Объединение церквей. Есть пример
«Харьковско-Полтавская епархия во главе с архиепископом Игорем (Исиченко) продемонстрировала реальный практический шаг, в то время как все остальные только говорят», — экспертНа минувшей неделе в религиозной жизни Украины произошло примечательное событие, которое почему-то не получило широкого освещения в СМИ. После продолжительных переговоров с Украинской греко-католической церковью Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ (о) на XXVІ епархиальном соборе приняла братские советы главы УГКЦ Блаженнейшего Святослава и Синода епископов УГКЦ о достижении евхаристийного общения и административного единства. По сути, речь идет о присоединении УАПЦ (о) к украинским греко-католикам. В трудные для Украины времена это замечательное решение, которое должно стать примером для других украинских православных церквей.
Кстати, на днях Президент Украины Петр Порошенко также подчеркнул необходимость создания единой, административно независимой от других государств церкви в Украине. «Очевидно, что в сегодняшней ситуации многим верующим трудно согласиться с существующим разъединением украинского православия. Конечно, я кардинально не допускаю, чтобы государство вмешивалось — и я этого не допущу — в межцерковные взаимоотношения. Это дело верующих и церквей. Но и игнорировать волю народа тоже нельзя, так же, как непозволительно допустить вмешательство в эти процессы другого государства», — цитирует пресс-служба Президента. Как отметил Петр Порошенко, в соответствии с недавними социологическими опросами, большинство православных украинцев хотят иметь единую поместную автокефальную церковь, независимую от других государств.
В недавнем интервью «Дню» архиепископ Харьковско-Полтавской епархии Игорь (Исиченко) также выразил свое виденье поместной церкви (№52-53 за 25 марта 2016 г.): «Поместность — это не только институционная независимость от других центров, это также и сохранение идентичности церковной традиции. Я таким и вижу путь интегрирования в украинскую церковь: когда люди будут замечать связь между национальным колоритом — вторичным в церкви, и первичным — искренностью служения... Я с уважением отношусь к патриарху Филарету и его религиозной организации. Его шаги и эволюцию я расцениваю как подвиг, а в Киевском патриархате появилось много атрибутов украинской церкви. Считаю УПЦ (КП) политическим проектом, который имеет смысл, но что касается ее перспективы творения духовно здорового организма, которое совмещает миссионную динамичность и укоренелость в национальной традиции, у меня возникает целый ряд сомнений».
Так каково значение объединения УГКЦ и УАПЦ (о)? Об этом «День» побеседовал с доктором философских наук, профессором, заведующим отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины Людмилой ФИЛИПОВИЧ:
— Думаю, обоим церковным иерархам — и Игорю (Исиченко), и Святославу (Шевчуку) — это решение о своеобразной «микро-унии» далось непросто и требовало личной смелости с их стороны. Все это, без сомнения, подвергалось глубокому анализу — историческому, богословскому, эклезиальному. Нужно было решить несколько слоев проблем.
Игорь (Исиченко) уже давно в хороших отношениях с УГКЦ — он постоянно организовывал богомольные паломничества в греко-католическую святыню в Зарванице. Я также знаю, как он работал со своей паствой, какие идеи пропагандировал. В целом владыка Игорь достаточно открытый для общения с другими христианскими ветвями. То есть это человек западного измерения, в котором не было страха. Думаю, он без сомнения позиционировал себя как настоящего православного христианина.
Это также обеспечивалось колоссальной интеллектуальностью владыки Игоря, который блестяще знает общехристианскую историю и историю православной церкви — в ее вселенском и украинском измерении. Поэтому он решал вопрос, исходя из западных подходов, базируясь на прагматике и рациональности. Кроме того, он очень хорошо понимает, что сегодня Украине нужно единство, и этим шагом он фактически демонстрирует одну из моделей такого объединения, в то время как у нас существует масса православных юрисдикций, сект, подсект, подцерквей. Пусть Харьковско-Полтавская епархия довольно маленькая, но Игорь (Исиченко) продемонстрировал реальный практический шаг, в то время как все остальные только говорят об объединении.
Конечно, для владыки Игоря очень болезненным является вопрос юридического подчинения, поскольку он отошел от центральной структуры УАПЦ, пытался присоединиться к Константинопольскому патриархату, куда его не приняли. Но церковь не может быть независимой, потому что это не присуще историческим церквям. Конечно, есть приходы, которые существуют независимо от этого иерархического подчинения, но они чувствуют себя очень неудобно в этом состоянии. Поэтому евхаристическое единение для нормальной церкви — абсолютно нормальный шаг.
Если же смотреть на это объединение с точки зрения Украинской греко-католической церкви, то это может выглядеть как своего рода «провокация», чтобы УГКЦ начали рассматривать как сильный и единый центр. К сожалению, на сегодня он не охватывает все греко-католические силы: мы знаем особый статус Закарпатской церкви, которая напрямую подчиняется не Киеву, а Риму, мы знаем внутренние греко-католические секты, в частности подгорных монахов, догналивцев, ковпаковцев, разные ордена и т.д. Греко-католическая диаспора также несколько самостоятельна.
Но присоединять к себе еще одну, хоть и небольшую, но «неестественную» силу, которой является УАПЦ (о), потому что она существовала вне «ограждения» данной церкви, — это дополнительные риски. Именно поэтому УГКЦ долго думали, советовались и сделали не как политики, так как с политической точки зрения это шаг неопределенный, а как настоящие христиане, потому что если к тебе стучатся в двери, ты не можешь не открыть. Хотя, я убеждена, они просчитали реакцию римо-католиков и православных на это объединение.
— Как вы думаете, согласовывали ли этот вопрос с Римом?
— Думаю, УГКЦ консультировалась в этом вопросе с Римом, поскольку вряд ли они могли принять такое решение самостоятельно. У Рима есть много восточных церквей, с которыми по вероисповеданию они являются единомышленниками, но за ними оставили право на обрядовую неримскую традицию: есть церкви византийские, индийские, африканские и т.д. Поэтому Римская курия заинтересована в том, чтобы даже такая маленькая единица, как Харьковско-Полтавская епархия стала частью их церкви, так как это работает на их кафоличность, вселенскость и глобальность. Посмотрим, как они используют это присоединение.
— У обычных людей, которые не разбираются в тонкостях проблематики украинского христианства, сразу возникает вопрос: почему Харьковско-Полтавская епархия объединилась с УГКЦ, а не, скажем, с УАПЦ и УПЦ (КП)?
— УАПЦ (о) и Украинскую греко-католическую церковь в первую очередь объединяет восточный обряд, так как в этом плане они почти идентичны, за исключением региональных особенностей.
Что же касается того, почему они не объединились с другими церквями, то это потому, что никто с ними объединиться не может. Мы уже слишком долго наблюдаем за тем, как «объединяются» УАПЦ и УПЦ (КП), которые объявили, что осенью такое объединение якобы должно состояться. Но слабо верится, что это может произойти. На сегодня это связано с лидерами этих церквей. Игоря (Исиченко) — интеллигента, доктора наук, профессора вряд ли может удовлетворить предстоятель УАПЦ Макарий. Конечно, можно было бы проявить христианское смирение, поскольку все апостолы Иисуса Христа были безграмотными, но, возможно, есть определенное самолюбие и т.д.
С другой стороны, Исиченко не принимает Филарета по своим политическим убеждениям, в частности из-за того, что нынешний глава УПЦ (КП) действовал во время тоталитарного режима, а владыка Игорь является ярым борцом с коммунистическим тоталитаризмом. Думаю, важным моментом является и то, что УГКЦ имеет определенную независимость от государства, потому что они никогда не входили с ним ни в какие союзы, а Филарет просто бредит статусом государственной церкви. Поэтому каждый отстаивает свои принципы, и это хорошо, поскольку оказалось, что есть более серьезные тормоза для объединения УАПЦ (о) с Киевским патриархатом, чем с Греко-католической церковью.
Конечно, я согласна с Президентом, что Украине нужна единая поместная православная церковь, равно как и с 1054 года необходимо единство христианства. Но кто будет воплощать эту идею? Пока украинские церкви возглавляют старые пастыри, никакого объединения не произойдет. Но заявления о единой поместной церкви делать нужно, чтобы держать в определенном тонусе всех православных, чтобы они не превращались в «хуторянские церкви» и понимали ценность единого центра, сильной церкви и власти.
Выпуск газеты №:
№74, (2016)Section
Подробности