Перейти к основному содержанию

Премия мира - у Тунисского национального квартета

Эксперт: «Решение Нобелевского комитета более чем справедливое»
09 октября, 15:56
Фото Reuters

Лауреатами Нобелевской премии мира 2015 года стали лидеры Тунисского национального квартета посредников за их вклад в переход страны к демократии. По словам главы нобелевского комитета Каси Кулман Файв, группа сделала «значительный вклад в строительство плюралистической демократии» после революции 2011 года.

Тунисский квартет состоит из представителей четырех организаций: Всеобщий трудовой союз Туниса, Тунисская конфедерация промышленности, торговли и ремесла, Тунисская лига по защите прав человека и Тунисский ордер адвокатов. «Эти организации представляют различные сектора и ценности тунисского общества: рабочий класс и благополучие, принципы верховенства закона и прав человека», — сказала председатель комиссии.
Квартет был создан в 2013 году, «когда демократический процесс находился в опасности в результате политических убийств и распространенных общественных беспорядков», отметила Каси Кулман Файв.

«Он основал альтернативный, мирный политический процесс, когда страна была на пороге гражданской войны», — сказала она.
Список претендентов на премию не разглашается, и нобелевский комитет может объявить его не ранее, чем через 50 лет.

Однако известен список выдвинутых в этом году, в нем было более 270 кандидатов. Среди фаворитов прессы были немецкий канцлер Ангела Меркель, российское оппозиционное издание «Новая газета», бывший сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден, Папа Римский Франциск, а также католический священник Мусси Зера эритрейского происхождения, который помогает африканским мигрантам в Италии.

Премия мира считается одной из самых престижных и в то же время неоднозначных нобелевских наград: ее присуждение не раз становилось предметом острых дискуссий. Среди таких лауреатов — бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, лидер Организации освобождения Палестины Ясир Арафат, Европейский союз и действующий президент США Барак Обама.

В прошлом году премию получила активистка из Пакистана Малала Юсуфзай, которая борется за право на образование для мусульманских девушек.
Церемония награждения пройдет по традиции 10 декабря в день смерти основателя Нобелевской премии, шведского предпринимателя и изобретателя Альфреда Нобеля. Размер премии в этом году, как и в предыдущие два, составляет 8 млн. шведских крон, при этом в связи с ослаблением курса шведской валюты эта сумма впервые за 15 лет будет меньше $ 1 млн. И составит примерно
$ 953000.

«ТУНИС ПРОШЕЛ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТАКИМ ПУТЕМ, КОТОРЫЙ ДЛЯ НАС ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ МОДЕЛЬЮ»

Геннадий ДРУЗЕНКО, юрист, общественный деятель:

— Действительно, это справедливо, поскольку в 2010-х годах только Тунис смог пройти мирную перезагрузку страны. Причем он это сделал лучше, чем цивилизованная Исландия, поэтому Тунис не просто смог не перейти в гражданскую войну, как это произошло «всех против всех» в Ливии, не скатился назад в авторитаризм, как это случилось в Египте, не стал в такой ступор, как это произошло в Украине, когда по сути система возродилась. Во-первых, Тунис смог сделать это конституционно, собрать Учредительное собрание, которое создало новую конституцию, плюс посредством мирного процесса переговоров и договариваний они вышли из авторитарной парадигмы, которая доминировала в стране на протяжении десятилетий, в довольно демократический процесс. Это была единственная настоящая и успешная перезагрузка, о которой мы можем говорить со времен, наверное, помаранчевой революции. Этот успех, если мы говорим о демократии, даже намного успешнее успеха Михеила Саакашвили, единственный пример на постсоветском пространстве. Все реформы Саакашвили — априори авторитарные реформы. Был сильный лидер, который повел за собой, а когда ушел со сцены, что будет со страной? Большой знак вопроса.
В Тунисе мы видим то, что можно назвать настоящим переоснованием государства. Причем оно обошлось малой кровью даже по сравнению с украинским Майданом. И поэтому, я думаю, решение Нобелевского комитета более чем справедливое. Потому что такой пример истории успеха вряд ли может предложить какая-либо другая страна.

Что касается заключения Нобелевского комитета, пример Туниса может стать примером для Ближнего Востока и Африки. Это может стать примером и для нас, прежде всего Украины. Мы говорим о каких-то новых людей, о новых законах, а на самом деле нам нужно изменить систему, как на компьютере в Украине. ЭТО единственный пример в истории, еще знают исландский пример, однако политики в Исландии в конце концов заблокировали принятие конституции, которая четвертый год лежит где-то в ящике. А в Тунисе этот процесс подошел к логическому концу и произошел нереволюционным путем, когда проливается кровь, как мы знаем о Французской, украинской, ливийской или египетской революции. Тунис прошел преобразования таким путем, который для нас должен служить моделью. К сожалению, у нас он малоизвестен. Я очень рад, что состоялось награждение именно тунисского «квартета». Это привлечет внимание мирового сообщества украинцев к тому, как можно перезапустить страну.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать