Откровенный разговор, который «сшивает» страну
Поезд единения «Труханівська Січ» вернулся из поездки по Донбассу
В материале «Переезжающее образование» (№14-15 за 2016 год) «День» писал об автобусе «Національна свідомість Голодомору», который курсирует по Канаде, чтобы рассказывать о трагических событиях в Украине 1932—1933 годов. Невероятная история об автобусе-музее за океаном должна была бы стать примером для Украины, ведь рост знаний о собственной истории является ключевым фактором в процессе познания себя. Гуманитарная политика как никогда важна для Украины, особенно — на территориях востока, которые требуют модернизации, не только экономической, но и культурной. И мы дождались такой акции.
Прямое общение с больше чем 60 тысячами людей в Славянске, Краматорске, Бахмуте, Константиновке, Торецке, Авдеевке, Зайцевом, Дружковке, Покровске, Лимане, Золотом, Харькове, Полтаве, Рубежном, Лисичанске и поселках вокруг этих городов. Посещение военных частей, госпиталей, детских домов и садиков, школ и библиотек, домов творчества и культуры. Свыше 60 концертов, почти 1500 мастер-классов, передача мультфильмов и фильмов от Госкино, занятия по минной безопасности и домедицинской помощи, роботе психологов. Все это — результаты поездки «Поезда единения Украины «Труханівська Січ» в Донецкую область с 20 по 29 апреля и на Луганщину с 21 по 26 мая.
В проекте задействовано свыше 200 общественных и культурных деятелей, педагогов и военных. «Мы поняли, что нужно создать инструмент, который бы начал сшивать то, что разрывали последние десятилетия, и создавать то, что в мире называют «национальная идея». «Сшить» страну путем прямого общения и откровенного разговора — это основная идея Поезда», — рассказывают организаторы проекта. По итогам двух поездок волонтерские организации, участники Поезда, на общем вече в Лисичанске приняли решение о создании медиа-просветительских центров в городах и селах Украины.
Об особенностях и перспективах «Поезда Единения Украины» рассказала «Дню» Елена ИВАНОВА, координатор инициативы, волонтер общественной организации «Коло.Медіа».
«НУЖНО, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОНИМАЛИ ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ»
— Как и когда возникла идея «Поезда Единения»?
— Идея возникла в поезде по дороге из Константиновки, после того, как мы, волонтеры «Коло.Медіа», отвезли очередную машину для бойцов АТО. Домой возвращались «как белые люди» и подумали, не вспомнить ли нам старую идею агитпоездов, которые и пропагандой должны заниматься, и грузы возят на фронт. Инициатива понравилась и нам, и нашим друзьям. Хотя почти никто не верил, что нам предоставят поезд. Но мы были настойчивы, и у нас получилось.
— Это большая организационная работа. Как формировалась команда поезда? С какими трудностями столкнулись?
— Команда организаторов небольшая, но у нас до войны был огромный опыт в управлении разными проектами. Друзья дали контакты, мы смогли все правильно обосновать и разработать программу действий. Волонтеров невозможно возглавить, и в этом наша сила и слабость. Даже в первом поезде мы предоставили возможность руководить разным людям, а затем вообще отказались на пару суток от руководства и координации, но очень быстро сами волонтеры решили все-таки иметь «голову», чтобы не иметь «головной боли».
— Какую цель вы ставили, отправляясь на восток?
— Заинтересовать, спровоцировать возникновение вопросов, стать оппозицией общим настроениям. Проект показал системные проблемы, которые фактически создают почву для сепаратизма. В большой мере — это отсутствие современной концепции национально-патриотического воспитания, и в этом контексте профильным ведомствам нужно разработать концепцию исторического просвещения. Ведь переписывание истории и укрывательство фактов приводит к разрушению самоидентификации и самоуважения.
Также вижу большую проблему в системе управления. Пока общество не будет иметь эффективного механизма контроля органами власти, до тех пор страна будет находиться в состоянии «постсоветского феодализма». В городах, где есть активная позиция громады, сепаратизм почти незаметен. Нужно организовывать обучение азам управления, чтобы люди понимали инструменты влияния. И, конечно, наша цель — организация прямого общения и откровенных диалогов. Поезда должны ходить во всех направлениях как инструменты единения людей.
«НА ЗАПАДЕ СТРАНЫ ТЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ, ЧТО И НА ВОСТОКЕ»
— Какие города больше всего запомнились?
— В Лисичанске на концерт на центральной площади детям фактически запретил приходить городской департамент образования — такую информацию получили от учителей. В Красноармейске (в настоящее время — Покровск) детей, которые пришли целыми дворами, с мероприятия при поддержке новой полиции принудительно отправили домой... сами начальники полиции. В Торецке мы на свои средства нанимали транспорт, потому что якобы на то время его в городе не было. Во многих школах на должностях работают директора, которые способствовали проведению так называемого «референдума» во время оккупации. Вообще в том же Лисичанске люди ждут возвращения «своих». Это негатив.
Как раз отсутствие люстрации создает почву для манипуляций и подмены понятий. Отсутствие наказания за определенные поступки или бездеятельность продолжает разрушать доверие к органам власти как гарантов Государственности.
Позитив — на востоке живет большое количество людей, которые кого угодно могут научить и любить Украину, и защищать ее. Люди — это самое главное, что не дает нам проиграть.
— Что, на ваш взгляд, из ваших акций и мероприятий понравилось людям больше всего?
— Откровенность. Мы незаангажированы, у каждого есть своя точка зрения, и мы ее не пугаемся.
— Почему поезд имеет название «Труханівська Січ»?
— В Киеве есть остров, где уже второй год работает казацко-волонтерский центр «Труханівська Січ — Коло.Медіа». Это место уже имеет свою историю. Babylon’13 даже снял о нас маленький фильм. Кроме того, это название никогда не станет партийным или еще каким-то. Это важно.
— Вы анонсируете, что проект будет иметь продолжение. Какие последующие планы?
— Следующий поезд должен идти с востока на запад, вплоть до Ужгорода, он будет с волонтерами и художниками Донбасса. На западе страны те же проблемы — от сепаратизма к идиотизма, потому будет о чем поговорить. Если все будет хорошо, поезд стартует после 15 июля.
Выпуск газеты №:
№108, (2016)Section
Общество