Минский цугцванг
«Сейчас по Конституции есть единое и общее понимание коалицией того, что голосовать за нее мы не будем », — народный депутат![](/sites/default/files/main/articles/25012016/1rada.jpg)
26 января начинается последняя пленарная неделя нынешней сессии Верховной Рады. До конца сохранялась интрига— состоится ли голосование относительно изменений к Конституции Украины, вокруг которых продолжаются большие споры. Ведь именно в этих возможных изменениях заложено много проблемных моментов для Украины относительно «децентрализации», «особого статуса Донбасса»... Президент на днях заверил, что «нет никаких сомнений в том, что мы имеем эти 300 голосов». И добавил: «Мы не собираемся ни снимать, ни передвигать голосование. Место голосования— в календаре, я надеюсь, следующей сессии, в первом полугодии 2016 г. Я благодарен депутатам, которые обратились в КСУ, чтобы избежать инсинуаций относительно легитимности этого процесса».
Это значит, что на самом деле 300 голосов нет (об этом читайте в материале «Как собираются голоса» №8 за 21 января 2016 г.), потому и было инициировано обращение народных депутатов в Конституционный суд по поводу разъяснения слов в Основном законе— «на следующей очередной сессии Верховной Рады». Первый заместитель председателя фракции «Блока Петра Порошенко» Игорь Кононенко на заседании Согласительного совета лидеров фракций и председателей парламентских комитетов в понедельник заявил, что Верховная Рада должна принимать изменения к Конституции в части децентрализации только после разъяснения Конституционного Суда по представлению депутатов. Именно так власть разными способами пытается расширить себе поле для маневров. Хотя позитивного выхода из Минского дипломатического и конституционного «котла» после его подписания— априори нет.
Что касается так называемого «особого статуса» отдельных территорий, общество, безусловно, не воспримет эту идею, о чем свидетельствуют опросы. Сам Порошенко утверждает, что изменения к Конституции можно принимать лишь после установления «полного режима тишины на Донбассе». Заметим, что глава государства делает акцент на режиме тишины, а не на контроле за границей. Хотя и первое, и второе объективно не может быть достигнуто. Председатель безопасностной подгруппы на переговорах в Минске Евгений Марчук недавно объяснил, что российская сторона требует сначала провести «голосование в парламенте относительно внесения изменений к Конституции и другие политические компоненты», и только после этого обстрелы могут быть прекращены (эфир ток-шоу Наталии Влащенко «Люди Hard Talk» на канале «112 Украина»). При этом Евгений Марчук замечает, что в Минских соглашениях перед пунктами о выборах и изменениях к Конституции стоит 10-й пункт о прекращении огня и выводе вооружений, а значит необходимо сначала добиться выполнения этих условий, которые сторона боевиков откровенно саботирует.
Напомним, что, согласно Минским договоренностям, контроль за границей украинской стороной должен быть возобновлен на следующий день после проведения на оккупированных территориях местных выборов. Украинская сторона категорически протестует против такой последовательности, хотя сама же и подписала в феврале прошлого года такой алгоритм. Такая непоследовательность завела ситуацию вокруг изменений в Конституцию в очевидные тупики в контексте проблемы войны и оккупированных территорий.
Народный депутат от «Народного Фронта» на условиях анонимности рассказал «Дню»: «В настоящий момент относительно Конституции есть единое и общее понимание коалицией того, что голосовать за нее мы не будем. Поскольку недавно группа народных депутатов обратились в Конституционный суд растолковать понятие «следующая очередная сессия». Все понимают, что голосовать за конституционные изменения нельзя до того момента, пока не будут выполнены необходимые пункты Минских договоренностей».
«Вообще у Порошенко сложная ситуация: Минск Россией не выполняется, а наши западные партнеры хотят, чтобы Украина шла на компромисс,— продолжает наш собеседник.— Они считают, что сейчас мы примем конституционные изменения, выполним все требования, а летом Европа снимет санкции с РФ. На каком-то этапе мы из позиции конструктивных переманивателей превратились в объект переговоров, за счет интересов которого можно заморозить весь конфликт. Вопрос в том, насколько Запад готов отстаивать интересы Украины, в то время как сама Украина их не отстаивает? У Европы и Украины в настоящий момент одинаковая позиция— выборы на временно оккупированных территориях с украинскими партиями и в соответствии с украинскими законами. Но насколько это будет с их стороны последовательная позиция, если мы будем проявлять мягкость и излишнюю компромиссность— никому не понятно, в том числе Президенту».
В свою очередь, премьер-министр Арсений Яценюк предложил проблемные вопросы относительно изменений к Конституции вынести на референдум. В частности, Яценюк делает акцент на парламентско-президентской республики и «четкой геополитической цели Украины— стать членом ЕС и НАТО». Лидер парламентской фракции «Батьківщина» Юлия Тимошенко также вчера поддержала идею проведения референдума по вопросам внесения изменений в Конституцию. В ответ председатель Верховной Рады Владимир Гройсман заявил, что вопрос о статусе Донбасса в составе Украины не следует выносить на референдум.
Заявление премьера о референдуме уже вызвало дискуссию. «Она выглядит достаточно странно,— говорит однопартиец Яценюка.— Если Россия пойдет на определенные уступки, и парламенту придется голосовать за Конституцию, то история с референдумом поставит весь «Народный фронт» под удар, потому что окажется, что его позиция была непоследовательной в вопросе Минска».
Подобные споры длятся на фоне риска распада коалиции в Верховной Раде. Тема изменений к Конституции в который раз провоцирует ее единство. Первой с коалиционного корабля ушла Радикальная партия Олега Ляшко в ауре коррупционных скандалов. Недавно «Самопоміч» заявила об отозвании своего министра аграрной политики Алексея Павленко из состава Кабмина. Слова Президента: «Россия готова пойти в наступление, чтобы Украина внесла изменения в Конституцию», значит— именно это было нужно России с самого начала войны, пишет у себя на странице в «Фейсбуке» вице-спикер парламента Оксана Сыроид.— Это война не за Донбасс. Это война за нашу с вами Конституцию. Есть ли лучший аргумент для того, чтобы голосовать против этих изменений?»
Уже классическое противостояние между командой Президента и командой премьера вылилось в ряд заявлений о переформатировании Кабмина. Представители Президента откровенно говорят о возможности ротации в правительстве. «Продолжается обсуждение кадровых ротаций. В настоящий момент я говорю о нашей фракции. Обсуждаются кандидатуры Ковальчука на должность первого вице-премьер министра, Рябикина— на должность министра инфраструктуры»,— сказал в понедельник Игорь Кононенко. «Я ожидаю от парламента обсуждения коалиционного соглашения, если есть необходимость внесения туда изменений и в состав правительства»,— заявил в воскресном интервью Петр Порошенко.
Следовательно, в настоящий момент появился вопрос кардинальных изменений на уровне основ государства (Конституция). Видим, что споры в верхах касаются не столько сути изменений, сколько приобщения к конкретным рычагам власти. Интриги и ссоры опять выходят на первый план тогда, когда Украина стоит на очередном историческом переломе. Заявления же главы государства о том, что неприятие изменений к Конституции углубит «конфликт с Россией еще больше» доказывают, что Президент окончательно решил упомянутые изменения воплотить любым способом, если не на этой сессии, то следующей. Но какой ценой?
«У ПОРОШЕНКО НЕТ ДОСТАТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА ГОЛОСОВ ЗА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»
Руслан БОРТНИК, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:
— В украинском политикуме все понимают, что на Президента Украины оказывается давление Запада относительно выполнения Минских соглашений— закон о выборах, амнистия и децентрализация. И украинские политики пытаются использовать ситуацию, чтобы ограничить власть Президента или получить дополнительные полномочия. Поэтому «Батьківщина» и «Самопоміч» активно атакуют правительство, потому что хотят расширить свое присутствие. Они пытаются использовать коалицию как элемент сдерживания Президента, чтобы возобновить правила сосуществования на основе консенсусных решений и права вето на любые решения. Президент и Яценюк с этим не соглашаются. «Народный фронт» объявил идею о референдуме, но для них это также затягивание времени и попытки шантажировать Президента, чтобы сохранить представителей в правительстве. Порошенко же дает сигнал о готовности торговаться за места в правительстве, если удастся реализовать совместную политику в других сферах. С другой стороны, он шантажирует «НФ», потому что если он будет играть свою игру, то потеряет квоты.
Голосование за конституционные изменения может стать рубиконом для коалиции с ее окончательным разводом. К коалиции с удовольствием могут присоединиться «Воля народу» и «Відродження», потому инструменты переформатирования правительства и коалиции еще находятся у Президента, и этим он будет пытаться стабилизировать власть.
Думаю, на этой неделе результат голосования за конституционную реформу будет крайне низким, но это может произойти позже— до апреля 2016 года. А представление депутатов в Конституционный суд о «следующей очередной сессии»— это инициатива команды Президента, которая пытается оттянуть время, чтобы решить эту проблему. Но это не попытка избежать выполнения Минских соглашений— в настоящий момент у Порошенко нет достаточного количества голосов за конституционные изменения.
Что же касается альтернатив Минска, то Президент сказал честно, что заморозить конфликт нам не дадут— ни сепаратисты, ни Россия. Президент подписывал Минские соглашения на фоне угрозы полномасштабного военного поражения, но они стали для нас «минским котлом». Теперь эти договоренности уже гарантированы резолюцией Совета безопасности ООН. И изменить все это может либо переформатирование власти в Украине, которая заявит о сущности Минских соглашений, либо консолидированная работа в ООН, чтобы принять новую резолюцию относительно Украины.
Выпуск газеты №:
№11, (2016)Section
Подробности