Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Любовь и война

Впечатления от III Международного фестиваля молодого европейского кино VOICES
01 августа, 11:50
КАДР ИЗ ЛЕНТЫ «ЗА МАРКСА...» СВЕТЛАНЫ БАСКОВОЙ, В ПОИСКАХ ИНТЕНСИВНОГО ПРОФСОЮЗНОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ ЧАСТЬ СЪЕМОК РЕЖИССЕР ВЕЛА В ЧЕРЕПОВЦЕ / ФОТО С САЙТА ARTHOUSE.RU

Три года назад, когда молодая, профессионально крепкая французская команда русского происхождения, во главе с Игорем Лысенко, придумала фестиваль VOICES, а его проведение с энтузиазмом поддержало руководство Вологды, форум прошел с большим успехом, хотя, как и положено первенцу, не без волнений и страха.

Второй фест получил еще больший резонанс как в профессиональных кругах, так и у зрителей, утвердив тем самым свое право на существование в европейском кинопространстве и даруя Вологде славу европейского киногорода.

Казалось бы, что Вологодский форум в этом году должен был идти как по маслу, но его организаторы столкнулись с неожиданными трудностями. Сменилось руководство области, и, погрузившись в решение текущих проблем, чиновники поглядывали на фестиваль как на забаву предыдущей власти.

Уже была сверстана программа конкурсных и внеконкурсных показов, со вкусом и любовью подготовленная директором программ Игорем Гуськовым. Приглашены гости и тщательно подготовлены темы для дискуссий круглого стола, которые на этот раз были посвящены копродукции. («Фокус» этого сезона — Россия-Германия.) Это прерогатива арт-директора Корины Даниелу. Но бюджет VOICES был значительно урезан, ставя под сомнение за десять дней до старта саму возможность проведения этого уже ожидаемого кинофорума.

— Проблема была простая, — рассказал генеральный директор фестиваля Игорь ЛЫСЕНКО. — Фестиваль не вошел в систему преемственности, в процесс передачи власти. Они просто не очень понимали, что такое этот фестиваль. Одно дело — объяснять, как это важно, другое — увидеть своими глазами. Мы собрали на «коленке» все, что смогли: треть предыдущих бюджетов, и, по-моему, вполне достойно сработали. Трудности научили более тщательному управлению финансами. Новое руководство увидело плоды наших трудов, и, думаю, в будущем году мы вновь заработаем в полную силу. С нашим опытом управления в кризисной ситуации и с нормальным бюджетом будущего года мы собираемся выйти на вполне успешный проект во всех отношениях. При этом не могу не вспомнить нашего постоянного ключевого партнера — «Северсталь», — мощную производственную структуру, которая не подвержена политическим ветрам. В этом заинтересованы не только мы, но и те, кто в нас поверил — новый губернатор Вологодчины г-н Кувшинников и мэр Вологды — г-н Шулепов. Нельзя забывать и тех, кто в нас поверил, начав проект «VOICES» с нуля, — экс-глава области г-н Позгалев. Фестиваль уже занял свою культурную нишу в жизни страны, наша задача сейчас сделать его притягательным для ивент-туризма.

И вот «резные палисады» Вологды, обрамляющие величественный белокаменный Кремль, где шли ночные просмотры и дневные дискуссии и мастер-классы. Знаменитые монастыри, образующие «золотое вологодское кольцо» вокруг города, которыми «угощали» гостей, участников фестиваля и многочисленных туристов. Непередаваемое очарование Семеново, где нас встречали вологодскими песнопениями и плясками, караваем и вкусной местной едой. Классический уют здания Вологодской филармонии, где проходили пресс-конференции, специальные концерты и выставка знаменитого фотохудожника Евгения Халдея «Канны. Продолжение традиций». Выставка эта была представлена в Вологде сразу после Канн, благодаря усилиям продюсера Натальи Ивановой. При участии дочери фотографа Анны, и с показом документальной ленты Галины Долматовской «Примечания к прошлому». И, конечно же, вологодские кинотеатры и кинозалы Череповца были с утра полны заинтересованными зрителями, желающими познакомиться и с новым европейским кино, и с лучшими лентами, получившими престижные награды на недавних фестивалях.

В разнообразной конкурсной программе участвовали девять картин. От российской традиционно-эпатажной ленты Светланы Басковой «За Маркса...», которая в поисках интенсивного профсоюзного рабочего движения вела часть съемок в Череповце, до новой украинской драмы Евы Нейман, снятой по мотивам одноименного рассказа Фридриха Горенштейна «Дом с башенкой». Немецких исследований Дэвида Вненда о притягательных сторонах идеологии неофашизма для современной молодежи в фильме «Воительница» до французской, основанной на реальных событиях, картины Винсана Горенка «Виновен» с потрясающим Филиппом Торентом в заглавной роли. Гран-при фестиваля получил фильм шведского режиссера Акселя Петерсена «Авалон». Этакое семейное кино по-шведски, сделанное профессионально и с хорошим чувством юмора — антигимн поколению 1970-х.

Директор программ фестиваля Игорь ГУСЬКОВ заметил, что «многие киноленты фестиваля VOICES оказались объединенные единой смысловой нитью. В прошлом году главной стала тема взаимоотношений между родителями и детьми. На этот раз таких связующих нитей оказалось две — любовь и война. Оказалось, многие фильмы, стоящие внимания и полностью соответствующие направленности фестиваля, посвящены войне. Они сильно отличаются от кинокартин о войне, снятых ранее. Прежде всего, взглядом на войну и пересмотром некоторых исторических событий».

Во внеконкурсном показе тему войны очень мощно представил фильм Сергея Лозницы «В тумане». И нашумевший, в частности запретами к телепоказу, фильм немецкого режиссера Ахима фон Бориса «4 дня в мае». Его представлял сопродюсер и исполнитель одной из главных ролей, российский актер Алексей Гуськов. Несмотря на очень короткое пребывание на фестивале, он все же дал интервью для нашей газеты. В скором времени читатели «Дня» смогут ознакомиться с ним.

Каждый год фестиваль «фокусируется» на одной из европейских стран. В первый год это была Франция, второй — Италия, на этот раз — Германия.

— Новое поколение режиссеров из Германии, — говорит арт-директор фестиваля Корина ДАНИЕЛУ, — все чаще привлекает внимание критиков и киноманов. Поэтому мы показываем фильмы таких режиссеров, как Фатих Акин, Кристоф Хохойстер, Кристиан Петцольд, который снял картину «Барбара», отмеченную «Серебряным медведем» на последнем Берлинском фестивале. А в роли музы фестиваля выступает в этом году известная немецкая актриса и певица Катя Риман, в которой многие находят сходство с великой Марлен Дитрих.

Все события фестиваля были плотно спрессованы в 6 дней. Роль главы жюри принял на себя российский режиссер Александр Прошкин, автор знаменитого «Холодного лета 53-го», которому в этом году исполняется 25 лет. Господин Прошкин не только блестяще справился с ролью «третейского судьи», но и представил зрителям в спецпоказе свою новую работу «Искупление» по роману Фридриха Горенштейна. О его фильмах и взглядах на кино и на жизнь у нас состоялся большой разговор, который вскоре тоже будет представлен вниманию читателей «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать