллекционировали современное искусство, а сегодня мы представляем полсотни коллекционеров, которые прошли определенную селекцию. Если раньше на пальцах одной руки можно было пересчитать тех, кто коллекционирует современное искусство, то сегодня это стало трендом. Коллекционеры современного искусства поняли, что вкладывать в него — это капитализировать свои доходы.
К сожалению, наша страна еще не поняла, что каждый год мы теряем гениальных художников, целый пласт современного украинского искусства. Но еще осталась целая плеяда современных художников, которые здесь и теперь творят то, чем будут гордиться наши потомки, и с чьими именами будет ассоциироваться целая эпоха. Ни государство, ни чиновники, которым надлежит этим заниматься, за последние 25 лет ничего не сделали ради сохранения и музеефикации достояния современности. И сегодня одна надежда на коллекционеров, которые любят искусство, покупают произведения и таким способом сохраняют их для будущего. Яркий пример коллекционера — Игорь Дяченко, который недавно умер, но оставил для потомков такую коллекцию, которой будут гордиться и через 100 лет, и через 500 лет.
«ЭТО ИСКУССТВО ТЕПЕРЬ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В АРХИВЕ ВРЕМЕНИ»
— Вы подчеркнули этим миссию проекта, его задачу. И получается, что ART KYIV Contemporary научил украинцев ценить и понимать современное искусство или хотя бы привлекать к нему внимание?
— Мы много работали для того, чтобы люди полюбили современное искусство, и когда художники и почитатели говорят, что ожидают ART KYIV Contemporary, то это и есть признание. В этом году ART KYIV Contemporary, как и все предыдущие, — особый. Он является сплошной мегаинсталяцией, представляя целый срез современного украинского искусства. Это то, что нужно видеть для понимания своего времени и зафиксировать, по крайней мере, в собственной памяти. Даже если работы разойдутся по коллекциям, это искусство теперь навсегда останется в архиве времени. Я просто настойчиво призываю всех не пропустить это событие — десятый ART KYIV, который фактически является экскурсом в историю и будущее одновременно.
«ПОЛИТИКИ СЕГОДНЯ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ КОНКРЕТНЫЕ И УСПЕШНЫЕ НИЗОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ»
— У ART KYIV Contemporary свой опыт, тенденции и традиции. Какие перспективы ожидаете от проекта, куда дальше будете двигаться?
— Большое достижение, что мы, несмотря ни на что, проводим арт-форумы из года в год. Все это делается без единой копейки из бюджета, при катастрофической нехватке спонсоров-меценатов, благодаря пассионарному и альтруистическому труду команды энтузиастов. Фактически последние три недели здесь, в Арсенале, живут наши кураторы, с ними работает и большая часть маленького коллектива «Мистецького Арсеналу», который не изменился за эти годы «строительства века».
Нужно срочно изменять государственный маховик этой бездушной машины, которая никак не поймет, что репутация страны создается не лозунгами и декларациями, что историю творят личности, художники и никоим образом не политики. Политики сегодня не понимают, что нужно поддерживать конкретные и успешные низовые инициативы. Им трудно понять, какой процент культурного электората они теряют из-за собственного невежества. Но это легко отследить по очередям, которые стоят в «Мистецький Арсенал»: каждый из наших проектов посещают от 30 до 150 тысяч человек, а за эти пять лет эта цифра превысила 2,5 миллиона посетителей. Поэтому мы разработали концепцию социокультурного развития страны, разработали проект закона «О государственном Фонде социокультурного развития страны». За основу взята британская модель, когда есть государственный Фонд для поддержки культуры, который финансируется из отчислений от игрового бизнеса, из национальной лотереи Британии. За эти годы в культурную сферу было вложено более 40 миллиардов фунтов стерлингов, за эти средства построены сотни музеев, отреставрированы памятники архитектуры и культуры, воплощены в жизнь десятки тысяч социальных и культурных проектов. Дай нам Бог преодолеть эту стену государственного аутизма.
Выпуск газеты №:
№172, (2015)Section
Общество