Сильный ход Эрдогана
Сергей КОРСУНСКИЙ: «Турки вместе со Свободной сирийской армией собираются создать на севере Сирии буферную зону для беженцев»![](/sites/default/files/main/articles/30112016/3erdogan.jpg)
Мировые СМИ распространили жесткое заявление президента Турции Реджепа Эрдогана, который заявил о введении турецких войск на территорию Сирии с целью устранения президента Башара Асада. «По моим оценкам, в Сирии погиб почти 1 млн. человек. И люди продолжают умирать — нет никакого исключения для женщин и детей. Где ООН? Что она делает? Мы долго терпели, но в результате вынуждены были войти в Сирию вместе со Свободной сирийской армией. Мы здесь, чтобы возобновить справедливость. Мы пришли в Сирию, чтобы положить конец правлению жесткого тирана Асада, который устроил в стране государственный переворот», — цитируют масс-медиа слова турецкого президента. Нужно отметить, что фактически ультиматум Эрдонана прозвучал на фоне успеха лояльных Асаду регулярных сирийских войск в Алеппо, что считается оплотом оппозиции.
Ситуацию «Дню» комментирует Посол по особым поручениям по делам Турции и Кавказа Сергей КОРСУНСКИЙ:
«ЗАЯВЛЕНИЕ — ПОДТВЕРЖДЕНИЕ НЕИЗМЕННОСТИ ПОЗИЦИИ, ЧТО БУДУЩЕГО У СИРИИ С АСАДОМ НЕТ»
— Эрдоган не сказал ничего нового, а только повторил то, что он говорил три года тому назад, пытаясь уговорить Асада не прибегать к жестким действиям, которые привели к гражданской войне в Сирии. А когда в Турции поняли, что этого не случится, то Эрдоган сказал, что Асад должен уйти.
Турецкий президент постоянно критикует международное содружество и СБ ООН, который не принял ни одной резолюции, чтобы остановить кровопролитие в Сирии.
Возможно, это прозвучало более сконцентрировано сейчас, и разница между предыдущими заявлениями и теми, что были сделаны в настоящее время, заключается в том, что наземные войска Турции вошли на территорию Сирии. Для меня нет никакой новости в том, что он считает Асада террористом, тираном, который должен уйти.
В Турции много беженцев, но она не получает той помощи от ЕС, на какую надеялась. И потому турки вместе со Свободной сирийской армией собираются создать на севере Сирии определенную буферную зону, куда могли бы вернуться беженцы и нормально жить. Именно это они сейчас и делают. Это не означает, что они пойдут маршем на Дамаск против регулярной сирийской армии уничтожать Асада. Конечно, туркам не нравится то, что происходит в Алеппо, и потому предпринимают именно такие шаги.
На мой взгляд, это заявление — подтверждение неизменности позиции, что будущего у Сирии с Асадом нет, что преступления против человечества продолжаются, что в условиях, когда международное содружество не в состоянии предпринять конкретных шагов по приостановке насилия и гибели 1 млн. человек, Турция была вынуждена вводить свои боевые подразделения на сирийскую территорию, чтобы разрешать свои проблемы безопасности и заодно пытаться решить проблему беженцев.
Что касается предложенного Францией очередного рассмотрения сирийского вопроса в Совбезе ООН. Сколько раз рассматривался подобный вопрос? Россия все это каждый раз просто блокирует. У Москвы совсем другой интерес, и у нее нет никаких планов реально разрешить ситуацию в Сирии. Их задача — создать всемирную проблему, которая будет очень трудно решаться и для американцев, и для европейцев, и для турок.
Если посмотрите на все последние контакты между американцами, турками и россиянами, то вопрос Сирии — номер один. И в настоящее время госсекретарь Кэрри едет в Ватикан также говорить о Сирии. Для турок реально это очень болезненный вопрос. Если бы россияне оттуда ушли, то вопрос решился бы мгновенно. Но они не уйдут.
«ЭРДОГАН БУДЕТ ИСКАТЬ ДРУГИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТРАМПА»
В настоящее время в Турции возлагают надежду на новую американскую администрацию. Поэтому не случайно Эрдоган один из первых поздравил Дональда Трампа с победой на выборах. Проблема заключается в том, что Эрдоган очень недоволен тем, что, во-первых, американцы не выдают Фетхуллаха Гюлена и, во-вторых, поддерживают определенные прокурдские формирования в Сирии, которых турки считают террористами.
Эрдогану не удалось найти общий язык с администрацией Обамы, и он этим очень раздражен. Конечно, сейчас турецкий лидер будет пытаться с администрацией Трампа искать другие пути решения этих проблем. В Анкаре прекрасно понимают, что без США этот вопрос решить нельзя. Поэтому я убежден, что надежды турок в этом плане — полностью обоснованы. Они надеются, что все эти ключевые вопросы будут решены с новой администрацией. И если это случится, то можно будет говорить о новой странице в двусторонних отношениях США и Турции. Если нет, то определенное напряжение между этими странами будет оставаться. Теперь, насколько я знаю, сигналы из Вашингтона идут очень позитивные. Люди, работавшие в команде Трампа, очень положительно высказываются о необходимости возобновления стратегических отношений с Турцией.
Что касается роли Европы в решении сирийского кризиса, то здесь все значительно сложнее. Во Франции сейчас идет избирательный процесс, а в Германии со стороны Меркель звучат достаточно противоречивые заявления. Поэтому я не уверен, что сейчас от Европы следует чего-то ожидать. По моему мнению, там хотят удержать эту ситуацию, пока американцы не вернутся к большой политике, и надеются, что как-то с новой администрацией можно будет сесть и серьезно поговорить.
«ДЛЯ УКРАИНЫ НАСТУПИЛ МОМЕНТ СЕРЬЕЗНО ПОРАБОТАТЬ НАД ОБНОВЛЕНИЕМ ПОВЕСТКИ ДНЯ С ТУРЦИЕЙ»
Для Украины сейчас наступил момент серьезно поработать над обновлением повестки дня с Турцией на ближайшую перспективу. И в первую очередь, этот порядок связан с кардинальным изменением внутренне— и внешнеполитической парадигмы Турции и ее приоритетов, настроений и концептуального виденья мира после переворота.
Для того чтобы Украина не потеряла своего партнера, мы поддерживаем постоянный диалог. У нас налажены бизнес-контакты и переговоры на государственном уровне, позволяющие понять, что происходит. Турция является соспонсором резолюции по Крыму, которая принята в комитете и будет голосоваться на ГА ООН.
Мы работаем над тем, чтобы в следующем году состоялись визиты на уровне премьер-министров и визит президента Эрдогана в Украину. Для этого нужно готовить новую повестку дня, чем сейчас и занимается МИД. Мы готовим основательный пакет, который дал бы нам возможность сформировать определенное виденье отношений между странами на новый период после попытки переворота. А этот период завершится конституционным референдумом, который ожидается в марте-апреле следующего года. Если согласно его результатам изменится система власти в Турции, то это будет совсем другая страна. Это значит, что кардинальные изменения, происходящие в мире и в самой Турции, будут требовать от нас новых адекватных шагов.
Выпуск газеты №:
№219, (2016)Section
День Планеты