Перейти к основному содержанию

«Копанки» расползаются по стране...

Губернатор Ровенщины просит Авакова ввести подразделения Нацгвардии, чтобы локализовать «янтарную лихорадку». Общественность этого требовала уже давно
18 марта, 09:52
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВОО «АВТОМАЙДАН», AUTOMAIDAN.ORG.UA

Параллельные реальности. С одной стороны, общественность усилиями медиа, общественных активистов и экологов увидела и ужаснулась глубине катастрофы, вызванной «янтарной лихорадкой». Есть понимание и требование — прекратить преступление национального масштаба. С другой — игнорирование или же совершенно формальное отношение к проблеме официальных органов. Это подтверждают и ответы СБУ, Генпрокуратуры и СНБО на запросы «Дня» (см. ниже). Когда в свое время появилась проблема «копанок» в Донбассе, это считали местной проблемой. Да, регион был отдан в «лизинг». Но реальность показывает: относительно всей страны была проведена неправильная социально-политическая «диагностика».

Создается впечатление, что мафия поглотила государственные институты. Способно ли государство справиться с этим вызовом?

«ОСУЖДЕНЫ ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА К РАЗНЫМ СРОКАМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ»

«Представьте, мы идем по лесу. Огромные деревья, сосны... Выходим на опушку — и оказывается, что леса нет. Просто десятки гектаров уничтожены. И это даже не болото, потому что там, наверное, сотни огромных глубоких ям, из которых роют янтарь. И ты понимаешь, что восстановить этот лес будет невозможно. Потому что для начала что-то нужно сделать с этими ямами. Во-вторых, нужно что-то сделать с той водой, которая стоит на этих местах. И только после решения этих вопросов можно засаживать лес снова», — рассказывает о своем первом впечатлении от «марсианского пейзажа» житомирского Полесья Станислав Козлюк, автор фото — призера прошлогоднего фотоконкурса «Дня» «Лесная песня. Реквием». Эти события происходили летом прошлого года в Олевском районе Житомирской области. За прошедшее время таких пейзажей меньше не стало — буквально на днях пользователи соцсетей ужаснулись от фото активистов, которые сняли масштабы уничтожения природы на Ривненщине, в частности около Владимирца, в селе Кухотская Воля и т.д..

А между тем «День» получил часть ответов на свои вопросы (см. №39-40 от 4 марта 2016 г.). «Следователями органов безопасности на протяжении 2014-2015 годов начато 36 криминальных производств относительно 12 лиц запрашиваемой категории. Из них 5 уголовных производств относительно 9 лиц направлены в суд. Судами приняты решения в двух уголовных производствах и 4 (!!! — Ред.) лица приговорены к различным срокам отбывания наказания», — вот и весь ответ заместителя руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью СБУ Елены Гитлянской на вопрос «Дня» относительно того, сколько человек и к какой ответственности привлечены в связи с незаконной добычей янтаря. Давайте сравним. Когда Станислав Козлюк с коллегами Денисом Казанским и Богданом Буткевичем летом прошлого года добрались непосредственно до мест незаконного промысла, «с помощью квадрокоптера автомайдановцы обнаружили несколько гектаров уничтоженного леса с большим количеством ям. Где-то через полчаса поисков мы добрались до того места, — рассказывает Станислав Козлюк. — Там оставалось до 50-ти человек, которые на тот момент все еще работали на этих копанках, искали и мыли янтарь. Были видны остатки лагеря на несколько тысяч человек! Из деревянных досок сбиты какие-то временные помещения. Плюс виднелось что-то наподобие кафе, обустроенных сразу около мест добычи янтаря. Там были еще брошенные остатки еды. Мы пытались пообщаться с теми копателями — в большинстве случаев они на контакт не шли. Часть из них, наиболее активная, выдвигала к нам претензии наподобие «почему вы приехали? Вы будете «отжимать» у нас наш законный заработок. Ведь работы у нас нет. Это единственная возможность нам заработать деньги». Где-то через час-два приехали представители местных властей с представителями милиции, прокуратуры — большой автобус. Представители власти делали большие круглые глаза: «А здесь действительно копают янтарь, уничтожают лес? А мы об этом не знали...» или «Мы знали, но ничего не можем с этим поделать». Но насколько они об этом не знали — это большой вопрос. Поскольку местные говорили, что в этой добыче заинтересованы и местные власти, и милиция (в настоящее время — полиция). И якобы они от этого копания имели свою долю, но опять же это по словам местных. То есть подтвердить или опровергнуть это я не могу».

А по информации начальницы отдела рассмотрения запросов на публичную информацию Генеральной прокуратуры Украины Наталии Теличко, предоставленной в качестве ответа на запрос «Дня», «в Генеральной прокуратуре Украины осуществляется постоянный мониторинг СМИ с использованием автоматизированной системы, в том числе и на предмет информации о преступлениях или преступной бездеятельности должностных лиц относительно незаконной добычи янтаря. Упомянутая информация подается руководству на рассмотрение. ... Для предоставления запрашиваемой информации о количестве уголовных производств относительно незаконной добычи янтаря на территории Волынской, Житомирской и Ровенской областей, которые контролировали органы прокуратуры, ваш запрос направлен в прокуратуры указанных областей». Ответов от областных прокуратур «День» пока не получил, так же как нет и реакции на запрос от Национальной полиции и Госэкоинспекции.

«Как оказалось, фактически север Житомирской области, где залегает янтарь, частично поделен между криминалитетом и местным населением. То есть там, где ориентировочно залежи янтаря меньше, копают местные. В лесах есть ямы, где они занимаются добычей, и их никто не «крышует». Также есть места, где ориентировочно янтаря больше, насколько мы поняли, они «под криминальными авторитетами» и там идет добыча в промышленных масштабах с тотальным разрушением леса, — продолжает рассказ о поездке Станислав Козлюк. — Фактически местное население работает на этой добыче, имея определенное финансовое вознаграждение. По словам местных, им дважды в день по часу, утром и вечером, пока происходит пересменка на этих мотопомпах, разрешают мыть янтарь самим. Плюс якобы местный криминалитет помогает местным жителям, если у них возникают проблемы, когда они работают на этих копанках. То есть если кто-то тяжело заболел или нужно отремонтировать жилье — помогают деньгами. Таким образом, возник довольно странный симбиоз местного населения и криминалитета. И местные власти в глазах жителей выступают большим злом, чем криминал. Это полный абсурд. Это абсолютно не контролируемая украинскими властями территория. Если сравнивать с копанками Донбасса, фактически у нас существует «янтарная народная республика», где не действуют законы Украины, куда не приезжают на вызовы милиционеры...» Это ли не угроза национальной безопасности?

Руководитель управления обеспечения доступа к публичной информации аппарата СНБО В. Шведова на запрос «Дня» отвечает: «В соответствии с Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», в компетенцию Совета входит принятие решений относительно обеспечения национальной безопасности и обороны нашей страны. Затронутые вами вопросы относятся к компетенции Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров Украины не инициировал рассмотрения вопроса относительно добычи янтаря на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины».

«НА БУДУЩЕЙ НЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНО ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА»

Между тем усилия со своей стороны начала прилагать часть депутатов Верховной Рады. Так, в среду с парламентской трибуны выступил нардеп от РПЛ Андрей Лозовой. Он назвал конкретные имена и фамилии людей, которые, по его информации, «крышуют» янтарный бизнес на родной ему Ровенщине. «Есть две существенно необходимые вещи, чтобы вообще уладить эту ситуацию. Первое — это закон о добыче и реализации янтаря, соавтором которого я являюсь. Верховная Рада приняла его в первом чтении 26 апреля прошлого года и до сих пор не приняла во втором. То есть высшее государственное руководство сознательно не форсирует решения этой проблемы. Одним из условий Радикальной партии в случае образования новой коалиции будет немедленное принятие данного закона. Потому что уничтожается лес, потому что минимум на полмиллиарда долларов государственных богатств страна теряет сейчас ежегодно. Второй момент — нужно очистить власть от людей, которые «крышуют» незаконную добычу, — говорит Андрей Лозовой в комментарии «Дню». — Я привел данные на примере Ровенщины. Но на Волыни и Житомирщине ситуация фактически идентична, просто меньше объем — на Ровенщине приблизительно в два раза больше янтаря, чем на Житомирщине».

МАРТ 2016 ГОДА. МЕСТО НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ ЯНТАРЯ ВОЗЛЕ СЕЛА КУХОТСКАЯ ВОЛЯ РОВЕНСКОЙ ОБЛАСТИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВОО «АВТОМАЙДАН», AUTOMAIDAN.ORG.UA

По мнению депутата, нужно взяться за два направления. «Один — это силовые структуры. В Ровно общеизвестно, что Сергей Максимов, и.о. начальника Национальной полиции в области — главный, так сказать, «решала» по янтарю, — утверждает Андрей Лозовой. — Ровенский журналист Дмитрий Леонтиюк провел во вторник чрезвычайно интересный эксперимент. Медийщики устроили, так сказать, засаду, когда мылся янтарь, и позвонили в нацполицию. Нацполиция не приехала. Буквально через пять минут выстрелила сигнальная ракета — и помпы заглохли. То есть полиция открыто предупреждает старателей о том, что за ними следят СМИ. Второй аспект — исполнительная власть. В Ровно, можно сказать, есть два офиса янтарной мафии — один в облгосадминистрации, которой руководит Виталий Чугунников. Второй — в управлении Нацполиции, о чем я уже сказал».

