Репрессии или политические интриги?
Было ли давление на преподавателей черкасского университета, выступивших против языкового закона?На днях черкасские СМИ распространили информацию о том, что в Черкасском национальном университете имени Богдана Хмельницкого начались репрессии относительно преподавателей, которые в июне выступили с открытым заявлением против принятия языкового закона. Мол, кое-кого даже хотели уволить.
Между тем, постоянный эксперт «Дня», доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и этнологии Украины Виталий МАСНЕНКО считает, что слухи о репрессиях являются преувеличением. «Репрессий в действительности нет, это я точно могу сказать. Насколько я знаю, когда было подписано письмо в поддержку украинского языка, то действительно ректор выражал какое-то неудовольствие. Лично я не слышал этого, но знаю, что были разговоры с отдельными людьми. Однако мне неизвестно, о чем шла речь. Два или три человека сняло свои подписи. Я не знаю, какие у них были мотивы — или разговоры с руководством подействовали, испугались ли они сами, но была такая ситуация», — заметил Виталий Масненко.
В свою очередь, директор Учебно-научного института украинской филологии и социальных коммуникаций Игорь Погрибный вообще был возмущен распространением информации о том, что его якобы вызывал к себе ректор и требовал написать заявление об увольнении. «Я хочу официально это опровергнуть, потому что никаких преследований со стороны ректора относительно меня нет», — объяснил Игорь Погрибный.
«День» обратился за комментарием также к ректору Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого Анатолию КУЗЬМИНСКОМУ. «В этой информации ни единого слова правды нет. Это все политические интриги. Да, преподаватели выступили против принятия языкового закона. Это их право. Они самодостаточные люди. Это право каждого человека осмысливать ситуацию, событие или явление по-своему. Всем известно, что я являюсь большим сторонником и поборником украинского языка. Ни одна конференция, посвященная языку или вопросам, которые Агатангел Крымский назвал «мовокалічництво та мовозасмітництво», не обходятся без моего участия. Позицию относительно языка нужно выражать не словами, не грязными технологиями, а делами — поддержкой и защитой единого государственного языка», — заверил ректор университета.
В итоге, сказать наверняка, было ли какое-то давление на преподавателей, в настоящее время очень сложно. Настораживает тот факт, что несколько человек отзывало свои подписи. Однако причины таких действий не разглашаются. В свою очередь, руководство университета опровергает распространенную информацию, потому что она основывалась лишь на слухах и анонимных комментариях.
Выпуск газеты №:
№135, (2012)Section
Nota bene