Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Велосипед. Херсон. Стратегия

Как популяризировать двухколесный экологический транспорт в городе
13 мая, 12:31

В плане велосипедной инфраструктуры Украина далеко позади развитых европейских стран. Наши города имеют ряд общих проблем, которые тормозят развитие этого экологического, удобного, недорогого общественного транспорта. Часто среди этих проблем называют отсутствие велодорожек, парковок, неразвитую сеть велопроката, хищение велосипедов... И это правда. Впрочем, корень этих проблем — в крайне низкой культуре участников дорожного движения. И это касается как водителей автомобилей, которые не замечают велосипедиста на дорогах, так и самих наездников двухколесных, которые часто не знают, а потому и нарушают ПДР или подвергают опасности других участников движения, включая пешеходов. Особенно — в сельской местности. Кстати, по официальной статистике ГУ Нацполиции в Херсонской области, в течение трех лет на дорогах Херсонщины произошло 32 ДТП при участии велосипедистов. Шесть из них — с летальным исходом.

Как преодолеть стереотипы по использованию велосипеда в городах? С чего начинать велообразование? Какие проблемы с этим в Херсоне и как их уже пытаются решать активисты? «Дню» рассказывает велосипедист с пятилетним опытом, участник самого старого в мире веломарафона Париж — Брест — Париж, председатель ОО «Велохерсон» Ярослав КОНЦЕВОЙ.

В ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ВЕЛОСООБЩЕСТВО ХЕРСОНА ПРОВОДИТ ПАРАД С НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКОЙ. СТИЛЬНО И ПАТРИОТИЧНО

«С 2010 года, когда в Херсоне прошел первый велодень, мы занимаемся популяризацией этого вида транспорта, прежде всего путем массовых мероприятий, — говорит Ярослав Концевой. — Например, недавно провели демонстрационное мероприятие «На велосипеде на работу». Он показывает, что, кроме маршрутки, троллейбуса, такси, есть еще прекрасная экономная альтернатива — велосипед. Кто-то сделает это впервые и поймет, с какими проблемами мы встречаемся на дорогах города ежедневно».

«ВЕЛОСИПЕДИСТЫ — ЕСТЬ»

«Помню, как в 2010 году на велодень собралось 50–70 человек. С каждым годом людей становится больше. В 2013 году мы провели уже официальное мероприятие вместе с городским советом и ГАИ. По центральным улицам города проехались 300 велосипедистов, — говорит Ярослав. — С тех пор мы начали работу с властью. Город увидел, что велосипедисты — есть, и на них следует обращать внимание. И что важно, это люди, которые в основном незашоренные, это вольнодумы, которые интересно проводят досуг и являются активными в общественной среде. Но мы почувствовали, что власти не интересен системный подход. Чиновники не хотели слушать о том, каким город может быть через 10–15 лет. Все говорили: что мы можем сейчас, давайте мы что-то придумаем. И в этом больше популизма, чем желания реально помогать. Хотя первая официальная велодорожка в Херсоне тогда появилась».

ИНФРАСТРУКТУРА

В Херсоне когда-то планировалось выделить велодорожи в сравнительно новых районах города — Таврийском и Шуменском. Но сразу этого не сделали, а со временем стихийное благоустройство, МАФы, непроектированные подъезды к магазинам и «карманы» по обе стороны дорог сделали эту идею маловозможной.

Пока власть делает первые шаги в развитии велоинфраструктуры (в этом году на проведение массовых мероприятий горсовет впервые выделил 20 тысяч гривен), активисты сами будут популяризировать велодвижение. Разработали проект универсальной велопарковки и за свои средства установили ее около горсовета. Она обозначена соответствующими знаками и удобна для всех типов велосипедов. За короткое время велопарковка стала популярной среди предпринимателей, которые начали ставить велосипеды около своих магазинов и кафе. Сегодня в Херсоне таких около полусотни. Также заказывают по области и в соседних городах.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ТРЮКИ — ЧАСТЬ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОТКРЫТЫХ ПЕРФОРМАНСОВ ВЕЛОАКТИВИСТОВ. РЕБЯТА СПУСКАЮТСЯ СО СКЛОНОВ НА ВЫСОКОЙ СКОРООСТИ, А КТО-ТО ГОТОВ ЗАЛЕТЕТЬ ПРЯМО В ДНЕПР

Сейчас активисты работают над важным проектом — разрабатывают карту велодорожек, которые, при правильном подходе к градостроению, могут появиться в Херсоне в ближайшие годы. «Когда появляется инфраструктура — появляются велосипедисты. Не наоборот, — убежден Ярослав. — Мы получили грантовые средства от ЕС на разработку велоструктуры именно для Херсона. Это ряд объектов, которые соединят районы. Технологию разработали немецкие урбанисты. Мы изучим места скопления жилых массивов, плотность трафика, места, куда люди едут на велосипеде (вузы, админздания, парки, набережные, туристические объекты). Потом определим оптимальные маршруты к этим точкам, наложим на карту дорог, и получится комплексная структура. Потом мы хотим, чтобы эту карту приняли в городском совете. Это не значит, что завтра начнут строить новые велодорожки. Но если при реконструкции или капремонтах дорог, перекрестков и площадей учесть данные этой карты, велообъекты будут появляться частично. А через несколько лет эти кусочки можно объединять в одну сеть, в зависимости от финансирования. Главное — донести до власти один тезис: это необходимо в современном европейском городе».

ВЕЛОШКОЛА

Чтобы популяризировать правильный подход к велокультуре в городе, херсонские активисты решили основать школу, в которую приглашают всех желающих: детей, начинающих, людей, которые могут поделиться опытом. Она работает каждые выходные в парке Херсонская крепость. Занятия бесплатные.

НАБЕРЕЖНАЯ ПАРКА СЛАВЫ — ОДНА ИЗ ЛЮБИМЫХ «ТОЧЕК ПРИТЯЖЕНИЯ» ДЛЯ АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ. ЗДЕСЬ ЕСТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ «ПОКАТУШЕК» И ПРЕКРАСНЫЙ ВИД НА РЕКУ

«В общем, школу хотим сделать максимально комплексной. Но пока главная задача — научить людей правильно ездить и вообще вести себя на проезжей части, — добавляет Ярослав. — Другого места, кроме как автомобильные дороги, у нас нет. И многие боятся, поэтому движутся по тротуару, мешают пешеходам, подвергают риску детей. А это вызывает негативную реакцию по отношению к велосипедистам. Я же хочу, чтобы было наоборот. Поэтому наши занятия направлены на искоренение стереотипов, усвоение главных правил, разбор распространенных ситуаций на херсонских дорогах. Плюс объясняем детали выбора велосипеда: какого качества, класса, для каких потребностей и тому подобное. Приходите, попробуйте. Возможно, велосипед —  это то, что сделает вашу жизнь интереснее».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать