Инвестиции-2016: медленный, но оптимистичный рост
Наибольший объем капиталовложений поступает в промышленностьПо статистическим данным за третий квартал 2016 года, в экономику привлечено 204,5 млрд грн капитальных инвестиций. Это на 16,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Следовательно, можно говорить о позитивной тенденции, которая наблюдается в течение текущего года. Вполне возможно, что по итогам н.г. Украина на несколько пунктов превзойдет размер инвестиций, поступивших в экономику в 2014г., 219,4 млрд грн.
Безусловно, это позитивная тенденция. Но при этом следует учитывать, что удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП за два квартала 2016 года составляет всего 13,2%. То есть размеры инвестирования не достигают того приемлемого даже минимального уровня, достаточного для поддержания производственных мощностей и социальных объектов. А тем более их все еще недостаточно для базовых инноваций и технологического обновления экономики (в среднем по экономике степень износа основных средств по результатам 2015 года составляет 60,1%).
Недостаточное инвестирование ведет к потере конкурентоспособности национальной экономики, упадку основных фондов, спаду производства и увеличению себестоимости продукции, которая приводит к последующему недостаточному инвестированию производства.
ВО ЧТО ВКЛАДЫВАЮТ ИНВЕСТИЦИИ?
На сегодняшний день наибольший объем инвестиций поступает в промышленность. В 2016 г. на нее приходится 33,6% внутренних и 29,4% иностранных инвестиций в экономику. Однако это объясняется эффектом масштаба (частью в экономике), а не реальной привлекательностью отрасли для инвесторов. Об этом в частности свидетельствуют среднегодовые индексы капитальных инвестиций по отраслям.
Первые места по объемам привлеченных внутренних и иностранных инвестиций занимают производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и металлургия. Их части на конец третьего квартала 2016 г. составляли соответственно 17% и 11,9% внутренних инвестиций, и 18,7% и 39,7% прямых иностранных инвестиций. Однако, к величайшему сожалению, незначительными являются инвестиции в локомотив прогресса — машиностроение, обновление основных средств которого формирует циклы экономического взлета.
На строительство приходится 13,5% капитальных инвестиций, на сельское, лесное и рыбное хозяйство — 14,6%, информация и телекоммуникации — 4,4%, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — 8,7%, транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность — 7%, государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование — 3,7%.
Если рассматривать условия и факторы, имевшие влияние на текущее состояние увеличения объемов капиталовложений в Украине, то важно проанализировать их по источникам финансирования.
СОБСТВЕННЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Наибольшую часть капиталовложений инвесторы осуществляют за счет собственных средств — 71,8% (147 млрд грн). То есть это средства предприятий и организаций. При этом динамика изменения структуры источников говорит об увеличении в последние годы этой части. А это в свою очередь фактически свидетельствует о закрытом характере экономического воспроизводства и высокой зависимости состояния инвестирования в стране от прибыли предприятий и организаций, которая почти не подкреплена ни государственной поддержкой, ни кредитными ресурсами.
Часть привлеченных и заимствованных средств, а именно кредитов банков и средств иностранных инвесторов, составляла лишь 10,3% (14,7 и 6,3 млрд грн соответственно). Подавляющее большинство кредитов использовалось для обеспечения текущей деятельности субъектов ведения хозяйства, а не в инвестиционную деятельность. Это означает, что в Украине банки так и не стали движущей силой в перераспределении финансового ресурса на инвестиционные цели.
Третьим источником являются средства населения на жилищное строительство — 9,7% (19,7 млрд грн). Сравнения с другими источниками, которые включают также и покупку ценных бумаг на фондовом рынке, — 2,3%, свидетельствует, что домохозяйства инвестируют преимущественно в недвижимость как высоколиквидную и относительно надежную сферу экономической деятельности, и одновременно о низком инвестиционном доверии населения к банковской системе и фондовому рынку.
За счет государственного и местных бюджетов освоено 5,9% капитальных инвестиций (11,9 млрд грн). В последние годы усилилась тенденция снижения части расходов государственного бюджета на финансирование капитальных инвестиций в целом — с 5,7% в 2010 году до 1,1% в 2016 году. В то же время часть за счет местных бюджетов выросла — с 3,2% в 2010 до 4,8% в текущем году, который коррелирует с общегосударственной политикой децентрализации, в ходе которой вместе с полномочиями передаются на места и финансовые ресурсы.
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Незначительный объем средств иностранных инвесторов также не оказывает существенного влияния на общее состояние капиталовложений в Украине. Их часть с 2010 года практически не менялась и составляет в среднем 2% от общего объема инвестиций в основной капитал.
В прошлом году в Украину поступило 3,8 млрд дол США прямых иностранных инвестиций.
В 2016 году преимущественно средства иностранных инвесторов направлялись в финансовый сектор и страховую деятельность (в связи с требованиями докапитализации в банковской системе). Очевидным является тот факт, что не осуществились ожидания Министерства экономического развития и торговли относительно прогноза привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2016 г. в объеме 5 млрд дол., что планировалось обеспечить преимущественно за счет программы приватизации.
В то же время значительно уменьшился отток инвестиционного капитала. Так, часть выведенных инвестиций в структуре оттока ПИИ в 2013 году составляла 2,85 млрд грн, в 2014 — 1,17, в 2015 — 0,89, а за три квартала 2016 — 0,5 млрд долларов США.
ТЕНДЕНЦИИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
Экспертные прогнозные темпы роста украинской экономики ориентированы на добычу и экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью и составляют до 2% в год. С такими темпами нам никогда не стать сильной и развитой экономикой, а в докладах или рейтингах международных организации мы, как успели уже привыкнуть, еще долго будем в группе «развивающихся стран».
В соответствии с расчетами института общественно-экономических исследований, для выхода на уровень нынешнего развития стран-соседей, в десятилетней перспективе нужно удвоение ВВП в 2025 году. Это в свою очередь требует увеличения объема капиталовложений в среднем в два раза ежегодно. Очевидно, является неотложной структурная перестройка экономики, ориентация на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. По нашим оценкам, в 2017 году целевым показателем потребностей в обеспечении капитальных инвестиций являются 24,8 млрд долларов США за счет всех источников финансирования. При этом часть инвестиций в ВВП должна существенно увеличиться в 2017 году — до 18,9%. Только тогда мы сможем постепенно выходить на конкурентный уровень с нашими странами-соседями.
Однако, как мы видим, из-за нехватки средств в бюджетах центральной и региональных властей, государство практически стоит в стороне инвестиционных процессов. Негосударственные инвесторы также владеют ограниченными фондами. Кроме того, стоит отметить и недостаточный уровень имеющихся внутренних сбережений населения. Некоторые аналитики утверждают, что на руках у граждан находится около 100 млрд долларов США, однако возможности для надежного инвестирования этих средств, тем более для регулярной подпитки экономики, ограничены...
При таких обстоятельствах государственная регуляция инвестиционной деятельности должна быть направлена на прямое управление инвестициями, контроль за законностью осуществления инвестиционной деятельности всеми участниками и инвесторами. Государство должно стать надежным помощником, а иногда, как, например, в государственно-частном партнерстве, и — партнером. Другая, важная составляющая — привлеченные средства. Банковская система при поддержке государства должна обеспечить вливание финансовых ресурсов в экономику. В этом аспекте актуальными являются вопросы страхования и гарантирования инвестиций, и государство на этом рынке должно внедрить четкие правила игры. Но, например, промедление с принятием законопроекта относительно экспортно-кредитного агентства, а также отсутствие четкой стратегии в государстве, а значит и непонимание того, что будет после 2020 года, свидетельствует о том, что сегодня, к сожалению, именно государство в лице законодательной и исполнительной сфер власти является основным тормозящим фактором в создании институционной основы для активизации инвестиционной деятельности.
Выпуск газеты №:
№227, (2016)Section
Экономика