«За силу духа и непоколебимость»
Корона «Дня» — «кремлевским узникам совести»Терроризм, шпионаж, убийство журналистов, убийство военных в Чечне (между прочим, в компании с нынешним украинским премьер-министром Арсением Яценюком) — такие преступления российские следователи инкриминируют украинцам, которых незаконно удерживают в России и в оккупированном РФ Крыму. В целом, по подсчетам активистов кампании Let my people go, таких пленников в настоящее время 21.
За этот год были и хорошие, и плохие новости по теме. Позитивное: в мае, после 368 дней фактического плена, вернули домой студента из Львова Юрия Яценко. В России парня обвиняли в контрабанде взрывных устройств. После истязаний, абсурдного следствия и ряда не менее абсурдных судебных заседаний Юрия приговорили до девяти месяцев колонии-поселения и освободили.
Радует, что «узники Кремля» имеют в Украине большой пул поддержки: общественные активисты, правозащитники — чего только стоит упоминавшаяся кампания Let my people go. В России за дела наших пленников берутся известные адвокаты, истории узников всплывают на важных международных встречах. К сожалению, близкие заключенных и законодатели периодически жалуются на нехватку внимания со стороны украинской власти: то игнорируют запросы российских следователей, то не помогают опрашивать свидетелей, то просто не возбуждают уголовные дела о похищении людей. И здесь мы переходим к новостям плохим.
НАДЕЖДА САВЧЕНКО / ФОТО С «ФЕЙСБУК»-СТРАНИЦЫ МАРКА ФЕЙГИНА
Несколько украинцев уже получили приговоры в России. Летом жителя Симферополя, известного режиссера Олега Сенцова, осудили к 20 годам колонии строгого режима, его «сообщника», активиста Александра Кольченко — до десяти лет. Украинцев обвинили в организации террористической группировки и подготовке терактов. Менее суровые приговоры получили свидетели по делу — Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев, каждого из них приговорили до семи лет заключения.
Храбрость, которую показывали украинцы в российских судах, поразила многих. Афанасьев отказался от свидетельств против Сенцова и Кольченко — заявил, что дал их под пытками. От своих свидетельств — по тем же причинам — отказались Николай Карпюк и Станислав Клых, которых обвиняют в участии в боевых действиях в Чечне 20 лет тому назад. Когда Сенцову и Кольченко зачитывали приговор, они пели Гимн Украины. А в своем последнем слове на суде Олег Сенцов посоветовал россиянам, которые осознают ситуацию в стране, но молчат, научится не бояться.
Отдельно стоит вспомнить Надежду Савченко, которая стала символом непоколебимости в буквальном смысле, — ее не сломали ни психологически, ни физически. Наверное, именно к делу Савченко приковано больше всего внимания и в Украине, и в мире. Надежда Савченко поразила мир, когда объявила голодание и не отступилась от него в течение 83 дней. В России украинку обвиняют в причастности к гибели российских журналистов на Донбассе летом прошлого года и незаконном пересечении границы. Надежда все обвинения отбрасывает. Недавно, 17 декабря, она опять объявила голодание, когда российский суд продолжил ее арест до 16 апреля 2016 года. Важно, что в этот день она надела на суд футболку газеты «День». Говоря о Надежде Савченко, нельзя не вспомнить ее семью — маму Марию Ивановну и сестру Веру. Возможно, без их поддержки и активной позиции, это дело не обрело бы такой огласки. Эти две женщины ежедневно проявляют не меньшее мужество, чем Надежда. Как, собственно, и родственники некоторых других пленников.
«Узники Кремля» стали примером силы духа. Кажется, что большинство людей, которые открыто выступили против абсурдного и несправедливого уклада современной России, — это украинцы за решеткой. Но просто гордиться такими гражданами — ничтожно мало. Должны постоянно помнить о них, подталкивать украинскую власть к более активным действиям, писать письма в колонии — близкие заключенных постоянно подчеркивают, насколько это важно. Уметь отстоять своих граждан — показатель зрелости общества. Мы должны выдержать этот экзамен.
Выпуск газеты №:
№237, (2015)