Актуально – интеграционное взаимодействие
О некоторых системных особенностях реформирования здравоохранения![](/sites/default/files/main/articles/21072016/13photo.jpg)
Известно, что здравоохранение как отрасль деятельности — это система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой медицинских и социальных мероприятий, необходимых обществу, чтобы уменьшить заболеваемость и смертность и увеличить активное долголетие людей. Так выглядит сегодня главная цель системы здравоохранения, которое является одним из важнейших условий успешного экономического и социального развития страны и улучшения жизни людей.
Причинно-следственный характер формирования состояния здоровья населения обусловливает необходимость осуществления медицинскими заведениями двух основных системотворческих функций — профилактической и реабилитационной. В ожидании реформирования отрасли оказалось важным выяснить с помощью системного анализа, как происходит взаимодействие этих функций.
В связи с этим напомним, что профилактическая функция направляется на практически здоровых людей, чтобы не допустить нарушений здоровья, и реализуется путем выявления и устранения действия патогенетических факторов окружающей среды и оздоровления условий жизни населения. Реабилитационная функция направлена на контингент людей с нарушением здоровья, чтобы не допустить (вторичная профилактика) фатального развития патологии. Реализация первой функции имеет социальный, а второй — индивидуальный характер. Обе функции дополняют друг друга, и их взаимодействие позволяет удерживать процессы накопления контингентов людей с нарушениями здоровья и обеспечивать стойкое состояние жизнедеятельности населения.
Процессы, которые происходят в системе здравоохранения, почти тождественны одновременному вливанию и выливанию жидкости в одной и той посуде. То, что остается в посуде, является добытым результатом обоих действий, который свидетельствует об их эффективности. Но функции, которые осуществляются медицинскими заведениями, имеют некоторые организационные особенности.
Согласно существующей организации здравоохранения, профилактическая и реабилитационная функции медицинских заведений выполняются отдельно друг от друга. Управление ими происходит тоже отдельно. Об этом свидетельствуют разные подразделения в органах управления охраны здоровья, а также разные заместители министра в Минздраве, которые ими занимаются. Из системных позиций указанную выше организационную модель здравоохранения трудно назвать совершенной и адекватной требованиям эффективности. Потому что такая модель допускает закрытость и неприметность самого процесса формирования конечного результата взаимодействия функций, а отсутствие его управления со стороны Минздрава и подчиненных ему органов указывает на то, что этот важный процесс происходит самовольно и вне поля зрения руководителей отрасли. Вследствие этого незамеченными становятся дисбалансы в развитии основных функций медицинских заведений и другие системные ошибки в здравоохранении населения.
Изложенные здесь результаты системного анализа дают основание утверждать, что оставлять в дальнейшем указанную организационную модель неполноценной вряд ли нужно. Необходимо наконец отходить от тоталитарной «уравняловки» и переводить организационные принципы управления отраслью на интеграционную привязку взаимодействия основных функций системы к конкретному состоянию здоровья населения, которое образуется на территории деятельности медицинских заведений. Такой интеграционный подход не только исправит несовершенную ситуацию, но и откроет перспективу перехода от централизованного управления отраслью к его децентрализации. Отпадет потребность в навязывании одинакового для всех территорий развития медицинских заведений по обобщенным на всю страну нормативам. Их должно заменить оперативное реагирование местных органов власти на вызовы со стороны состояния здоровья населения. Кажется, что внедрение такого нововведения может быть стратегическим направлением модернизации и реформирования здравоохранения.
Теперь — о связанной с этим кадровой проблеме.
Даже с точки зрения специалистов, система здравоохранения является крайне сложной для управления, что требует фундаментальных знаний научных основ ее организации. Однако многолетняя практика советского прошлого и даже современной Украины свидетельствует о назначении на должность министра здравоохранения известных врачей из таких отраслей медицины, как урология, хирургия, педиатрия и тому подобное. Но ни один из них не был аттестован специалистом организации здравоохранения. Соответствующими были и знания, от которых не стоило ожидать каких-то реформирований. Отсутствие или недостаточность соответствующих профессиональных знаний могло тоже стать одной из причин торможения провозглашенных давно намерений реформирования в отрасли здравоохранения Украины.
В связи с этим следует заметить, что решение, которое принимается относительно реформирования в той или иной отрасли деятельности, должно быть обоснованным и понятным для общества — что и почему подлежит реформированию. В провозглашенных правительством намерениях реформирования отрасли здравоохранения такие обоснования отсутствуют. Опять-таки причина та же самая — необходимость профессиональных знаний и квалифицированных руководящих кадров.
Нужно безотлагательно начать научную разработку новой методологии управления отраслью на основе интеграционного взаимодействия в деятельности медицинских заведений. Вместе с тем, нужно начать отбор и подготовку кадрового резерва врачей по специальности организации здравоохранения для работы в органах управления отрасли. Нужно создать государственную комплексную программу усовершенствования и дальнейшего развития системы здравоохранения в Украине. До решения этих назревших организационных вопросов вряд ли целесообразно браться за реформирование отрасли. Ее нужно отложить, чтобы впоследствии иметь возможность сделать систему здравоохранения в Украине более совершенной и эффективной.
Выпуск газеты №:
№128-129, (2016)Section
Почта «Дня»