«Одесса – любимому сыну»
19 октября, в Одесской опере состоится концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Эмиля Гилельса
Ныне о своем знаменитом земляке одесситы не забывают и гордятся, что Эмиль Григорьевич родился в Южной Пальмире (19 октября 1916 года), прославив своим искусством родной город и Украину. 2 сентября (ко Дню города) имя Э. Гилельса было увековечено на «Аллее звезд». А в октябре прошлого года состоялся уже Шестой международный конкурс пианистов памяти Эмиля Гилельса, который проводится на базе Одесской национальной музыкальной академии им. Антонины Неждановой и Одесской областной филармонии. Это творческое состязание проходит раз в два года и состоит из четырех туров: отборочного, который проходит в Брюсселе по видеозаписям, первого и второго туров, которые проходят в зале ОНМА им. А. Неждановой, третьего тура в зале Одесской филармонии в сопровождении Национального одесского симфонического оркестра.
Символично, что именно в день рождения маэстро на сцену выйдут лауреаты международных конкурсов пианистов памяти Э. Гилельса: Алексей Канке и Диана Гульцова (Украина), Хидака Шино (Япония), Лев Терсков (Франция) и Жибек Кожахметова (Казахстан), которые выступят вместе с музыкантами Национального президентского оркестра Украины (художественный руководитель — Анатолий Молотай, дирижер — Дмитрий Ситковецкий).
Об одесской фортепианной школе «Дню» рассказала Елена ХИЛЬ, преподаватель кафедры специально фортепиано Одесской национальной музыкальной академии им. А. Неждановой:
— На художественной карте Украины Одесса занимает особое место. Среди знаменитых одесситов немало имен прославленных музыкантов, вокалистов, композиторов, инструменталистов. Наряду с великими исполнителями — Давидом Ойстрахом и Святославом Рихтером золотыми буквами вписано имя Эмиля Гилельса — выдающегося пианиста прошлого века, почетного члена Лондонской королевской академии музыки и Будапештской музыкальной академии им. Ф. Листа, профессора Московской консерватории им. П. Чайковского. Еще студентом Одесской консерватории Эмиль завоевал 1 место на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. Этой победой началась блестящая карьера профессионального музыканта, а Эмиль прославил Alma mater и своего педагога, профессора Берту Михайловну Рейнгбальд. О ней Гилельс писал: «Это был человек большой культуры ... Обладая психологической чуткостью, она умела выявить сильные стороны учеников, пробудить в них стремление раскрыть лучшие свои черты». Весь творческий путь Эмиля Григорьевича — это триумф одесской фортепианной школы!
Сейчас на кафедре специально фортепиано работают 25 преподавателей. Наши студенты принимают участие во многих международных конкурсах, занимая призовые места, продолжают творческое наследие, основанное Эмилем Григорьевичем. Лучшие из учеников получают специальную стипендию им. Гилельса. Большой популярностью у одесситов являются концерты абонемента «Звезды, зажженные именем великого гения», а также выступления педагогов и студенчества музыкальной академии. Следует отметить, что все шесть международных конкурсов пианистов памяти Эмиля Гилельса получили высокую оценку и признание в профессиональных кругах, и после каждого этого творческого состязания открываются новые имена самобытных музыкантов, которые прославляют не только одесскую, но и украинскую фортепианную школу в мире.
СПРАВКА «Дня»
Э.Г. Гилельс (1916-1985 гг.) - один из величайших пианистов XX в. и педагог. В пять с половиной лет Эмиль начал учиться музыке у Якова Ткача (в то время известного преподавателя фортепиано в Одессе. Свой первый концерт Эмиль дал в 12 лет, виртуозно исполнив "Патетическую сонату" Бетховена, концертный этюд Листа UnSospiro, сонаты Скарлатти, Скерцо Мендельсона, несколько этюдов Шопена, вальс и другие произведения. По словам очевидцев, слушатели были поражены мастерством, глубиной интерпретаций, прозрачностью и изяществом игры на рояле, которые продемонстрировал юный пианист. В 1930 годуГилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Рейнгбальд. В 16 лет Эмиль одержал триумфальную победу на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и стал знаменитым на всю страну. После окончания консерватории в 1935 году поступил в Школу высшего мастерства при Московской консерватории (класс Генриха Нейгауза). В 1938-м побеждает на престижном Конкурсе им. Изаи в Бельгии.
Эмиль Григорьевич имел чрезвычайно широкий репертуар, который охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко до музыки XX века. Особое место занимали произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты Бетховена, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Зрелому исполнительскому стилю Э. Гилельса была свойственна целостность, чувство музыкальной формы и глубокое проникновение в духовную ценность концепции музыкальных произведений. Мастера называли пианистом "объективной" манеры, которая не имела в себе никаких излишеств и "автобиографизма". Эмиль Гилельс выступал также в ансамблях, в том числе в трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем.
Выпуск газеты №:
№188, (2016)Section
День Украины