Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

2016-й переживут не все

В «Укрпошті» издатели периодики и медиа-эксперты обсудили подорожание стоимости доставки. Понимание не найдено
09 октября, 11:20
ФОТО POSTFACTUM.KS.UA

Не каждый диалог приближает понимание. А особенно, когда целью одной из сторон является использовать другую. К сожалению, именно к таким выводам подталкивают итоги круглого стола», состоявшегося на днях в центральном офисе «Укрпошти» при участии представителей медиасообщества и руководства государственного предприятия почтовой связи. Организаторы встречи преследовали цель обсудить существенное повышение со следующего года тарифов на доставку прессы, против которого выступили журналисты и издатели. Однако, как выяснилось, обсуждать, собственно, было нечего — новые тарифы Министерство инфраструктуры Украины утвердило еще в конце августа, и пересматривать их никто даже не собирался. «Зачем же они нас здесь собрали? — задумались, очевидно, представители печатных изданий. — Не для того ли, чтобы легитимизировать уже принятое решение?» Очевидно, эти догадки были небезосновательны. Кстати, среди участников круглого стола даже не было представителя министерства, которое, собственно, и определяет тарифы. В итоге, несколькочасовая крайне эмоциональная, наполненная взаимными обвинениями дискуссия свелась к обсуждению... итогового пресс-релиза.

Больше всего издателей возмутило не само повышение стоимости доставки (такой шаг был вполне предсказуемым), а непрозрачная процедура формирования новых цен и форма, в которой о них было объявлено. Так, в обосновании к приказу медиаэксперты нашли немало искажений и манипуляций. В частности, Мининфраструктуры утверждало, что уровень тарифов вырастет «в среднем на 56,1%». В то же время, член совета директоров Украинской ассоциации издателей периодической прессы Сергей Чернявский и медиаэксперт Сергей Охрименко в статье для «Телекритики» подсчитали, что эта цифра, мягко говоря, не отвечает действительности — на самом деле, для большинства изданий тарифы вырастут в диапазоне от 72,4% до 121,2%. Во время круглого стола руководство «Укрпошти» вынуждено было признать необъективность обнародованных ранее расчетов.

Следует отметить, что, если в предыдущие годы тарифы поднимали в одинаковой пропорции для всех, то на этот раз прежде всего пострадают «толстые» издания. Кроме того, в процентном измерении рост стоимости доставки будет более ощутимым для районных, городских и областных газет. Так, если доставка национальной газеты на 12 страниц формата А3 подорожает на 66% (26 коп.), то для аналогичной по формату районной газеты цена доставки вырастет на 88% (21 коп.) Присутствовавшие на мероприятии представители региональных СМИ предположили, что некоторые местные издания в результате новаций в ценовой политике «Укрпошти» могут вообще прекратить свое существование.

Возникает большое сомнение по поводу того, пытался ли кто-то из авторов новых тарифов объективно проанализировать их влияние на рынок периодической прессы в целом. Уже сейчас можно констатировать, что большинство изданий вынуждены были существенно повысить стоимость подписки на следующий год. Кроме доставки значительную роль здесь сыграло стремительное подорожание бумаги и других производственных ресурсов. В результате эксперты прогнозируют падение рынка подписки до 40% для ежедневных газет. Невинное, казалось бы, стремление государственного предприятия почтовой связи повысить уровень собственной рентабельности может привести к очередному, пожалуй, наибольшему за последние два года фиаско в сфере государственной информационной политики.

Последствия для самой «Укрпошти» также вряд ли будут благоприятными. Скорее всего, значительная часть изданий будет искать альтернативные пути доставки. Кроме повышения тарифов будут побуждать к этому и многочисленные нарекания по поводу качества предоставления услуг, в частности, своевременности доставки. В конечном итоге, государственный монополист может лишиться своего статуса еще и на этом участке рынка перевозок. Такие изменения можно было бы считать «естественными» и даже позитивными с точки зрения развития рыночной экономики в Украине, если бы не одно обстоятельство — в роли жертвы на алтаре может оказаться значительная часть отечественных газет и журналов. Подписка на следующий год в разгаре, и у правительства уже почти нет времени на то, чтобы опомниться и исправить ситуацию. Хуже всего, однако, что нет, кажется, и желания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать