Перейти к основному содержанию

Человек без компромиссов

18 августа исполняется 180 лет со дня рождения автора духовного гимна «Молитва за Украину» Александра Конисского
17 августа, 17:54

«Можно любить Украину так, как ее любил Конисский, но больше, чем он, любить нельзя», — эти слова сказаны об известном украинском писателе, педагоге и общественном деятеле второй половины ХІХ века Александре Конисском, 180 лет со дня рождения которого исполняется 18 августа 2016 г.

Всю свою жизнь он защищал интересы украинства, не идя ни на какие компромиссы в национальном деле, «будил сонных и письмом и словом», горел любовью к Украине и этим огнем зажигал сердца своих многочисленных духовных воспитанников. За этим огнем любви стояли реальные дела, а дальновидность Конисского, его талант видеть перспективу и вера в то, что Украина своего достигнет, поражают и сегодня. Даже свое самое величественное произведение — духовный гимн под названием «Молитва за Украину», которое уже более века (1885) звучит в украинских храмах, написал для детского хора. Он искренне верил в то, что со словами его молитвы «Боже Великий, єдиний, Русь-Україну храни...» будут вырастать будущие украинцы будущего независимого государства. Эти слова всегда были и остаются актуальными.

Александр Конисский родился на дедовском хуторе Переходовка, на Черниговщине. Рано оставшись без отца, первые уроки грамоты получил от матери и деда. Позже его отвезли в «Сиротский дом» в Чернигове, из которого он ходил в местную гимназию. Там, в 11 лет, начал писать стихотворения на родном языке, за что его, первого ученика, исключили из гимназии. Не удалось закончить и Нежинский лицей: бедность и болезнь глаз заставили оставить учебу. Однако это не помешало Конисскому проявить свой природный талант в литературе и общественных делах. На жизнь зарабатывал адвокатской практикой, сдав экстерном университетские экзамены на юриста.

Вторая половина ХІХ века вошла в историю украинского движения в первую очередь активной культурно-просветительской деятельностью Громад, одним из лидеров которых был А.Я.Конисский. В 1859 г., находясь на судебной службе в Полтаве, он влился в группу первой в Украине Громады, стал основателем украинских воскресных школ и общественных библиотек, автором первых украинских учебников — «Украинских прописей» и «Арихметики». В это же время оттачивал и свое публицистическое перо, сотрудничая с петербуржской «Основой». Пантелеймон Кулиш, познакомившись в Полтаве с Александром Конисским, предупреждал: «Должны были его за руки держать, чтобы патриотизмом не навредил себе, — и навредил таки». За подвижническую деятельность на ниве просветительства родного народа и «украинскую пропаганду» в 1863 г. его без суда выслали в Вологду, впоследствии еще дальше — в Тотьму. Собственно, наказали не столько за деятельность, сколько за убеждения.

В 1872 года, поселившись в Киеве, сотрудничает с самой авторитетной украинской организацией — Киевской Старой Громадой, принимает активное участие в редактировании либеральной городской газеты «Киевский телеграф». В 1878 г. А.Конисского выбирают гласным Киевской городской думы, трибуну которой использовал для борьбы за культурно-образовательные права украинства: выступал за создание украинских школ в городе, одну из которых предлагал назвать школой Шевченко, писал петиции к царю в защиту родного языка. Имея бескомпромиссный и нелегкий характер, со временем разошелся со старогромадовцами, сосредоточив свою энергию на сотрудничестве с молодежью. Инициировал создание Громады при Киевской духовной семинарии. Верил, что семинаристы понесут к людям не только Божье, но и родное слово. Он же стал промотором первого на территории Российской империи украинского издательского общества «Вік» (1895), которое развивал со своими духовными учениками: Василием Доманицким, Александром Лотоцким, Сергеем Ефремовым, Федором Матушевским, Владимиром Дурдуковским и другими. Киевская квартира Александра Яковлевича на Бибиковском бульваре №38 (на месте этого дома на современном бульваре Шевченко в настоящее время находится здание железнодорожных касс) стала настоящим «украинским клубом». Не было ни одного сознательного украинца, который проживал или учился в Киеве или же приезжал в город, и не пожаловал к Конисскому и в хорошие, и в плохие периоды его жизни. Так, в своих записных книжках Александр Яковлевич писал, что за месяц тяжелой болезни, которая постигла в 1897 г., его посетило 375 лиц.

Каждый, кто бывал в усадьбе А.Конисского, вспоминал его уникальный книжный сборник. Завсегдатай этого «клуба» М.Грушевский отмечал: «Большим аттракционом была его библиотека, составленная главным образом из украинских изданий, — русских и зарубежных: у него было почти все, чего нельзя было найти нигде больше. На шкафах, где она содержалась, — прикреплены были бумажки с надписями, что книжки можно читать сколько угодно на месте, но домой они не одалживались никому». Эта же надпись — «книги домой не даю» — запомнилась и С. Ефремову. Свою уникальную библиотеку Александр Конисский хранил для потомков.

Сущность всех благородных дел, к которым был причастен Александр Конисский, его мировоззренческое кредо относительно верховного права и высших обязанностей граждан — высокая духовность и нравственность — остаются актуальными, современными и в начале ХХІ ст. В своих дневниковых заметках под названием «Думки й помітки» 29 декабря 1883 г. это кредо он определил так: «Всю вину чуть ли не ежедневных краж в банях возлагают у нас на политический наш строй и говорят: «Вылечить эту болезнь может только Конституция». Вряд ли это действительно так! Корень беды, аморальности лежит в природе тех людей: плохие деяния можно уменьшить только хорошим моральным воспитанием, а этого у нас еще недостаточно, и никакая конституция не даст его»

Стремясь объединить все украинские силы, А.Конисский инициировал создание Общеукраинской организации (1897), от которой берут начало многочисленные политические партии нач. ХХ в. Яркие воспоминания украинского писателя Мусия Кононенко об этой инициативе позволяют заглянуть в «лабораторию» тогдашнего украинского движения: «Однажды вечером сидели мы у Конисского, дискутировали на разные темы, а затем перешли к подсчету известных нам украинцев, которые сознательно относились к национальным правам нашего народа и заботились об этом так или иначе. Нас было тогда четверо: Конисский, Антонович, Симиренко (заводчик) и я. Первые трое, как люди намного старше меня, вспоминали фамилии сознательных украинцев и где кто из них живет, а я карандашом записывал это на листе бумаги. Перебрали всю Украину и Московщину и насчитали всего 74 души, которые рассеялись по всему миру и потеряли между собой связь. Логическим путем дошли мы в разговоре к мысли разыскать этих разбросанных по миру людей, увидеться с ними и узнать, живут ли они своей украинской жизнью, или запустили ли его. Долго говорили об этом и наконец решили разыскать тех людей, да еще и постараться пригласить их на съезд в Киев. Когда мы вернулись домой, то список сознательных людей увеличился на 20 лиц». Но эта группа патриотов численностью менее сотни работала за хорошую тысячу деятелей, потому и смог так много сделать ради национальной идеи и независимой Украины.

Александра Конисского справедливо называют одним из самых активных и последовательных спикеров идеи Украинской академии наук. Он был не только одним из основателей Громады имени Шевченко во Львове (1873) и инициатором преобразования его в Научное общество имени Шевченко (1892). Он был стратегом этой первой национальной научной институции, последовательно отстаивая мысль о создании на базе НОШ Украинской академии наук. Для него НОШ было «всегда необычайно мило, как доброму отцовскому сердцу самый любимый сын». Именно поэтому в своем духовном завещании записал Общество главным наследником, завещая на его развитие не только собственные капиталы в сумме около 20 тыс. руб., но и свое самое дорогое сокровище — знаменитую библиотеку.

Инициатор идеи национального единства украинцев Галичины и Надднепрянщины, патриот соборной Украины, Александр Яковлевич после Емского указа 1876 г., который поставил вне закона украинское слово, украинскую книжку и украинство в целом, активно переносит свою деятельность в Галичину, называя ее «литературной Сечью». Наряду с Владимиром Антоновичем, Александром Барвинским, Юлианом Романчуком и другими деятелями стал идейным вдохновителем, «моральным отцом» политики украинско-польского понимания. Результатом достигнутого соглашения стала первая на украинских землях кафедра истории Украины, основанная во Львовском университете. Именно при участии А.Конисского в 1894 г. профессор этой кафедры утвердил 28-летнего выпускника Киевского университета, его крестника в общественных делах, его «Хлопця» Михаила Грушевского. В одном из писем к приятелю из Кубани он с гордостью писал: «И кафедра, и профессор — полностью наши дети!».

Александр Конисский по праву считается основателем шевченковедения. Трудно отрицать и тот факт, что статус национального гения Тарас Шевченко получил именно стараниями Конисского. Реорганизовывая Общество имени Шевченко в научное, первоочередным заданием считал написание жизнеописания патрона Громады. Выполнять собственную установку довелось самому. Он стал автором самой полной на конец ХІХ в. биографии Т.Шевченко, которую И.Франко назвал лучшим памятником и Шевченко, и самому автору. Положив этим начало шевченковедения, хорошо осознавал, что создаваемая «і мозком, і серцем» его хроника «далека ще від такої бажаної життєписі» украинца, которого он набожно уважал. Мечтал издать дневник и письма Кобзаря, собрав самый полный на конец ХІХ в. сборник корреспонденций поэта. Разыскивал неизданные автографы его произведений, напечатал и «Пробу улаштовання хронології до творів Тараса Шевченка» с посвящением своему духовному ученику М.Грушевскому. Незавершенные проекты продолжили его воспитанники и сподвижники. А.Конисский — автор многочисленных рассказов и публицистических трудов, которые при условиях царской цензуры подписывал псевдонимами или криптонимами, которых имел свыше сотни, а среди них любимый — «Верниволя».

Сущность всех благородных дел, к которым был причастен Александр Конисский, его мировоззренческое кредо относительно верховного права и высших обязанностей граждан — высокая духовность и нравственность — остаются актуальными, современными и в начале ХХІ в. В своих дневниковых заметках под названием «Думки й помітки». 29 декабря 1883 это кредо он определил так: «Всю вину чуть ли не ежедневных краж в банях перекладывают у нас на политический наш строй и говорят: «Вылечить от этой болезни может только Конституция». Вряд ли это правда! Корень беды, аморальности лежит в природе тех людей: плохие деяния можно уменьшить только хорошим моральным воспитанием, а этого у нас еще недостаточно, и никакая конституция не даст его».

На могиле Александра Конисского на Байковом кладбище стоит стилизованный казацкий крест, к которому приходят помолиться за Украину и помянуть ее славного сына.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать