Шокин ушел. Кто вместо него?
«ГПУ — это до сих пор президентский инструмент для удержания власти», — народный депутат![](/sites/default/files/main/articles/29032016/tim_9320.jpg)
Во вторник утром в стенах Верховной Рады был затронут вопрос об отставке с должности генпрокурора Виктора Шокина, который в конечном итоге был уволен 289 голосами депутатов.
История с отставкой Шокина с высшего поста в Генпрокуратуре, когда сам Президент «попросил» его уйти и тот ушел... «в отпуск», давно превратилась в фарс. Само слово «фарс» в соцсетях доминирует при обсуждении темы уже новой волны «отставки Шокина» и его очередного «отпуска». Если уж генпрокурора «попросил» сам Порошенко, который без Шокина будет чувствовать себя неудобно, то вопрос, наверное, лишь в том, кого назначить на эту высокую должность, чтобы утихомирить страсти («отставка Шокина» стала для многих еще и поводом попиариться в «приступах жажды справедливости»), но и не разрушить традиционную ГПУшную вертикаль, исправно работающую на Президента. Без глубоких экскурсов в прошлое можно лишь подчеркнуть, что в нашей стране были времена криминальных «авторитетов», потом «ментов», а потом наступили времена «прокуроров». Поэтому важность и влиятельность этой ветви переоценить сложно.
Итак, вероятной кандидатурой на замену Шокину называют заместителя генпрокурора Юрия Столярчука, который, по словам депутата Мустафы Найема, уже начал делать кадровые перестановки, еще не заняв должность «предшественника». Информационным соусом, под которым началось обсуждение кандидатуры Столярчука, оказалась больная тема «дела Гонгадзе». Кстати, тело убитого журналиста похоронили через 16 лет после гибели — именно в тот день, когда и появилась информация о возможном новом генпрокуроре. Более того, информация эта была посвящена именно «исключительным заслугам» Столярчука в расследовании причастности Алексея Пукача к убийству журналиста. Последний, напомним, 6 января этого года был окончательно приговорен к пожизненному заключению. При этом на суде так и не появились ни Кучма, ни Литвин, которых один из пострадавших от действий Пукача Алексей Подольский прямо назвал заказчиками упомянутых преступлений...
И вот Столярчук уже традиционно обещает наказать заказчиков, начинает с заявлений о привлечении к ответственности известного майора Мельниченко, на пленках которого и звучат голоса Кучмы и Литвина. Чего можно ждать дальше? Не сложно догадаться, что в условиях агрессии РФ против Украины будет очень удобно перевести стрелки на Кремль, который якобы «подставил» Кучму с пленками, а Мельниченко назвать «российским агентом». По крайней мере, последнему и инкриминируются статьи, связанные с «государственной изменой». Вряд ли новому прокурору придет в голову «российским агентом» назвать бывшего президента Леонида Кучму, который «представляет» интересы Украины в Минске, летает в Екатеринбург для торжественных мероприятий, и зять которого организует визиты мировых политиков в Киев. Скорее всего, тему источника зла абсорбирует в себя довольно удобный в сегодняшних реалиях «российский след».
Смешно говорить о «реформировании ГПУ» в условиях, когда за фасадом фамилий на должностях стоят персоны, которые фактически и режиссируют театр действий. Именно поэтому даже раскрученная тема отставки Шокина станет лишь очередным информационным поводом к обсуждениям необходимости такой «реформы», и на сцену для общественности просто выведут очередного лицедея под аплодисменты уставших от будничных проблем зрителей. Призрачный шанс опровергнуть эти предчувствия имеет новый генпрокурор, и тестом для него в очередной раз станет такое длительное дело убийства недавно похороненного Георгия Гонгадзе.
«КОНКУРС НА НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНПРОКУРОРА НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ»
Виталий КУПРИЙ, народный депутат:
— Заявления представителей ГПУ о том, что скоро будут установлены заказчики убийства Гонгадзе — это инсинуация, поскольку открывается уголовное производство против пана Мельниченко, который разоблачил преступную деятельность Леонида Кучмы и фактически показал обществу то, что немногие видели. Никакой «государственной измены» в этом быть не может. Это значит, что ГПУ начинает идти другим путем, прикрываясь «хорошими намерениями» и, я уверен, что никто не назовет фамилию Кучмы и Литвина. Возможно, все захотят списать на покойника Кравченко — это было бы очень удобно, чтобы спрятать «концы в воду».
Думаю, отставка генпрокурора Шокина пока ни к чему не приведет, хотя она и была необходима. И сейчас возникает вопрос: кто же будет выполнять обязанности? Если это будет Юрий Столярчук или Юрий Севрук, то это люди зависимы и от Шокина, и от Президента Украины. Поэтому они будут продолжать выполнять приказы сверху и ничего в Украине не изменится. Если же будет новый генпрокурор, которому можно доверять, тогда у нас появится надежда, что все сдвинется с места. У меня такой надежды нет. Поэтому фактически это попытка Президента «спустить пар», уволив Шокина, однако это ничего не изменит в Украине.
Что же касается Столярчука, то я уже несколько раз подавал заявления об открытии против него уголовного производства, поскольку по делу Корбана с его стороны было замечено давление на суд. Заместитель генпрокурора Анатолий Матиос открывал это производство и должен был допросить Столярчука. Поэтому мне очень интересно, куда делось это производство и кого мы в очередной раз назначаем на должность генерального прокурора — человека, на которого падают подозрения в преступлении?
Президент не хочет назначать независимого генпрокурора, поскольку тогда он потеряет власть — его решения непопулярны, обещания не выполнены. Я считаю, что до сих пор коалиция держалась на генеральном прокуроре, который мог открыть любое уголовное производство против любого. В Верховной Раде много предпринимателей, на которых можно давить через их бизнес, даже фабрикуя дела. ГПУ — это до сих пор президентский инструмент оставаться у власти, и любому президенту он нужен. Поэтому мы в УКРОПе выступаем за парламентскую республику и конституционный процесс, который позволит это сделать. Пока же этот вопрос не будет решен, он будет висеть над нами, как дамоклов меч.
Конкурс на назначение генпрокурора также ничего не изменит, поскольку он будет проходить так, что не удастся назначить человека, неподконтрольного АП. Мы это видели по НАБУ, и я аналогично заявлял относительно его главы — Артема Ситника: этот человек ничего не изменит. Прошел уже год, и ни одно уголовное дело до сих пор не передано в суд.
«В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОПИСАНА ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ»
Игорь ЛУЦЕНКО, народный депутат, «Батьківщина»:
— Однозначно: то, что произошло с увольнением Виктора Шокина, не отвечало его воле, это также не было волей парламента. Была дана команда в результате договоренностей, которых достигли БПП и «Народный фронт» в понедельник вечером. Они решили двигаться дальше, уволить Шокина, чтобы Петр Порошенко, находясь в США, выглядел красиво. Но мы прекрасно понимаем, что Шокин практически не отвечает за те вещи, в которых мы обвиняем Генерального прокурора и в целом ГПУ. За коррупцию отвечает Администрация Президента, которая в телефонном режиме руководит Генпрокуратурой, за реформирование отвечает Давид Сакварелидзе (вчера на сайте ГПУ появилась информация о его увольнении. — Авт.) и его команда, которая не справилась с задачами.
С самого начала были вопросы, имеет ли право господин Сакварелидзе работать на данной должности. Кроме того, я бы ставил вопрос о его служебной ответственности, поскольку реформа прокуратуры, которую мы так долго ждали, провалилась. Ее автором был именно Сакварелидзе, который получил огромные средства от западных доноров и разрабатывал эту реформу. Поэтому сегодня абсолютное большинство старых прокуроров остались на своих должностях, но была кое в чем изменена структура местных прокуратур. Вопрос: что же тогда это было?
Виктор Шокин просто занимал должность главы ГПУ — не случайно же он очень часто был в отпусках и на больничных. На протяжении продолжительного времени он был «не при делах». Сейчас Президент выпустил пар, освободив Шокина, а выполнять обязанности генпрокурора будет Юрий Севрук. Юрия Столярчука «сватают» в генпрокуроры, поскольку нужен управляемый и добросовестный человек, как Шокин. Возможно, будет придумана схема, как сделать генпрокурором Юрия Луценко.
Однако когда мои коллеги просят Президента назначить открытый конкурс на замещение этой должности, я считаю это инфантильностью. Нужно ставить вопрос о внесении изменений в Конституцию, чтобы каждый раз не просить «хорошего царя» назначить открытый конкурс. В законодательстве должна быть прописана процедура назначения генерального прокурора. Если же мы пытаемся как-то «модифицировать» эту процедуру, какой тогда смысл в законах и парламентаризме?
«В ГПУ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАЧИСТЯТ ВСЕХ «ОПАСНЫХ» ДЛЯ СИСТЕМЫ ЛЮДЕЙ»
Виктор ЧУМАК, народный депутат:
— После увольнения Шокина ситуация будет несколько «заморожена», а ГПУ будет возглавлять «исполняющий обязанности». Пока в стране не исчезнет политическое напряжение и не будет назначено все правительство, к этому вопросу не вернутся. Это удобно для Петра Порошенко, поскольку ехать в США и не уволить Шокина было бы «не по-людски». Сакварелидзе же был уволен «для баланса». Вообще, я считаю, в ГПУ в настоящее время зачистят всех «опасных» для системы людей, которых привел с собой Сакварелидзе.
Сейчас происходит реставрация старой системы, которая несет большую опасность. И перевыборы в этой ситуации были бы не самым худшим вариантом — все может закончиться революцией.
Выпуск газеты №:
№55, (2016)