Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Максим КИДРУК: «Читатели — это все, что мне необходимо от написанного»

Писатель — о том, как путешествия на остров Пасхи, Теотиуакану, Мачу Пикчу, пустыню Намиб сделали для него наш континент неинтересным
20 июля, 11:55
МАКСИМ КИДРУК В НАМИБИИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МАКСИМОМ КИДРУКОМ

Писатель-путешественник Максим КИДРУК посетил двадцать девять стран мира, которые выбирал по принципу: далеко, экстремально, не востребовано туристическими агентствами. Впечатление от путешествий он описывает в своих книгах. Работает в жанре нон-фикшн, который еще называют «прозой сырого факта» или документальным романом, который характеризуется описанием реальных событий, кинематографичностью, диалогизмами, вниманием к деталям. Традиция литературного жанра тревелог в Украине сравнительно новая и представлена двумя самыми известными авторами: Артемом Чапаем и Максимом Кидруком. О путешествиях и открытиях, космополитизме и темпах глобализации, читательском признании и востребованности художественной литературы мы разговариваем с Максимом Кидруком.

— Максим, если сравнивать жанр тревел-журналистики на телевидении и тревелоги в литературе, какие возможности и преимущества вы видите в литературе?

— Классический тревелог («поехал — увидел — написал»), к сожалению, не имеет никаких преимуществ над путешествующим шоу на ТВ. Проигрывает во всем. Картинка на телевизоре легче воспринимается (чтение все же требует определенных усилий), она более наглядна, информативна, легче создает эффект присутствия в далекой стране. Книга имеет преимущества, когда описывает приключения, которые не могли быть отсняты на пленку. Ведь не всегда успеваешь достать и настроить камеру, кроме того, из собственного опыта скажу, что во время настоящих приключений обычно не до съемки. Если таких приключений нет, книга обречена на забвение, какой бы информативной она ни была.

Тревелог добьется успеха у читателей лишь тогда, когда будет интересным как художественный продукт, когда в нем, кроме формулы «поехал — увидел — написал», будет что-то яркое, напряженное, захватывающе. Благодаря такому подходу стали популярными мои книги о путешествиях. В первую очередь, они являются законченным литературным продуктом, романами с интересной фабулой, которая разворачивается на фоне путешествия. Путешествие — это лишь средство для того, о чем я хочу сказать. Скажем так, в «Мексиканських хроніках» сквозной мыслью романа является Мечта, ее воплощение. Я описывал парня, который мечтает попасть в Мексику, и, впоследствии, продравшись через рутину и разочарование, таки воплощает эту Мечту в жизнь. В «Подорожі на Пуп Землі» главный тезис другой — не стоит бояться бросать все, если идешь по зову сердца. И так со всеми другими книгами.

— Какие перспективы развития жанра в Украине?

— Познавательный тревелог на сегодня отмирает. Интернет, блоги, телепередачи не оставляют ему шансов. Жанр может выжить и развиваться только став развлекательным, как можно больше приблизившись к fiction-литературе. Главной становится не информация о далеких местах (ее сейчас есть больше чем достаточно), а что в тех местах ты натворил (имеется в виду что-то такое, чего не увидишь даже по телевизору, скажем, крокодилы, которые выпрыгивают на два метра из воды, которых я снял в Пантанале). Именно поэтому я постепенно перехожу к написанию чисто художественной литературы, в частности, технотриллеров.

— Вы посетили двадцать девять стран мира. А насколько открыли для себя Украину?

— Очень много путешествую по Украине. Правда, исключительно с презентациями. После выхода новой книги иногда проезжаю по два-три города за неделю. Киев, Львов, Ивано-Франковск, Одесса, Тернополь, Кировоград... Однако это «деловые» поездки. Нечасто удается что-то увидеть за пределами городов. Просто не хватает времени.

— Ваши путешествия скорее воспитывают в вас космополита или же усиливают ощущение национальной идентичности? Как мыслите себя в этой системе координат?

— Мое ощущение национальной идентичности сформировалось задолго до первых путешествий, и никакие путешествия его не изменят. В то же время признаю, путешествия сделали из меня космополита. Одно не отрицает другого. Быть космополитом не значит перечеркивать уникальность собственной нации. Нынешнее развитие человечества основано на сотрудничестве разных наций, на тесном сочетании технологий, взглядов, методов, мыслей. Особенно это заметно в развитых странах Европы и Америки: Швеции, Германии, Штатах. Они многонациональные и многокультурные. За этим — будущее! Не признавать этого, значит — остаться на обочине прогресса.

— В печати встречается клишованное высказывание «безумный темп глобализированного времени». Насколько быстрым вам кажется этот темп жизни в той части света, которую увидели, и для сравнения — в Украине?

— Хороший вопрос. Действительно, довольно большая часть света, а особенно это касается экономически развитых стран, живет в бешеном темпе. Но это неправильно. Люди теряют себя. В погоне за карьерным ростом, материальным благосостоянием, титулами забывают, для чего живут.

Путешествуя по Сирии зимой 2010—2011 годов, я встретил девушку из Южной Кореи. Современная Южная Корея — маленькое, но мощное государство с огромным ВВП. Все мы знаем корейские автомобили известных марок, которые за последнее десятилетие заполонили весь мир. Поэтому я поинтересовался у кореянки: по-видимому, тебе неплохо живется? На что она пожаловалась, что молодые корейцы, даже устроившись на работу, не могут купить себе квартиру (самая дешевая однокомнатная стоит 200 000 долларов). Нужно много работать — тридцать лет занимает выплата кредита. Кроме того, оказалось, что корейский работник или рабочий имеет лишь шесть дней оплачиваемого отпуска на год. Но кореянка взяла два дня за свой счет и таким образом вырвалась на восемь дней попутешествовать в Сирию. Что можно увидеть за восемь дней в одной из древнейших стран мира? Этого едва ли хватит, чтобы акклиматизироваться. Девушка носилась там, как угорелая. Она не наслаждалась древними руинами, не общалась с местными — просто гонялась за фотографиями. Большие доходы никоим образом не означают большого счастья.

Украина в этом смысле несколько спокойнее. У нас не такие доходы, у нас есть проблемы, но в то же время мы не крутимся, как белки в колесе. Пока мы еще умеем наслаждаться жизнью.

— Есть ли у вас ощущение причастности к формированию нового поколения, в частности, примером своего стиля жизни, путешествиями, активным способом времяпровождения?

— Да, есть. Я много выступаю в украинских вузах, рассказываю об учебе в Европе, о путешествиях, книгах, о своем видении будущего страны. У многих загораются глаза после такого. Конечно, в реальной жизни все сложнее, я просто пытаюсь донести сообщение, что все в жизни возможно, нужно верить и двигаться вперед.

— Писатель Антон Санченко недавно сказал в интервью газете «День», что лишь после третьей книги он начал задумываться, чего хочет от писания. Как это происходит у вас, что вам нужно от творчества?

— Читатели — это все, что мне нужно от писания. Я пишу не для себя и не для узкого круга своих друзей. Большое количество читателей значит, что твои идеи понравились многим людям, твое мировоззрение разделяют, и это показатель. Речь идет не о признании и не о высоких гонорарах, а именно о количестве людей, которые прочитали твои тексты и которым они понравились. По-моему, это главное для писателя.

— Прочитала на вашей странице в Facebook, что вы не любите Европу.

— Не люблю. После острова Пасхи, Теотиуакану, Мачу Пикчу, бразильских дебрей, пустыни Намиб мне там просто неинтересно.

— Какая музыка сопровождает вас в путешествиях?

— С детства слушаю рок и классический хеви-металл. Выбор музыки от места, которое посещаю, не зависит. «Набиваю» свой плеер интуитивно. Обычно ищу в дорогу песни новых групп или новинки от известных коллективов.

— Какие путешествия планируете на ближайшее будущее?

— Зимой хочу отправиться в Карибский бассейн: Куба, Ямайка, Гаити, Доминикана.

— Как можете резюмировать главные открытия своих путешествий?

— Все люди — разные. На удивление непохожие. Но если ты будешь улыбаться и идти с протянутой навстречу рукой, тебе будут всегда улыбаться в ответ. То ли в Анголе, то ли в Эквадоре, то ли в Мексике — где угодно. Наш мир — неплохое место для того, чтобы провести жизнь. Непонятно только, почему столько людей эту жизнь разменивают на мелочи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать