Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Предательство или победа?

Как в действительности изменилась судьба украинской «Мрії» в Китае
01 сентября, 18:41
ФОТО РЕЙТЕР

Прежде всего — «Мрію» не продали. «Укроборонпром» и ГП «АНТОНОВ» действительно ведут переговоры о налаживании серийного производства Ан-225 с китайским инвестором. И действительно 30 августа они имели по этому поводу встречи в городе Лучжоу с руководством местного муниципалитета и менеджментом компании Airspace Industry Corporation of China. Но по результатам этой встречи, как известно «Дню» из достоверного источника в «Укроборонпроме», никаких конкретных контрактов относительно продажи, создания или совместного производства подписано не было. Китайцы хотели (и хотят) купить проектную документацию на «Мрію», а мы — продать второй недостроенный экземпляр Ан-225, который уже почти 30 лет покрывается пылью в ангарах ГП «АНТОНОВ». На том и «разошлись». А чтобы не возвращаться домой с пустыми руками, подписали меморандум!

То, что новое руководство ГП «АНТОНОВ» ищет возможности обновить программу серийного производства Ан-225, — не новость. Еще в начале этого года об этом в интервью портала «ЛІГА.нет» заявил тогда еще первый вице-президент, а в настоящее время — президент ГП «АНТОНОВ» Александр Коцюба. Он оценил стоимость этого проекта в 3—4 миллиарда долларов и заявил, что определенный интерес к этому проекту демонстрирует инвестор из Китая. Но Коцюба сомневался, что эта компания потянет такой дорогостоящий и сложный проект. «Есть определенный интерес со стороны Китая. Для них такая сумма полностью подъемная. Но пока это на уровне обсуждения. «Мрія» интересна не только как уникальный коммерческий перевозчик. Такой самолет украсит собой имидж любой страны. Но для одной компании такие суммы непомерно большие. Мы видим это как какой-то межгосударственный проект», — объяснил тогда Кочерга. И в принципе переговоры в Лучжоу, заверяет наш источник, ничего нового не принесли. И, возможно, даже остались бы незамеченными, если бы не жажда журналистов к сенсациям. Сначала китайские журналисты, не разобравшись, дали информацию, что теперь знаменитая на весь мир «Мрія» уже у них. Их сообщение подхватили российские коллеги. Когда информация дошла до украинского медиапространства, то уже была более близкой к правде. Украинские СМИ писали о том, китайцы купили права на серийный выпуск «Мрії». Вскоре пресс-служба ГП «АНТОНОВ» опровергла и эту информацию, объяснив, что 30 августа в  Лучжоу было подписано соглашение о сотрудничестве с китайской (а, по сути, как удалось выяснить «Дню» — гонконгской) компанией Aerospace Industry Corporation of China (не путать с китайским авиамонополистом Aviation Industry Corporation of China AVICC) и руководством города. «Таким образом, стороны выразили намерение относительно долгосрочного сотрудничества, которое предусматривает на первом этапе  построение второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 «Мрія» на ГП «АНТОНОВ» и его поставку компании AICC и создание на втором этапе  совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «АНТОНОВ», — идет речь в сообщении пресс-службы. Также в ГП «АНТОНОВ» подчеркнули, что на каждый этап будет подписан еще отдельный контракт. Подробности будут известны сразу по возвращении делегации из Китая. Но, как подчеркнул президент ГП «АНТОНОВ» Александр Коцюба, «и речи о передаче прав собственности, технологий или продаже действующей летающей «Мрії» не идет».

УЖЕ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ НА ЗАВОДЕ АНТОНОВА НАХОДИТСЯ ВТОРОЙ, НЕДОСТРОЕННЫЙ ПЛАНЕР САМОЛЕТА АН-225 «МРІЯ», КОТОРЫЙ РУКОВОДСТВО ЗАВОДА АНТОНОВА ПЛАНИРУЕТ ДОСТРОИТЬ ЗА СЧЕТ ИНОСТРАНЦЕВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГП «АНТОНОВ»

«Мрія» — это гордость украинского авиапрома. Построенный в конце 80-х годов прошлого века, он и до сих пор остается самым большим и самым мощным в мире транспортным самолетом. Со времени своего первого полета — в 1988 году —  авиалайнер выполнил пять выгодных для страны как имиджевых, так и финансовых контрактов. Первый коммерческий полет «Мрія» осуществила 31 января 2002 года со Штутгарта в королевство Оман с грузом 187,5 тонны продуктов питания для американских военных, расположенных в стране. С того времени Ан-225 стал  наряду с «Русланом» «рабочей лошадкой» в парке самолетов «Авиалиний Антонова» благодаря возможности транспортировки объектов, которые раньше нельзя было перевезти по воздуху (локомотивы, 150-тонные генераторы и тому подобное). Возможность быстрой транспортировки крупногабаритных грузов, которые необходимы пострадавшим от стихийных бедствий, обеспечило самолету репутацию ценного помощника для гуманитарных организаций. Но, невзирая на уникальность и мощность «Мрії», Украина до сих пор не имела заказов на ее изготовление. Слишком дорого стоит этот самолет, ввиду того, что является достаточно узкоспециализированным — Ан-225 разумно использовать только, когда есть необходимость транспортировки на далекие расстояния крупногабаритного груза или грузов чрезвычайно больших объемов.

Зачем Ан-225 понадобился китайцам? Эксперт в сфере рынка авиации Богдан Долинце в комментарии «Дню» допускает, что инвестор хочет застолбить за собой технологию воздушного старта в космос. «Эта технология воздушного пуска в Китае сегодня уже апробируется. Небольшие летательные аппараты они уже запускают в космос из тех самолетов, которые они сами производят. Возможно, им нужна «Мрія», чтобы действительно запускать ракеты», — рассказывает эксперт. По крайней мере, в этом он, по его словам, видит больше логики, чем в предположениях, что Китай будет его использовать в качестве средства для транспортировки грузов. Напомним, что Ан-225 был создан в первую очередь для потребностей советской космической программы в части транспортировки грузов, в частности, космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия».

По словам Долинце, если украинской стороне таки удастся убедить Airspace Industry Corporation of China, и она таки вложит деньги в достройку второго экземпляра «Мрії» — то это будет однозначная «победа» для украинской авиации. Ведь, самостоятельно мы этого сделать не можем, из-за нехватки средств. «И я боюсь, что когда у нас такие деньги появятся, Ан-225 уже не будет актуальным самолетом», — говорит эксперт. А так, подчеркивает Долинце, мы имеем шанс заработать деньги, которые можем вложить в развитие серии самолетов, которые у нас активно развиваются: Ан-178, Ан-70, и другие. Но идя на это сотрудничество, мы действительно рискуем. Ввиду того, что нет никакой конкретной информации относительно контракта, говорит эксперт, есть вероятность, что проект будет реализован частично: китайцы получат то, что им было нужно — какую-то технологическую, конструкторскую информацию или используют для осуществления своих проектов, и в какой-то момент могут отказаться от сотрудничества с украинцами. «Я не знаю, учтен ли этот риск в меморандуме, или нет. Потому что данный документ никто еще не видел», — подчеркивает  эксперт.

Председатель комитета ВРУ по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк уже сделал депутатское обращение к президенту ГП «Антонов», чтобы тот разъяснил, что подписали в Китае. В комментарии «Дню» он отметил, что, согласно имеющейся у него информации, сообщения, распространенные ранее СМИ, не отвечают действительности, но, чтобы окончательно прояснить ситуацию, он сделал депутатское обращение. «Безусловно, без международной кооперации украинское самолетостроение не имеет надлежащей перспективы. Но это не значит, что мы можем пойти на уступки, которые сделают нас ненужными заграничным партнерам через 5—10 лет. Поэтому это очень тонкое дело. Ключевые технологии и производство должны быть в Украине», — подчеркнул депутат.

В руководстве «Укроборонпрома» заверили «День», что «мы храним и не продаем свои технологии, особенно «закрытые». «В рамках совместного договора, который заключается между правительствами одного и другого государства, есть режим секретности. В этом режиме мы и работаем. Все технологии, необходимые Украине, сохраняются. Если вспоминать пример авианосца «Варяг», то у нас не было необходимости в нем, тем более — мы не собирались их строить. Поэтому было принято решение: продать, — объяснил заместитель генерального директора «Укроборонпрома» Александр Стеценко. — Сегодня немецкий Deutsch продал сертификат на выпуск двигателей, полностью построив производство в Китае. И в этом ничего страшного нет. Я хочу четко сказать, что позиция Министерства обороны — те технологии, которые имеют секретность для нашей армии, конечно, сохраняются».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать