Нужен план «В» или уже даже «С»
Эксперты: Денег, несмотря на помощь едва ли не всего мира, в стране все равно не хватает
Украинцы обеднели. Им не до скупки долларов. Директор общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб не считает, что некоторый рост банковских депозитов является показателем того, что экономическая ситуация в Украине стабилизируется. «Для того чтобы курс гривни не «рванул» по отношению к доллару, ее выпуск в рынок, в национальное хозяйство в последние семь месяцев очень сильно ограничивали, — сказал эксперт «Дню», — и это повлияло на то, что люди перестали покупать валюту. Но главное, что стало причиной этого — снижение покупательной способности населения. У гражданина Украины стало меньше денег. Снижение спроса остановило рост доллара — на некоторое время он застыл на месте».
«К тому же, — продолжил эксперт, — Национальный банк мешал на межбанке тем, кто хотел купить валюту. Если предпринимателю было необходимо приобрести, скажем, 50 тысяч долларов, его просто «останавливали», требуя огромное количество справок. И основным покупателем на межбанковском рынке был Нацбанк. Это был искусственный фактор сдерживания курса доллара к гривне. В результате при внешне стабильном ее курсе к доллару некоторые люди свои сбережения решили возвратить в банки».
«Но посмотрите, что происходит сейчас, — приглашает Гольдарб. — Люди снова стали забирать гривню из банков. Дело в том, что доллар пошел вверх. Причиной этого стало то, что Нацбанк выпустил в обращение гривню, которую ранее придерживал. Она оказалась нужна для погашения задолженности лопнувших банков, потребовалась «Нафтогазу», чтобы купить на рынке валюту и заплатить за газ, а также на выплату денежного содержания военным. Рост депозитов связан также с тем, что те, кто год тому назад изъял из банков доллары, поменяли их на гривню по нынешнему курсу. Они надеются, что валютная система как-то стабилизировалась, и возвращают свои сбережения в банки в гривне. А почему не в долларах? Они помнят, что национальную валюту в случае чего легче забрать со счета, чем иностранную».
НЕРЕФОРМИРОВАННАЯ= НЕСБАЛАНСИРОВАННАЯ
Не видит сейчас и не прогнозирует на ближайшее время стабилизации украинской валюты и финансовый эксперт, экс-министр экономики Виктор Суслов. «Доллар у нас все время идет в одном направлении, — говорит он, — его курс по отношению к гривне постоянно растет. Он, безусловно, будет расти и дальше, хотя бы потому, что в Украине. Она все время живет на кредитной подпитке. Такая экономика периодически будет проводить девальвацию национальной валюты».
Политика правительства характерна наращиванием внешних долгов, отмечает Суслов. «И о том, что эта политика не привела к успеху, свидетельствует недавнее заявление министра финансов Натальи Яресько. Из него следует, что денег, несмотря на помощь едва ли не всего мира, все равно не хватает, — напоминает эксперт. — И министр требует еще 40 миллиардов долларов к тем 40 миллиардов, которые она надеется привлечь, чтобы сбалансировать нашу экономику. Но если такой замысел даже и осуществится, то это лишний раз подтвердит вывод о неустойчивости и несбалансированности экономики».
О ПЕРСПЕКТИВАХ КУРСОВОГО КОЛЛАПСА
Директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко не ожидает в краткосрочной перспективе, а именно до конца этого года дополнительных курсовых потрясений.
«Я не вижу макроэкономических причин, чтобы, например, прогнозировать курс на уровне 25 гривен за доллар», — отмечает Устенко и называет возможные колебания ниже этого уровня «обычными, которых можно ожидать на любом рынке». «Но это именно в краткосрочной перспективе и при сохранении нынешней системы координат, — уточняет он и добавляет, — а если она будет ухудшена, то возможны различные подвижки с дополнительным девальвационным давлением на гривню».
Среднесрочная перспектива (на 2016 год), по мнению Устенко, тоже не должна пугать: «Я не вижу возможностей для дальнейшего очень серьезного проседания». Вместе с тем вероятность описанных сценариев (кратко— и среднесрочного), по его мнению, не очень высока, потому что «есть масса дополнительных неизвестных в этой системе уравнений». Большим фактором риска он называет выплату долга Российской Федерации «без мер, позволяющих сохранить всю финансовую конструкцию в устойчивом состоянии», то есть без реструктуризации этого долга.
Эксперт напоминает, что РФ уже имеет право предъявить эту сумму ($3 миллиарда) к оплате, поскольку внешний долг Украины превысил отметку в 60%. «Курсовые последствия в краткосрочной перспективе могут быть не очень значительными, — прогнозирует Устенко, — ведь золотовалютные резервы Украины находятся сегодня на уровне $13 миллиардов. $3 миллиарда можно из них смело вынимать, а остаток все равно будет перекрывать три месяца нашего импорта. Так что в ближайшее время курсового коллапса не произойдет. Он может случиться, если этим $3 миллиардам... не будут найдены компенсаторы». «Я предполагаю, что планы «В» и «С» уже должны быть у нашего правительства», — резюмирует исполнительный директор Фонда Блейзера.
Выпуск газеты №:
№197, (2015)Section
Экономика