Как создавался украинский репортаж?
Майк ЙОХАНСЕН: «Нет в мире такой вещи, о которой нельзя было бы интересно рассказать»В послесловии к сборнику «Три подорожі» Майк Йохансен без лишней скромности заявлял: «Я написав був оцю книгу і тим початок поклав новому для української літератури жанрові». Это было не самоуверенное хвастовство, а констатация факта, вот только жанр этот Йохансен так и не обозначил. Его собственные книжки назывались «путешествиями». Футуристы тогда практиковали репортаж, а для газетчиков всякий текст был очерком или статьей. Впоследствии Йохансену как основателю нового жанра пришлось принимать участие в «круглом столе» о «географічно-травелярній літературі».
До массового телевидения было еще несколько десятилетий, и репортаж в 1920-е годы принадлежал все-таки к литературе, а не к журналистике. Полунемец-полуукраинец Майк (Михаил) Йохансен, уроженец Харькова и выпускник императорского университета, любил путешествовать, писать, обладал блестящим чувством юмора и умел обо всем на свете интересно рассказать. Из этого сплава и родился украинский художественный репортаж.
Путешествовал Йохансен по удивительным местам: побывал в еврейских колониях, советской Болгарии, Слободской Швейцарии. На самом же деле он никогда не выезжал за пределы СССР. А мечталось о невиданных странах, далеких горизонтах, экзотических пейзажах. В газетной заметке 1935 года «Я должник перед своей страной» Йохансен обреченно признавал: «Когда-то я очень хотел поехать в Америку, чтобы посмотреть, как живут люди, посмотреть на Нью-Йорк, на фордовский завод, на трансокеанскую железную дорогу и т.д., но с некоторого времени я вижу, что моей жизни не хватит на то, что есть у нас в Советском Союзе».
Самым экзотическим путешествием Йохансена, по-видимому, нужно считать поездку в Кос Чагил на Эмби. Нынешние читатели даже в Википедии не найдут, что это за край света. Эмба — «відома річ і річка», как непременно скаламбурил бы Йохансен. Но город Гурьев, откуда писатель начинал свое путешествие на Эмбу, уже двадцать лет как переименован в Атирау. И маленькое село Косчагил (теперь это пишется одним словом) теряется в бескрайних казахских степях, среди одиноких населенных пунктов с причудливыми названиями — в Жилиойском районе Атираусской области.
Путешествие для Йохансена — это повод поговорить обо всем на свете и возможность доказать истинность утверждения «Нет в мире такой вещи, о которой нельзя было бы интересно рассказать». Эти слова стали лозунгом «Универсального журнала», яркого многоиллюстрированного ежемесячника, придуманного Йохансеном и выходившего с ноября 1928 г.
Юрий Смолич, редактор журнала, вспоминал: «Майк Йохансен определил такой эталон квалификации очеркиста: каждый должен написать захватывающее «Путешествие вокруг собственной комнаты» и книгу о коробке спичек. Сам Майк, конечно, ленился писать и о путешествии вокруг своей комнаты, и книгу о коробке спичек, но за стаканом чая, пребывая в хорошем настроении, действительно захватывающе рассказывал о своей комнате (география, история, технология, общественная роль каждой вещи: мебели, предметов быта, одежды, книг и тому подобное); действительно, мог до поздней ночи беспрестанно рассказывать о той самой коробке спичек или пачке сигарет (растение, производство, социальные взаимоотношения, люди, которые производят, и так далее). Молодая автура «УЖа» охотно слушала его советы, а сам Майк во всех своих многочисленных брошюрах о путешествиях по колхозам, заводам, новостройкам или просто, будучи на охоте, был верен себе и своему блестящему таланту».
Отныне имя Майка Йогансена, украинского поэта и прозаика 20-х годов ХХ века, автора, который положил начало традиции художественного репортажа в Украине, будет носить конкурс «Самовидець» от издательства «Темпора». Проект, который призван развивать украинскую художественную репортажистику, уже четвертый год подряд открывает новых авторов. Так, на протяжении 2013—2015 годов были опубликованы три альманаха репортажей «Veni, Vidi, Scripsi» и книги победителей. Присвоив конкурсу имя Майка Йогансена, издательство прочеркивает линию преемственности украинской литературы нон-фикшн. В этом году тема конкурса — «Война. Жизнь de facto». Больше информации можно найти на странице конкурса «Самовидець» в сети Facebook или по адресу: [email protected]
Репортажи Йохансена увлекали остроумным легким стилем, интересными отступлениями и... отсутствием идеологии. Автор еще в первой книжке предупредил читателя: «Я не мастер славословить исполнительные органы советской власти» — и это стало будто заграждением от дешевой публицистики. И эти две вещи, такие привычные в современных репортажах, невероятно раздражали критиков. Один из них писал: «Особенность репортажа Йохансена в том, что описания странствий являются для него в первую очередь попутным средством подискутировать с минимальным вниманием к описываемым фактам. «Факт» — это наклейка, под наклейкой — выступления Йохансена с «отдельным мнением», разбавленные произвольными остротами и побочными впечатлениями».
Именно этого не хватало коллегам писателя, чтобы их серые невыразительные тексты стали почвой для рождения нового жанра. Да, у Йохансена было свое отдельное мнение обо всем на свете, потому нам до сих пор интересно читать о его путешествиях, где есть не только рассказ о еврейских или болгарских колхозах, Дагестане или Казахстане, но и личные впечатления, оценки, размышления автора. Они хранят дух беспокойной эпохи, которая и сегодня волнует наше воображение.
Йохансен, бесспорно, лукавил, когда говорил, что единственная безопасная для новеллиста позиция — это ирония и скепсис, потому что они не предлагают ничего позитивного, а лишь отрицают. Хотя как раз ирония в художественных репортажах спасала его от однобокого, плоского, идеологизированного восприятия действительности, однако результат его деятельности в этом жанре позитивный. Йохансен не только дал новый жанр украинской литературе, он установил определенный эталон этого жанра и воспитал в «УЖе» поколение украинских репортажистов.
Выпуск газеты №:
№24-25, (2016)Section
Медиа