Что могут сделать народные депутаты? «В среду мы вместе с коллегами подготовили заявление, которое подписал я, Сергей Евтушок («Батьківщина», ровенский мажоритарщик), Татьяна Острикова (ровенская «Самопоміч»), Олег Осуховский (мажоритарщик от Ровно, представитель «Свободы», внефракционный), — говорит Андрей Лозовой. — Мы обратились к председателю и всему составу парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности с просьбой немедленно провести выездное заседание парламентского правоохранительного комитета в Ровно, заслушать отчет и.о. начальника Нацполиции в области Максимова, его первого заместителя относительно борьбы с незаконной добычей полезных ископаемых и принять необходимые рекомендации относительно кадровой политики МВД. Большинство членов профильного парламентского комитета поддержало это заявление, очевидно, на будущей неделе заседание состоится».

«УНИЧТОЖЕНИЕ САМОГО СТАРОГО ЛЕСА НА ПОЛЕСЬЕ БУДЕТ ОГРОМНЕЙШЕЙ ПОТЕРЕЙ»

«Я сам родом из Полесья, провел в тех лесах много времени, потому мне очень трудно комментировать эту тему», — говорит «Дню» независимый эколог Андрей Плига. Проблему легче было преодолеть, когда она только появлялась. А теперь это целые поколения людей, инфицированных «янтарной лихорадкой», считает он. Кроме уничтожения больших участков прежде всего леса, но также и заводей и болот на территориях, где добывается янтарь, огромный вред наносится территориям природного заповедного фонда, отмечает специалист. «Скажем, Поясковский заказник в Олевском районе Житомирской области — это самый старый лес на Полесье. Там не проводили никаких вырубок с 1924 года. Там есть дубы в обхвате 6 метров, сосны — в обхвате 4 метра. Этому лесу несколько сотен лет. Это наш своеобразный аналог Беловежской Пущи, — рассказывает Андрей. — Огромнейший «клондайк» по добыче янтаря расположен где-то за 500 метров от этого заказника. В мае прошлого года отдельные «копанки» уже были на его территории. Мы с коллегами-экологами в ближайшее время наведаемся туда, чтобы увидеть, в каком он состоянии». Исчезновение самого старого леса на Полесье может стать огромнейшей потерей. «Уничтожить очень легко, — напоминает эколог. — А возобновляется первичный лес столетиями. Речь идет об уничтожении редких видов растений и животных, которые живут в том лесу».

Также происходит банальное загрязнение рек бензином и маслами, которые вытекают из мотопомп старателей. «Река Веселуха в селе Кухотская Воля, где копают янтарь, сейчас вся покрыта пятнами от масла. Я был несколько лет назад там, и тогда это был чистый водоем, богатый рыбой, — вспоминает Андрей Плига. — Сейчас погибает рыба, вся экосистема, вода очень заиливается. Потом вся эта грязь попадает в конечном итоге в реку Припять и дальше течет в Днепр». Кроме того, происходит уничтожение природы и от скопления тысяч людей непосредственно в лесу.

По мнению эколога, остановить катастрофическое уничтожение можно, только сочетав два способа. «Нужно полномасштабное введение войск и проведение силовой операции, — считает он. — Многие из этих «клондайков» находятся в весьма отдаленной местности, куда ведут одна-две дороги. Стоит перекрыть эти ключевые дороги, поставить блокпосты и зачистить лагеря клондайщиков — и проблема будет временно решена». Кстати, на днях губернатор Ровенщины Чугунников попросил министра ВД ввести в северные районы Ровенской области подразделения Нацгвардии, чтобы прекратить нелегальную добычу. Второй обязательный момент — официальная легализация. «Но с очень большим ограничением, так как этот метод добычи очень опасен в экологическом плане,        — уточняет Андрей Плига. — Необходимо четко утвердить перечень мест, где добывать янтарь нельзя: на территории природного заповедного фонда, в лесах водоохранного, рекреационного назначения, в защитных полосах около автодорог, железных дорог. Также должен быть четко прописан механизм рекультивации. Кроме того, разработать механизм возвращения этих участков предыдущему землепользователю. Иначе будет коррупционный риск, что эти земли будут изымать далее из лесных хозяйств и продавать, скажем, под частную застройку, если это берег реки».

Как видим, механизмы решения проблемы есть. Остается заставить власть их задействовать.

P.S. Когда материал был готов, редакция получила ответ на запрос от прокуратуры Волынской области. «В течение прошлого года органами предварительного расследования области расследовалось 65 уголовных производств указанной категории. По результатам предварительного расследования, в 19 уголовных производствах обвинительные акты в отношении 30 лиц передано в суд, из них в настоящее время осуждены 28 человек к наказанию в виде штрафа в пределах санкции ч.2. ст. 240 УК Украины. В текущем году расследовалось 31 уголовное производство указанной категории. По результатам расследования в 3 производствах обвинительные акты по 9 лицам направлены в суд. В настоящее время осуждено 5 человек к наказанию в виде штрафа в пределах санкции ч.2. ст. 240 УК Украины», — говорится в сообщении за подписью первого заместителя прокурора области Игоря Мукана.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать